Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии сравнения русской и чеченской народной педагогики




 

Выбирая критерии для сравнения систем воспитания разных народов, мы опирались на то, что вся культура и окружающая среда имеет определенное влияние на развитие ребенка. В народной педагогике нет ограничений и рамок, в которые необходимо уложиться воспитателю. Каждая особенность нации приобщает младшее поколение к своему народу. Все, что видит вокруг себя ребенок, оказывает воспитательное воздействие, является методами, средствами, инструментами народного воспитания, которые использует семья. Критерии для сравнения русской и чеченской народной педагогики мы выбрали следующие: традиции, труд, фольклор, менталитет, религия, игра, семейные отношения, отношение к ребенку.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона» - эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Народные традиции составляют совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение [9].

Воспитание часто осуществляется в процессе труда. Трудовая деятельность и воспитание детей являются основными проявлениями общественной жизни людей. В том и другом отразилась вековая борьба человека за существование и продолжение своего рода, поэтому они тесно связаны и выступают в единстве. Через труд ребенок развивается творчески, учится видеть красоту окружающего мира. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшают орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовое население создает красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Народная педагогика формирует высокий художественный вкус, который воспитывался веками [3].

Определенные педагогические цели преследуют и сказки, и частушки, и песни, и народные танцы. Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Он способствует творческому развитию детей и молодежи в мире былин, сказок, преданий. Пословицы и поговорки могут служить основанием для нравственных заповедей, помогая развивать мышление, логику, интерес к истории и культуре народа [9].

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе жанровые богатства [9].

Таким образом, фольклор - это источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственный, религиозно - мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его адекватным средством эффективного воспитательного воздействия [12].

Этнический менталитет один из главных факторов формирующих характер ребенка. Каждый народ имеет отличительные черты, общую духовную настроенность - ментальность. Менталитет является организующим фактором, образующим особую социально-психологическую общность на основе единого для всех слоев образца мышления и духовного склада. Менталитет является связующим звеном коллектива, кроме того это не индивидуальная, а групповая характеристика, которая отражает специфику отношения к миру тех или иных групп. Особый образ мышления передается детям от предков и сопровождает их в течении всей жизни, подчеркивая их особенность, непохожесть на другие народы [15].

Религия является важной составной частью культуры, искусства, политики, и ребенок будет сталкиваться с этим постоянно. Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Религия близка и такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Когда ребенок воспитывается в религиозной среде, он постепенно приобщается к определенным порядкам, правилам и нормам морали. Религия на протяжении многих веков связывала, объединяла народ, придавала силы, помогала поверить в себя [15].

Среди известных средств народного воспитания особое место занимает игра - один из видов народного искусства и творчества. Игрушка становится спутником жизни ребенка с рождения. Среди них нет случайных поделок, все они активно готовят детей к жизни, развивают их физически и духовно соответственно возрасту. Они передают представления о мире, человеке и животных [5].

В играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные обычаи. В них проявляют и находчивость, и смелость, и силу. Дети не только развлекаются, но и привыкают к взрослым обязанностям. Народная игра имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей [4].

Отдельно мы выделим семейные отношения и отношение к ребенку. Это важно в воспитании любого этноса, то, что влияет на ребенка в первую очередь, и собирает в себе все критерии, средства и методы народного воспитания в систему. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Семья готовит ребенка к будущей взрослой жизни, оберегая его, передавая нормы морали и нравственности, навыки и умения необходимые для формирования личности. Члены семьи и семейный уклад систематично воздействуют на ребенка. Каждый народ имеет отличительные особенности семейных отношений и семейного уклада.

Таким образом, мы выделили несколько основных критериев, по которым в дельнейшем будем сравнивать опыт народного воспитания русского и чеченского народов. Каждый из критериев отражает особенность педагогики разных народов, кроме того дает возможность выявить отличия и сходства русской и чеченской народной педагогики.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...