Примерный речевой материал для закрепления данной падежной формы
Задания для закрепления существительных дательного падежа единственного числа.
а) Дополнение предложенияс помощью предмет б) Игра «Кому приготовили угощенье?». На столе игрушки животных: белка, коза, корова, медведь, волк, заяц, собака, лиса — и угощенье для них: орехи, шишка, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость. Логопед предлагает объединить угощенье и игрушку, для которой это угощенье приготовлено, например: морковь — зайцу. в) Игра «Кому что дадим?». Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому что дадим?» Например: «Траву дадим корове»; «Мед дадим медведю»; «Овощи дадим свинье» и т. д. 4. Творительный падеж (со значением орудийности). Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом/-ем, которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание -ой существительных женского рода. На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: «Покажи картинку, о которой можно сказать он, она»). При закреплении каждой грамматической формы в первую очередь отрабатываются ударные окончания, затем — безударные. Задания и игровые упражнения для закрепления творительного падежа существительных единственного числа а) Дополнение предложения по вопросам с помощью предметной картинки. Например: «Траву косят
Примерный речевой материал для закрепления творительного Падежа формы
(чем?)... (косой)»; «Олялюбуется (чем?)... (морем)»; «Воду несут (чем?)... (ведром)»; «Хлебрежут (чем?)... (ножом)»; «Сын гордится (кем?)... (мамой)». б) Игра «Кто чем работает». Дидактический материал — картинки с изображением профессий людей и предметные картинки. Ребенка просят подобрать пары картинок, отвечая на вопрос: «Кто чем работает?» Например, плотник — топором; дворник — метлой; садовник — лопатой; художник — карандашом и т. д. Подбор существительных к глаголу. Логопед задает вопрос: «Чем можно писать, пилить, рисовать и т. д.?» Ребенок отвечает на вопрос и приносит соответствующий предмет. Например: писать можно — ручкой, карандашом; пилить — пилой; рисовать — краской, карандашом; копать — лопатой, совком; умываться — мылом и т. д. Образование предложно-падежных конструкций единственного числа Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения (I этап); затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под (II этап). При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1) винительный падеж с предлогами в, на, за, под со значением направления действия, например: кладет на стол, кладет в стол, кладет под стол, кладет за стол; 2) предложный падеж с предлогами в, на со значением местонахождения, например: стоит на столе, лежит в столе; 3) дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия), например: идет по дороге, подходит к дому;
4) родительный падеж с предлогом у (значение местонахождения), с предлогами с, из (значение направления действия), например: взял с коробки, взял из стола; 5) творительный падеж с предлогами за, над, под, перед (значение местонахождения предмета), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за кубиком, перед кубиком), а также с предлогом с со значением совместности, например: сидит с чашкой. Один и тот же предлог, который употребляется с разными предложно-падежными конструкциями, может иметь различные значения: значения направления действия, местонахождения предмета, место действия, часть пространства, в пределах которого совершается действие; предлог на с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет на стол, лежит на столе). В процессе обучения первоначально осуществляется работа над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов. Работа ведется в 3 этапа: выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации (I этап); уточнение предлога в импрессивной речи (II этап); употребление предлога в экспрессивной речи (III этап). На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям: 1) уточнение значений одного и того же предлога: а) с существительными одного склонения; б) с существительными других склонений; 2) дифференциация различных значений одного и того же предлога; 3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением (местонахождения или направления);
4) 4) закрепление связи между приставочным глаголом и пред-ложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола. Для уточнения значения предлогов вкоррек-ционной работе используются графические схемы. Рассмотрим примерный план работы по закреплению значений предлога в. 1. Понимание и употребление предлога в со значением местонахождения предмета (предложный падеж): а) существительные 1 склонения, 2 склонения (в больнице, в доме); б) существительные 3 склонения (в тетради, в печи). 2. Понимание и употребление предлога в со значением направления действия (винительный падеж): а) существительные 2 склонения, затем существительные 3 склонения (в стол, в шкаф, в тетрадь, в печь); б) существительные 1 склонения (кладет в книгу, в машину). 3. Дифференциация понимания и употребления предлога в со значением местонахождения предмета и значением направления действия (кладет в стол, лежит в столе). 4. Дифференциация предлога в с другими предлогами: а) значение направления действия (в и из; в и за; в и под; в и на); б) значение местонахождения предмета (в и на; в и у; в и за; в и над; в и под; в и перед). 5. Работа с приставочными глаголами и предложно — падежной конструкцией, включающей предлог в (значение направления действия) (влетела в клетку, входит в дом). Для уточнения понимания предлогов в им-прессивной речи можно предложить следующие задания: 1) ответы на вопросы с опорой на картинки с различным пространственным расположением предметов. Например, логопед задает вопрос: «Покажи, где мяч на коробке? Где мяч в коробке?» Ребенок показывает соответствующую картинку; 2) выполнение действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: Положи мяч на стол (под стол; в стол); положи ручку на альбом; (в альбом; под альбом и т. д.). Для закрепления правильного употребления предлогов в экспрессивной речи ребенку предлагают: 1) сказать, где расположен предмет на картинке {птичка в клетке, мяч на столе, книга ё шкафу, мяч под диваном, мяч за диваном, собака за будкой, кошка у кресла и т. д.); 2) назвать действия с предметами, выполняемые логопедом; 3) придумать предложение с опорой на выполненное действие или по сюжетной картинке; 4) составить предложение из слов в начальной форме, например: бабушка, собирать, яблоки, в, корзина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|