Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.




Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению, Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства. В международном праве под государственной территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т.е. которая находится под его суверенитетом. В состав территории государства входит вся суша в пределах его границ, включая недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства, военные суда под флагом государства, невоенные суда под флагом государства в открытом море и между не родном воздушном пространстве, космические корабли со знаком государства, зарегистрировавшего объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом. Однако некоторые нормативно-правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее часть (отдельные акты в РБ действуют только на территории находящихся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на ЧАЭС.

Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативно-правовых актов в пространстве, как возможность применения законов определенного государства к его органам и организациям, находящихся за границей.

Так, в соответствии со статьей 5 УК РБ ее граждане, совершившие преступление за границей, подлежат уголовной ответственности по белорусскому законодательству, а не по законодательству места. совершения преступления.

Если же они понесли наказание за границей, белорусский суд может учесть это обстоятельство, в соответствии с Конституцией гражданину РБ гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами

 

№43.Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов по лицам означает их применимость к определенным категориям cубъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся В соответствующем нормативно-правовом акте. По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это В первую очередь касается граждан данного государства, лиц с двойным гражданством, граждан иностранных государств, или без гражданства, А также всех организаций, функционирующих на территории государства. Так, например, нормы избирательного закона РБ не действуют В отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы,

Некоторые нормативно-правовые акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Так Закон РБ “О милиции” действует в отношении только органов милиции. Некоторые акты действуют только в отношении пенсионеров, военнослужащих. Например, иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность по несению воинской службы, поскольку она возлагается, только на граждан Беларуси. Не могут они состоять и на службе В ОВД, Занимать ряд государственных должностей. Они не могут участвовать в формировании выборных государственных органов, они не могут избирать и быть избранными в эти органы, равно как и быть участниками референдума.

Во-вторых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств /послы, посланники, поверенные в делах, советники, военные атташе, секретари/, члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так называемыми дипломатическим иммунитетом. ОН состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

 

№ 44. Правосознание. Его структура и виды. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел.

Правосознание – это одна из форм общественног сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Структура правосознания:

- Правовая идеология – совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, оценок, представлений о праве. Отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного обобщения и на основе глубоких знаний, оценок и анализа правовых явлений. Особое место занимают правовые идеи.

- Правовая психология – различного рода чувства, оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения. Психологические элементы правосознания представляют собой эмоциональное восприятие права.

- Правовая мораль – это представления людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их действующих убеждений.

Различают следующие виды правосознания:

1. Обыденное – складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, жизненного опыта человека. Наибольшую роль играют эмоции, переживания.

2. Научное (теоретическое) – формируется на основе глубоких теоретических исследований социальной действительности, широких правовых обобщений. Содержание, в основном, составляют правовая идеология, система теоретических правовых знаний.

3. Профессиональное – специализированное правосознание юристов.

В зависимости от носителей:

1. Общественное – правовые воззрения большинства общества. А так же массовые представления о праве.

2. Индивидуальное - это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требованиях отдельного индивида.

3. Групповое – воззрение на право и правоприменительную практику отдельных социальных

 

№45. Правовая культура, правовой нигилизм, его истоки и пути преодоления.

Правовая культура – это качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования общественных отношений.

Показатели правовой культуры:

1. Уровень правосознания, отношение общества и государства к праву.

2. Совершенство и демократизм правотворческих процедур.

3. Качество законодательства, степень отражения в нем социальных интересов.

4. Профессионализм и общественный статус юридических кадров, учреждений.

5. Состояние правовой науки и образования.

6. Обеспечение прав и свобод личности.

7. Состояние законности и правопорядка.

Суть правового нигилизма состоит в том, что идет недооценка значения и роли права и законности, а иногда и отрицания, игнорирования требований законов. Правовой нигилизм может выражаться в форме скептического, неуважительного отношения к ценности права как регулятора общественных отношений, неверие в его способность обеспечивать порядок на основе справедливости.

К причинам, иначе говоря, к истокам правового нигилизма относятся как исторические корни, как естественное следствие царского самодержавия, теория и практика диктатуры пролетариата после 1917 года, функционирование правовой системы с господствующими командно-административными методами.

Пути преодоления исходя из показателей правовой культуры и причинам правового нигилизма.

 

№46. Понятие реализации права. Основные формы реализации.

Право выступает в реальной жизни в виде системы норм, эталонов требований. Следовательно, реализация права – это реализация правовых норм.

Реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права.

Формы реализации права:

- Соблюдение

- Исполнение

- Использование

- Применение

Соблюдение – это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов. То есть воздержание их от совершения тех действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены.

Исполнение – это такая форма реализации права, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнить требования правовых норм.

Использование – выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений, своих прав, закрепленных в законодательстве. Использование связано с совершением дозволенных действий, которые зависят от желания и воли.

Применение – государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность по применению юридических норм к определенным отношениям, делам, лицам. Является особой формой реализации норм права.

 

 

№47. Применение права как формы его реализации. Правоприменительная деятельность ОВД.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных государственных органов или по уполномочию государства негосударственных организации, должностных лиц, осуществляемая в специально установленных законом формах по реализации правовых норм относительно конкретных случаев путем принятия индивидуально-правовых решений.

Особенности правоприменения:

- Правоприменение – государственная деятельность.

- Деятельность специально уполномоченных на то субъектов права. Это компетентные государственные органы или уполномоченные государством негосударственные органы (суды, исполнительные комитеты, ОВД, администрация предприятий и т.д.).

- Правоприменение – деятельность в отношении конкретных жизненных случаев и вынесению индивидуальных правовых решений.

- Правоприменительная деятельность – это организующая творческая деятельность в отношении конкретных субъектов права.

- Эта деятельность четко регламентирована нормативными актами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...