Примерные виды заданий и игровых упражнений
а)Лото «Закрой картинку». Материал — схемы предлогов, картинки, например: птичка в клетке, птичка, на клетке, книга в столе, карандаш под книгой и т. д. Логопед называет картинки. Ребенок закрывает картинку схемой предлога. б) Игра «Закрой, не ошибись». Материал — карточки с написанными на них предлогами; картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под креслом, ложка в чашке и т. д. Логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточку с предлогом соответствующей картинкой. в) Добавление предлога и падежной флек г) Дополнение предложения словосочета Материал — картинки. Логопед читает начало предложения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом. Например: Папа кладет молоток... (в ящик). Бабушка ставит вазу... (на стол). Мама убирает ботинки... (под шкаф). Петя поливает цветы... (из лейки). Оля вдевает нитку... (в иголку). Собака сидит... (за деревом) и т. д. д)Игра «Исправь ошибку». Логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка читал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». «Это правильно?»; «На столе сапоги, под столом пироги». «А как сказать правильно?»; «Корова в реке, щука на траве». «Исправь, пожалуйста». е) Выполнение действий по инструкции. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать инструкцию, а затем выполнить ее (например, положи руки в карман; положи руки под колено; положи руки на голову; достань книгу из ящика; достань мяч из-под дивана и т. д.).
Образование форм существительных множественного числа Образование форм существительных множественного числа проводится в следующем порядке: а) образование беспредложных конструкций существительных множественного числа; б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа. Образование форм существительных множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный падеж, творительный падеж, родительный падеж, предложный падеж (предложные конструкции). Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе. При этом учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Можно выделить следующие этапы образования форм множественного числа существительных:
I этап — продуктивные формы: а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием. II этап — менее продуктивные формы: а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием. III этап — дифференциация грамматических форм. Особое внимание на всех этапах работы уделялось наличию чередования звуков, изменению ударения и звуковой структуры основы слова в процессе формообразования. Закрепление падежных срорм существительных множественного числа Примерный речевой материал для закрепления падежных форм существительных множественного числа
Творительный падеж
Окончания -ами/-ями Ударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ами/ -ями при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные всех склонений: столы (столами), ежи (ежами), львы (львами), пни (пнями), овощи (овощами), кусты (кустами), ноги (ногами),руки (руками), дома (домами), мячи (мячами), жуки (жуками), леса (лесами), врачи (врачами), ковры (коврами), карандаши (карандашами) Существительные всех склонений: куклы (куклами), ведра (ведрами), полотенца (полотенцами), кресла (креслами), платья (платьями), стулья (стульями), березы (березами), коляски (колясками), дятлы, (дятлами), белки (белками), тетради (тетрадями) Родительный падеж Окончания -ов/-ев Ударное окончание -ов/-ев при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ов/ -ев при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: дома (домов), коты (котов), пироги (пирогов), волки (волков), шкафы (шкафов), дубы (дубов), пауки (пауков), топоры (топоров), платки (платков), щенки (щенков), шары (шаров), воробьи (воробьев), ручьи (ручьев), муравьи (муравьев) Существительные мужского рода: мальчики (мальчиков), тигры (тигров), стулья (стульев), дятлы (дятлов), маки (маков), зайцы (зайцев). Существительные среднего рода: платья (платьев), деревья (деревьев), крылья (крыльев)
Предложный падеж Окончание -ах/-ях Ударное окончание -ах/ -ях при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Безударное окончание -ах/-ях при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные всех склонений: рукава (рукавах), столы, (столах), ноги (ногах), дожа (домах), щенки (щенках), карандаши (карандашах), ежи (ежах), поля (полях), мячи (мячах), лошади (лошадях), руки (руках), петухи (петухах), зеркала (зеркалах), пни (пнях) Существительные всех склонений: стулья (стульях), клетки (клетках), девочки (девочках), сумки (сумках), котята (котятах), лопаты (лопатах), мальчики (мальчиках), бабочки (бабочках), книги (книгах),реки (реках), ведра (ведрах), деревья (деревьях), кресла (креслах), качели (качелях), вазы (вазах), платья (платьях)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|