Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о народной педагогике




Введение

 

У каждого этноса тысячелетиями формировались свои способы передачи народного опыта воспитания младших поколений. Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов.

Проблемами народной педагогики занимались с начала образования педагогики как науки. Значимыми в этом отношении являются идеи Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. В настоящее время данными вопросами занимаются М.Б. Гуртуева, Г.В. Нездемковская, З.И. Хасбулатова, З.Б. Цаллагова.

Сегодня обществу необходима личность, способная жить и работать в полиэтнической среде, знающая и уважающая не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, умеющая сочетать национальные и интернациональные интересы, способная успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды.

Взаимоотношения русского и чеченского народа долгое время были напряженными. В настоящее время мы считаем важным изучить духовное и национальное богатство, своеобразие этих народов, по причине того, что и русские, и чеченцы стараются поддерживать друг друга во всех сферах, в том числе и образовании. Знать особенности воспитания чеченского народа - это важная составляющая в налаживании положительного климата между этносами. Изучив народную педагогику чеченцев, можно обнаружить сходства с русской народной педагогикой, тем самым подчеркнуть близость этносов. Кроме того, выделяя особенности чеченской народной педагогики, можно перенять положительный опыт воспитания детей.

Тема исследования: «Сравнительная характеристика русской и чеченской народной педагогики».

Объект исследования: народная педагогика.

Предмет исследования: русская и чеченская народная педагогика.

Цель: провести сравнительный анализ русской и чеченской народной педагогики.

Задачи:

изучить теоретические аспекты проблемы;

описать критерии сравнения русской и чеченской народной педагогики;

сравнить отношения в русских и чеченских семьях;

сравнить особенности воспитания ребенка в русских и чеченских семьях.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, реферирование, цитирование.


 

Глава 1. Теоретические аспекты проблем сравнения русской и чеченской народной педагогики

Понятие о народной педагогике

 

Народное воспитание возникло в глубокой древности, исторически предшествовало научной педагогике и влияло на ее ранние формы. Исследователи народного воспитания А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях, притчах. Народная мудрость является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. Многие педагоги выражают идеи гуманизма, подчеркивая необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности [14].

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Природосообразное воспитание, начатое в семье, по его словам, должно затем продолжаться в школе [6].

К.Д. Ушинский сказал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой. Исходя из общей теории К.Д.Ушинского, все педагоги могут создавать свои национальные - украинскую, чукотскую, грузинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т.п. - системы просвещения. Просветители-демократы нерусских народов считают закономерным перенесение положений К.Д. Ушинского о национальной (русской) системе воспитания в любую национальную педагогическую систему, т.е. принимают его педагогику как науку, обогащающую истинами первостепенной важности все народы страны.

Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов - один из основополагающих принципов педагогической системы К.Д. Ушинского, свободной от национальной ограниченности.

Педагог обращает внимание на черты национальных характеров. На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков К.Д.Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка [17].

А.С. Макаренко представляет народное воспитание, как опору на житейскую мудрость. А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивает, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека». Большое внимание как фактору воспитания он уделяет народным игре и танцу. Для А.С. Макаренко, как и для К.Д. Ушинского, народ - величайший педагог [10].

Большой вклад в формирование народной педагогики, как отдельной дисциплины, внес В.А. Сухомлинский, который является приверженцем идей о принципе народности как наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности [16].

Народная педагогика - совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей различных поколений друг с другом и являющаяся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности этноса [8].

Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения [8].

Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Таким образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической науки. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом.

Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»). На ранних ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость - начатки теории. Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания являлось препятствием в процессе педагогической культуры народа [8].

В народной педагогике существует множество средств воспитания. Под средствами воспитания народной педагогики понимаются каналы воздействия на сознание и поведение ребенка с целью сообщения необходимых полезных сведений, формирования практических умений и навыков, развития мотивов привычек нравственного поведения [8].

Распространенное и эффективное средство - использование пословиц. Под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др. [14].

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости.

Конечной целью пословиц всегда является воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. [14].

Следующим средством народной педагогики является загадка. Это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира. Она высокопоэтична, часто несет в себе нравственную идею [9].

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности [9].

Не менее важным средством является сказка. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую цен­ность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка [14].

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания. В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п. [14]

Народные песни также являются средством народной педагогики. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Красота и добро в песне выступают в единстве. Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главным назначением песни является привитие любви к прекрасному, вырабатывание эстетических взглядов и вкусов. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учат, а оно, в свою очередь, учит прекрасному и добру. Песней сопровождаются все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходит в песне, которая наилучшим образом выражает этическую и эстетическую сущность личности [22].

Все народное творчество, фольклор имеет воспитательное воздействие. В народной педагогике нет главных средств воспитания, и также нет менее важных, каждое из них работает по-своему, а в совокупности составляет систему обучения и воспитания детей [3].

Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, пословицы, песни, афоризмы и др. [14].

Народная педагогика имеет широкую аудиторию. Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; нет необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом для народа. Во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства[14].

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры, методы и навыки воспитания, накопленные собственным народом и традициями других этносов. Источниками ее изучения является фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...