Проведите лингвистический анализ художественного текста.
1. Наша устная речь представляет собой поток звуков. Их изучает раздел науки о языке, называемый фонетикой. Фонетическая система русского языка состоит из звуков. Звук — это минимальная единица, которую произносят или слышат. Звук не обладает самостоятельным значением, но с помощью звуков можно различать слова: лампа — р ампа, д ом — с ом, в ол — в ' ёл. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные. Если воздушная струя, проходя через рот, не встречает на своем пути преград, то произносятся гласные звуки. Они состоят только из то- на, без шума. В других случаях свободного прохода для воздушной струи в ротовой полости нет. Язык может прикасаться к зубам или нёбу, губы могут смыкаться. Воздушной струе приходится преодолевать эти препятствия, и тогда образуются согласные звуки. Гласных звуков, встречающихся под ударением, в русском языке 6: [а] —арка [ы] — был [о] — во́ды [у] — утро [и] — ива [э] — этот Согласных звуков в русском языке гораздо больше. Они бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие. Твердые и мягкие согласные образуют пары: [п], [б], [ф], [в], [м], [т], [д], [с], ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ [п'], [б'], [ф'], [в'], [м'], [т'], [д'], [с'], [з'], [н], [л], [р], [к], [г], [х], ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ [3'], [н'], [л'], [р'], [к'], [г'], [х']. Таких пар —15. В каждой паре согласные отличаются только тем, что один из них твердый, а другой — мягкий. Некоторые мягкие согласные звуки не имеют парного твердого: [ч], [ш'], [и]. Некоторые твердые согласные не имеют парного мягкого звука: [ц], [ж], [ш]. . Согласные, образующиеся при участии голоса, называются звонкими; согласные, образующиеся без участия голоса, называются глухими. Звонкие и глухие в русском языке тоже составляют пары:
[б], [б'], [в], [в'], [з], [з'], [д], [д'], ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ [п], [п'], [ф], [ф'], [с], [с'], [т], [т'], [ж], [г], [г'], ↓ ↓ ↓ [ш], [к], [к']. В каждой паре согласные отличаются только тем, что один из них глухой, а другой — звонкий.Некоторые согласные могут быть только звонкими: [м] - [м'], [р] - [р'], [л] - [л'], [н] - [н'], [и]. Они называются сонорными (звучными). Звуки [ц], [ч], [х], [х'] бывают только глухими, парных звонких у них нет. Парные звонкие согласные в русском языке оглушаются на конце слова и перед глухими согласными: дуб, враг, шубка, варежка. [п] [к] [п] [ш] Парные глухие перед звонкими могут озвончаться: просьба, сдал. [з'] [з] Об этих законах надо помнить при письме. Звуки в языке нужны для того, чтобы различать слова. Это самая главная обязанность звуков. Если два звука могут самостоятельно различать слова, то перед нами фонема, т. е. различительная единица языка. Например: д ом — т ом, д и т— фонемы д о м — д а м, о и а— тоже фонемы, поскольку именно они различают данную пару слов. А. А. Реформатский придумал фразу: Сама поймала сома, в которой два слова произносятся совершенно одинаково, и поэтому для слушающего (но не читающего!) неясно, где рыба, а где рыбачка. Значит, первые гласные звуки в этих словах нельзя назвать самостоятельными фонемами. 2. Прямая речь — один из способов передачи чужой речи, это предложение (или предложения), в котором говорящий точно воспроизводит чью-то речь, как бы от лица того, кто ее произнес. Прямая речь, выполняя эту функцию дословной передачи чужого высказывания, вместе с тем служит средством характеристики персонажа, средством создания художественного образа.
Например, А. М. Горький в повести «В людях» исключительно ярко передает речевую манеру своего персонажа с помощью прямой речи: Я вошел в комнату, взглянул на деда и едва удержался от смеха — он действительно был доволен как ребенок, весь сиял, сучил ногами и колотил лапками в рыжей шерсти по столу. — Что, козел? Опять бодаться пришел? Ах ты, разбойник! Весь в отца! Формазон, вошел в дом не перекрестился, сейчас табак курить, ах ты, Бонапарт, цена копейка! Умело пользуется этим средством характеристики персонажей Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Каждый помещик говорит своим языком, и читатель хорошо представляет себе характер героя. Сравним, например, речь слащавого Манилова и «медведя» Собакевича: — Конечно, — продолжал Манилов, — другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое... А вот вы, наконец, и удостоили нас своим посещением. Уж такое, право, доставили наслаждение... майский день... именины сердца...
— Мошенник, — сказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, еще и пообедает с вами. Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. Характер Манилова со всей полнотой выражается в манере говорить, в подборе слов, которые он употребляет в своей речи. Неопределенность Манилова, человека «ни то ни се», претензии его казаться высококультурным человеком выражаются в склонности к употреблению неопределенных местоимений, вводных слов, маскирующих пустоту речи. Он строит свои фразы так длинно, что сам запутывается в них, каждую фразу оснащает указательными местоимениями, уклонясь от реального определения предмета (эдакое, этакую науку). В речи Собакевича, в тоне, манере, в подборе слов выражается его грубая, животная натура. Весьма характерно для злобного, мизантропиче-
ского взгляда Собакевича на окружающих обилие в его лексиконе ругательных слов: хапуга, разбойник, свинья, мошенник. Очень важным средством создания образа персонажа становится речевая характеристика в драма- тических произведениях.
3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.
Билет № 6 Докажите, что словообразование — источник непрерывного пополнения словарного запаса родного Языка. Охарактеризуйте основные способы образования слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|