Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон, понятие и виды, стадии законодательного процесса.




ЗАКОН – это такой нормативно- правовой акт, который издается в особом порядке высшими представительными органами или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Виды законов:

ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ БЫВАЮТ:

КОНСТИТУЦИОННЫЕ. К ним принято относить Конституцию, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией. Например, является таковым Закон о Совете Министров Республики Беларусь. В Конституции закреплены: организационная структура государственной власти, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан,

ОБЫЧНЫЕ / ТЕКУЩИЕ /законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения,. В качества примеров текущих законов можно назвать законы РБ “О милиции” от 23 февраля 1991 года, “Об оперативно розыскной деятельности” от 12 ноября 1991 года.

+ ПО СУБЪЕКТУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

ПРИНЯТЫЕ РЕФЕРЕНДУМОМ,

ПРИННЯТЫЕ ЗАКОНОДЛТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

+ ПО СУБЪЕКТУ РЕГУЛИР0ВАНИЯ:

ОБЩИЕ например. Закон “О гражданстве”. В соответствии с Конституцией в редакции 1996 г. Президенту РБ предоставлено право издавать декреты, имеющие силу закона. СПЕЦИАЛЬНЫЕ. Эту группу составляют нормативно-правовые акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента РБ.

Важными подзаконными нормативными актами являются постановления Совета Министров РБ.

Следующим видом нормативных актов являются ВЕДОМСТВЕННЫЕ акты. Они издаются центральными органами государственного управления -министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Эти акты, как правило, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов.

СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА

ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА И ВСТУПЛЕНИЕ ЕГО В ДЕЙСТВИЕ

 

№38. Систематизация нормативно-правовых актов. Виды и цели систематизации.

Систематизация нормативно-правовых актов – это целенаправленная деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядочению, усовершенствованию нормативно-правового материала, приведение его в определенную согласованную систему.

Виды систематизации:

Инкорпорация – это такое объединение действующих нормативно-правовых актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собраниях законодательства без изменения их нормативного содержания.

Обработанный материал классифицируется по определенным признакам:

- Хронологический – факты помещаются последовательно, в зависимости от даты их принятия.

- Отраслевой – акты группируются в зависимости от их содержания, то есть по предметному признаку.

В зависимости от того кто осуществляет работу по инкорпорации она подразделяется на:

- Официальную – осуществляется органами, издавшими акты.

- Неофициальная – осуществляется любыми организациями, специалистами по собственной инициативе.

Кодификация – это вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменения его содержания в процессе создания кодифицированных актов.

В зависимости от объема разделяют:

- Общая обработка всего законодательства

- Систематизация законодательства одной отрасли

- Упорядочивается определенный вид правовых норм, охватывающий ряд правовых институтов какой-либо отрасли права

Консолидация – объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Акт носит только официальный характер.

 

№ 39. Понятие и оновные требования ююридической техники.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – это совокупность /комплекс / приемов, способов, правил разработки, оформления, опубликования их систематизации и эффективности, Это весьма сложное, многоаспектное правовое явление, относящееся как к приемам организации правового материала, его конструирования, так и к юридическому языку, юридической терминологии, к внешнему оформлению актов.

В процессе этой работы должны – соблюдаться требования обеспечения внутренней логики акта, преемственности, взаимосвязи новых и предшествующих правоустановлений, отсутствия повторений, противоречий, полное и всестороннее отражение в актах соответствующего содержания; установление пределов и порядка использования правового материала, изданного по этому вопросу ранее, четкое указание на акты, статьи, пункты, теряющие силу с принятием нового правового решения.

К юридическому языку, к терминологии предъявляются такие требования, как ясность, доступность, строгость, лаконичность стиля, точность формулировок, терминов, не допускающих двоякость их понимания, единство терминологии, использование общепризнанных, устоявшихся понятий, их четкая взаимосвязь. В правовых актах не принято использовать образные сравнения, эпитеты, метафоры. Обычно сложные специальные юридические и иные термины получают расшифровку.

Оформление и структура актов также должны соответствовать определенным требованиям. Это в первую очередь касается реквизитов: наименование акта /закон, указ, постановление/, его заголовка / о гражданстве, об аренде/, наименование органа, его издавшего, наличие официальных подписей, даты”. Законы обычно подразделяются на статьи, а правительственные ведомственные акты местных органов и др. – на пункты. Если акт достаточно крупный, объемный, то в нем должно быть деление на части /общая, особенная/, разделы, главы. В таких крупных актах даются преамбулы, т.е. вводные части, где указываются цели, задачи, мотивы их принятия.

Юридическая техника играет исключительно важную роль и используется как в процессе создания правовых актов, так и в процессе их систематизации’. Процедура принятия и систематизации нормативно-правовых актов, но распространяется и на сферу правоприменительной деятельности.

№ 40 Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов?

Опубликование и введение принятого законодательного решения является последней стадией законодательного процесса.

ОПУБЛИКОВАНИЕ – это помещение подлинного текста нормативно-правового акта в определенном печатном издании, на которое можно ссылаться. Такие издания определяются специальными актами. В частности, в Республике Беларусь с I января 1999 г. действует Положение об официальном. опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь которые утверждено Декретом Президента РБ 10 декабря 1998 г. Источниками официального опубликования законов в Республике Беларусь являются Ведомости Национального Собрания РБ, газета “Звязда” и Народная газета. Для актов Президента официальными источниками определены такие издания, как “Собрание декретов, указов Президентам постановлений Правительства РБ” и газета “Советская Белоруссия”. Кроме того, для всех правовых актов официальными, источником опубликования является издание Национального реестра правовых актов РБ.

В этом смысле следует правильно понимать и такой термин, как обнародование нормативно-правовых актов, который означает доведение содержания законов и других нормативно-правовых актов до сведения населения любым способом. Это может быть помещение актов в любых печатных изданиях, передача его содержания по радио, телевидению, оглашение в коллективах путем вывешивания его текста на щитах,.

Законы подлежит немедленному опубликованию после их подписания вступают в силу через десять дней после их опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента.

Эти акты подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов РБ, если в них не указан срок введения в действие. Постановления Правительства официально публикуются в “Собрании декретов, указов Президента и постановлений Правительства РБ” и газете “Республика” и вводятся в действие аналогичным образом.

Все нормативно-правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов РБ.

№ 41 Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона?

Определение времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, то есть -помещение текста акта в официальное издание или в определенных газетах, на которых можно официально ссылаться. Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления.

На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия или опубликования. Они могут вводится и по истечению определенного срока после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты,

При этом акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования, которое осуществляется, как правило, после включения их в Национальный реестр правовых актов РБ.

Не менее важное значение имеет также определение времени утраты нормативно-правовым актом юридической силы. Это происходит при наступлении определенных обстоятельств:

1. Акт теряет юридическую силу в связи с истечением срока действия, если он был принят на определенный срок.

2. Он утрачивает юридическую силу вследствие прямой его отмены. Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном перечне актов, утрачивающих силу в связи с принятием нового акта.

3. Когда он фактически заменяется новым актом, регулирующим по-иному те же отношения, хотя официально старый акт не отменен.

4. Акт прекращает действие и теряет юридическую силу в том случае, к когда изменились обстоятельства, на которые он был рассчитан /на пример, на период военного времени/.

Сила закона, это понятие означает распространение действия нормативно-правовых актов на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта действуют как бы на прошедшее время, обращены в прошлое, назад.

Это означает, что при совершении, например, противоправного деяния или возникновения имущественного спора дела должны рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния или возникновения споров

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...