Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1. Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.

1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы. поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра мы, (наш класс, а не другой) по­едем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).

2. Интонация состоит из повышений и понижений голоса — это мелодика речи. Она в каждом языке своя.

3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.

4. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

5. Пауза — остановка, перерыв в движении тона бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл выска­зывания.

Как удивили его слова / брата!

Как удивили его / слова брата!

Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). Логические паузы отделяют друг от друга группы слов, объединенные общим смыслом. Психологические паузы К. С. Станиславский называл «красноречивым молчанием». Среди пауз такого типа выделяют паузы припоминания (А этот, /как его/, он. турок или грек?// /Tom, /черненький/ на ножках журавлиных... (А. Грибоедов); паузы мол-чания (Хотя страшился он сказать... Нетрудно было б отгадать, Когда б... но сердце, Чем моло-же, Тем боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих страстей

(М. Лермонтов). Необходимость психологической. паузы автор часто подсказывает многоточием.

2. Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача, которая во многом определяет эстетическое восприятие произведения при чтении.

Русская графика располагает огромными возможностями усиления образности текста художественной литературы. Это и фигурное расположение текста, и смена шрифтов, и выделение слов с помощью курсива и разрядки. Вот примеры необычного расположения строк:

Я,

еле

качая

веревки,

в синели

не различая

синих тонов

И МИЛОЙ ГОЛОВКИ,

летаю в просторе

крылатый, как птица,

меж лиловых кустов!

Но в заманчивом взоре,

Знаю, блещет, алея, зарница!

И счастлив ею без слов!

(В. Брюсов)

Лесенкой (рубленой строкой) пользовался В. Маяковский:

Слово —

полководец

человечьей силы.

Марш!

Чтоб

время

сзади

ядрами рвалось.

Лесенка, по мнению поэта, устраняет смысловые разночтения и ярче показывает авторский замысел.

В стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:

 

Как падают воды в Лодоре?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,.

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре —

так падают бурные воды в сверкающем быстром

Лодоре!

(Р. Саути, в переводе А. Шмульяна)

Разновидностью поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие, является акростих, т. е. стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово, иногда целую фразу. Обычно такие произведения являются поэтическим обращением к конкретному лицу, имя которого и читается при графической расшифровке. Например, акростих у Н. Гумилева:

А нгел лег у края небосклона,

Н аклоняясь, удивлялся безднам.

Н овый мир был темным и беззвездным.

А д молчал. He слышалось ни стона.

А лой крови робкое биенье,

Х рупких рук испуг и содроганье,

М иру снов досталось в обладанье

А нгела святое отраженье.

Т есно в мире! Пусть живет, мечтая

О любви, о грусти и о тени,

В сумраке предвечном открывая

А збуку своих же откровений.

Прочитав начальные буквы каждой строки, получим имя Анна Ахматова. Писал акростихи и В. Брюсов («Немеют волн причудливые гребни»), увлекался ими И. Анненский («Перо нашло мозоль»), М. А. Кузмин и др.

Широко используется в поэзии прием перебоя шрифтов:

Покоится в нем у меня

прекрасный

красный язык.

«О-го-го»могу —

зальется высоко, высоко.

«О-ГО-ГО»могу —

и — охоты поэта сокол —

голос

мягко сойдет на низы.

С помощью прописных букв (0-ГО-ГО) В. Маяковский передает возрастание силы голоса, смену интонации.

Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» выделяет курсивом слово, играющее важную, но для читателя пока неясную, загадочную роль. «Я к нему... на другой день, после того пойду, когда уже то будет кончено и когда все по-новому пойдет...»И вдруг он опомнился. «После того, — вскрикнул он.., — да разве то будет?»

Курсив заставляет обратить внимание на определенное слово, намекает читателю, что оно скрывает какой-то особый смысл. Этим виртуозно пользовались, например, сатирики, вкладывая в выделяемые слова двойной смысл.

В эпиграмме Д. Минаева, написанной на Маркевича, который обвинял И. С. Тургенева в заискивании перед нигилистами и написал по этому поводу статью-донос в «Московских ведомостях», выделяется слово донесет, что предоставляет читателю возможность решить вопрос о смысле слова самостоятельно.

На днях, влача с собой огромных два портсака,

Приплелся он в вокзал, с лица струился пот.

 «Ему не донести!» —вкруг сожалел народ,

И только лишь какой-то забияка

Сказал: «He беспокойтесь — донесет!»

Текст эпиграммы построен на каламбуре, в основе которого лежит многозначность слова, выделенного курсивом.

С помощью разрядки автор может выразить эмоциональное состояние героя: К a - a - к! Ты подкупать меня! (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Еще один любопытный графический прием — использование цифр, «вклинивание» их внутрь слова:

У про100го 100рожа

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

(Л. Кондратенко)

Графический облик русского слова и русских букв превращается в своеобразный символ у А. Вознесенского.

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.

Билет № 17

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...