Проведите лингвистический анализ художественного текста.
1. Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип — один. Рассмотрим примеры. Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава — а? Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне? Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п]. Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный без нее? Кажется, здесь разные орфографические правила, однако объединить их можно на основе ведущего принципа орфографии, который требует, чтобы пишущий: 1) не доверял слуху и не писал так, как слышит; 2) проверял сомнительные написания; 3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т.п.); 4) умел правильно подобрать проверочное слово. Главное, знать сильные позиций: для гласных — это положение под ударением, а для согласных — перед гласными и передо, л, м, н, в. Помня об этом, можно легко проверить все при- веденные выше примеры: вода — воды, трава —травы, от дерёвн^ — от реки, к дерёвн^ — крем^, дуб — дубы, суп — супы, грустный — грустить, вкусный — вкусен. Так же можно проверить и написание суффиксов и приставок. Какая буква (е, я, и) пишется в суффиксе слова пер.-стый? Слово пер..стый обозначает «состоящий из перьев», «похожий на перья». Такой же суффикс есть в словах: каменистый, лучистый, зернистый. Следовательно, надо писать букву и — перистый. Липовый или липавый? Проверяем: сосновый, еловый. То же и в приставках. Почему приставка за- пишется через а, а по- — через о? Говорят, надо запомнить, что приставок зо- и па- не бывает (кстати, приставка па- есть — пасынок, паводок, патрубок). Попробуем проверить: затемно, засветло — под ударением а', поезд, похороны, почерк — под ударением о. Приставка с- в словах сделать, сбросить. Сгнить звучит как з, но если поставить ее в сильную позицию, то станет ясно, что приставки з- в русском языке нет: сломать, срезать, сорвать, связать.
Таким образом, все правила имеют одинаковые основания. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип, когда звук проверяется сильной позицией, называется морфологическим. Этот принцип самый удобный для русского письма. 2. В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно-эмоциональной оценки. Они придают слову разнообразные дополнительные значения (так называемые коннотации): уменьшительность, уничижительность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т. п. Слова с такими суффиксами нередко используются в художественных произведениях разных жанров. Чаще всего слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются в фольклоре. Они придают речи русский колорит, напевность, выражают отношение автора к изображаемому. Это заметно в самих названиях, например, сказок: Крошечка Хаврошечка; Снегурочка; Сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этих формах проявляется доброта и сердечность русского народа. Современный поэт В. Гордейчев так отметил эту особенность русского языка: Слова звенят звоночками, То ечками, то очками. В. Боков также обращает внимание на это явление: Он лошадь называл — лошадушка, Овцу он величал — овечушка, Жену приветствовал: Душа моя, Скажи мне доброе словечушко! В былинах можно обнаружить обилие форм с суффиксами субъективно-эмоциональной оценки: Идолище поганое, коровище обжористо', Закатилось красное солнышко За горушки высокие; за моря широкие.. Кобылка у ратая соловая, Сошка у ратая кленовая, Гужики у ратая шелковые. А. С. Пушкин, следуя народной традиции, в своих сказках также использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила. Н. А. Некрасов с помощью этих форм изображает горькие переживания Орины, матери солдатской, потерявшей сына: Воротился сын больнехонек, Ночью кашель бьет солдатика, Белый плат в крови мокрехонек! И погас, он, словно свечечка, Восковая, предыконная... Умело использует слова с суффиксами субъективно-эмоциональной оценки М. Е. Салтыков-Щедрин для характеристики лицемера Иудушки Головлева. Его речь неискрення, слащава: Кому нехорошо, а нам и горюшка мало. Кому темненько да холодненько, а нам и светлехонько, и теплехонько. Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимопцем. А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить... Лицемер Иудушка поучает своих ближних жить праведно: А именьице- то какое было: кругленькое, пречудесное именьице! Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинк у, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал. И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку... Поэт И. Северянин с помощью форм субъективной оценки передает особенности детской речи: В парке плакала девочка: - Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки Переломана лапочка. Я возьму птичку бедную И в платочек укутаю... Как видим, слова с суффиксами субъективной оценки, активно используемые авторами в произведениях художественной литературы, выполняют разные функции в зависимости от тех задач, которые ставит автор. 3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1. Билет № 15 Расскажите о слитном, дефисном н раздельном написании слов в русском языке. Приведнте примеры крылатых слов и расскажите, из каких художественных произведений они пришли в язык. Проведите ливгвистический анализ художественного текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|