Действие нормативно-правовых актов в пространстве.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению, Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием территории государства. В международном праве под государственной территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т.е. которая находится под его суверенитетом. В состав территории государства входит вся суша в пределах его границ, включая недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства, военные суда под флагом государства, невоенные суда под флагом государства в открытом море и между не родном воздушном пространстве, космические корабли со знаком государства, зарегистрировавшего объект территории посольств, миссий, консульств, находящихся за рубежом. Однако некоторые нормативно-правовые акты центральных органов могут распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее часть (отдельные акты в РБ действуют только на территории находящихся под радиационным контролем в связи с последствиями аварии на ЧАЭС. Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативно-правовых актов в пространстве, как возможность применения законов определенного государства к его органам и организациям, находящихся за границей. Так, в соответствии со статьей 5 УК РБ ее граждане, совершившие преступление за границей, подлежат уголовной ответственности по белорусскому законодательству, а не по законодательству места. совершения преступления.
Если же они понесли наказание за границей, белорусский суд может учесть это обстоятельство, в соответствии с Конституцией гражданину РБ гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами
№43.Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Действие нормативно-правовых актов по лицам означает их применимость к определенным категориям cубъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся В соответствующем нормативно-правовом акте. По общему правилу нормативно-правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это В первую очередь касается граждан данного государства, лиц с двойным гражданством, граждан иностранных государств, или без гражданства, А также всех организаций, функционирующих на территории государства. Так, например, нормы избирательного закона РБ не действуют В отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы, Некоторые нормативно-правовые акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Так Закон РБ “О милиции” действует в отношении только органов милиции. Некоторые акты действуют только в отношении пенсионеров, военнослужащих. Например, иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность по несению воинской службы, поскольку она возлагается, только на граждан Беларуси. Не могут они состоять и на службе В ОВД, Занимать ряд государственных должностей. Они не могут участвовать в формировании выборных государственных органов, они не могут избирать и быть избранными в эти органы, равно как и быть участниками референдума. Во-вторых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств /послы, посланники, поверенные в делах, советники, военные атташе, секретари/, члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так называемыми дипломатическим иммунитетом. ОН состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.
№ 44. Правосознание. Его структура и виды. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел. Правосознание – это одна из форм общественног сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Структура правосознания: - Правовая идеология – совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, оценок, представлений о праве. Отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного обобщения и на основе глубоких знаний, оценок и анализа правовых явлений. Особое место занимают правовые идеи. - Правовая психология – различного рода чувства, оценки, настроения, переживания по поводу функционирующего права, справедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения. Психологические элементы правосознания представляют собой эмоциональное восприятие права. - Правовая мораль – это представления людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их действующих убеждений. Различают следующие виды правосознания: 1. Обыденное – складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, жизненного опыта человека. Наибольшую роль играют эмоции, переживания. 2. Научное (теоретическое) – формируется на основе глубоких теоретических исследований социальной действительности, широких правовых обобщений. Содержание, в основном, составляют правовая идеология, система теоретических правовых знаний. 3. Профессиональное – специализированное правосознание юристов. В зависимости от носителей:
1. Общественное – правовые воззрения большинства общества. А так же массовые представления о праве. 2. Индивидуальное - это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требованиях отдельного индивида. 3. Групповое – воззрение на право и правоприменительную практику отдельных социальных
№45. Правовая культура, правовой нигилизм, его истоки и пути преодоления. Правовая культура – это качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования общественных отношений. Показатели правовой культуры: 1. Уровень правосознания, отношение общества и государства к праву. 2. Совершенство и демократизм правотворческих процедур. 3. Качество законодательства, степень отражения в нем социальных интересов. 4. Профессионализм и общественный статус юридических кадров, учреждений. 5. Состояние правовой науки и образования. 6. Обеспечение прав и свобод личности. 7. Состояние законности и правопорядка. Суть правового нигилизма состоит в том, что идет недооценка значения и роли права и законности, а иногда и отрицания, игнорирования требований законов. Правовой нигилизм может выражаться в форме скептического, неуважительного отношения к ценности права как регулятора общественных отношений, неверие в его способность обеспечивать порядок на основе справедливости. К причинам, иначе говоря, к истокам правового нигилизма относятся как исторические корни, как естественное следствие царского самодержавия, теория и практика диктатуры пролетариата после 1917 года, функционирование правовой системы с господствующими командно-административными методами. Пути преодоления исходя из показателей правовой культуры и причинам правового нигилизма.
№46. Понятие реализации права. Основные формы реализации. Право выступает в реальной жизни в виде системы норм, эталонов требований. Следовательно, реализация права – это реализация правовых норм.
Реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права. Формы реализации права: - Соблюдение - Исполнение - Использование - Применение Соблюдение – это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов. То есть воздержание их от совершения тех действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены. Исполнение – это такая форма реализации права, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнить требования правовых норм. Использование – выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений, своих прав, закрепленных в законодательстве. Использование связано с совершением дозволенных действий, которые зависят от желания и воли. Применение – государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность по применению юридических норм к определенным отношениям, делам, лицам. Является особой формой реализации норм права.
№47. Применение права как формы его реализации. Правоприменительная деятельность ОВД. Применение права – это властная организующая деятельность компетентных государственных органов или по уполномочию государства негосударственных организации, должностных лиц, осуществляемая в специально установленных законом формах по реализации правовых норм относительно конкретных случаев путем принятия индивидуально-правовых решений. Особенности правоприменения: - Правоприменение – государственная деятельность. - Деятельность специально уполномоченных на то субъектов права. Это компетентные государственные органы или уполномоченные государством негосударственные органы (суды, исполнительные комитеты, ОВД, администрация предприятий и т.д.). - Правоприменение – деятельность в отношении конкретных жизненных случаев и вынесению индивидуальных правовых решений. - Правоприменительная деятельность – это организующая творческая деятельность в отношении конкретных субъектов права. - Эта деятельность четко регламентирована нормативными актами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|