Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика воспитания ребенка в русских и чеченских семьях




 

Большим педагогическим потенциалом обладают обряды, передаваемые от поколения к поколению и служащие сохранению самобытности национальной культуры и воспитания. Они являются постоянными спутниками всей жизни человека, сопровождая его от рождения до кончины, и имеют яркую этническую специфику. Знакомство с некоторыми из них позволяет увидеть влияние семейных обрядов на развитие нравственных и эстетических установок, на становление личности [13].

Свадьба у русского народа включает в себя три основных этапа: предсвадебный, сама свадьба и послесвадебный, каждый из которых предусматривает свои об­ряды и обычаи [1].

Перед свадьбой как правило собирается семейный совет, где обсуждают достоинства невесты и жениха, выгоду брака, его необходимость. Далее идут смотрины и сватовство. Перед самой свадьбой часто проходят посиделки девушек и парней, проводы вольной жизни. Сама свадьба начинается в доме невесты выкупом, небольшим застольем. Далее молодые направляются в церковь на венчание, где особое внимание уделяется приметам: уронить обручальное кольцо - не к добру, тот, кто под венцом держал выше свечу, тот и будет главенствовать в семье. После церкви свадебный поезд отправляется в дом жениха, где их благословляют родители, и начинается пир. Обычно свадьба празднуется три дня [1].

Чеченская свадьба, как и другие народные обряды, вкючает в себя самые разнообразные элементы: пение, танец, музыка, пантомима и слово. Все это, создает цельное, красивое зрелище. По дороге к невесте и назад свадебный кортеж веселится, играет гармошка, при возвращении стреляют из ружей, а раньше джигиты показывали свое искусство в стрельбе, фехтовании и джигитовке. Невеста и жених проходят ряд испытаний и церемоний. На свадебное празднование приходят все желающие. Свадьбы у чеченцев, как правило, играют после сбора урожая или до посевной компании [15].

Несмотря на то, что по внешнему виду свадьба предстает как веселье, игра, на самом деле по своему значению она является серьезным и важным событием. Облеченная в затейливые обряды, она внушает, что семья создается на всю жизнь, что главная ее радость и обязанность - дети. Здесь молодых учат семейной этике, азам семейной жизни. Ознакомившись со свадебными обрядами, можно увидеть скрытый в них педагогический смысл. Свадьба учит молодых, которым старшие передают свой жизненный опыт, и детей, наблюдающих за нею или принимающих участие в праздничных действах [3].

Очень важные обряды и у русского, и у чеченского народа - обряды связанные с рождением детей. Предпочтительным считается рождение мальчика и в русских, и в чеченских семьях. Девочке нужно приданое, а выйдя замуж, она уходит в семью мужа.

У русского народа женщина, родившая ребенка является источником скверны. Ее опасаются, и в первую неделю держат либо в бане, либо за перегородкой в доме. Семья очищает весь дом святой водой, частично очищение проходит и через крещение младенца. Ребенку дается два имени одно христианское крестильное и некрестное защитное имя. Крестильное знают самые близкие родственники, защитное у всех на слуху [22].

В чеченских семьях женщина родившая девочку считается неудачливой матерью, женщина ставшая матерью мальчика, может рассчитывать на прочность своего положения в семье. Процесс родов и послеродовой период сопровождается различными обрядами, направленными на защиту от темных сил матери и ребенка [15].

Данные обряды также играют и воспитательную роль. Через них передаются знания о хозяйственных обязанностях членов семьи, правила поведения в супружестве, подготовка к материнству. Но эта передача осуществляется не путем назиданий, а наглядными примерами поведения взрослых. Эти события затрагивают эмоциональный мир детей, учат радоваться, приносят ощущение единения с близкими [9].

С самого раннего детства ребенок погружается в трудовую атмосферу семьи, становится участником разнообразных дел, втягивается постепенно в систему трудовых обязанностей и отношений [9].

В русских семьях, как только ребенок подрастает, начинает твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легко и естественно включается в работу. Его не принуждают родители, не заставляют трудиться, а заинтересовывают делом, позволяют делать что-то самому, помогать старшим, ведь известно, что ребенок по природе своей активное существо. Уже в четыре-пятъ лет девочка помогает сестре сматывать нитки, кормить кур, мальчик подает лыко отцу, плетущему лапти и т.п. Мальчик начинает гонять скотину на водопой, учится ездить верхом. Ребенку доверяют загнать скотину во двор, принести дров в избу. Мальчики находятся возле плотничающего отца, девочки - возле матери за прялкой и выполняют их посильные, несложные поручения. Девочки очень рано начинают нянчить младших братьев и сестер и приобщаются к работе по дому - ухаживают за птицей, моют посуду и полы, носят воду [2].

Чеченские дети привыкли трудиться в коллективе. Основа всего - трудовая взаимопомощь. Один из видов такой трудовой взаимопомощи - «белхи». Этот обычай уходит своими корнями в глубокую старину и является порождением суровых условий жизни горца. Ведь нередко приходилось связываться одной веревкой, чтобы выкосить на почти отвесном склоне горы траву, невозможно было действовать в одиночку и там, где приходилось отвоевывать у гор скудные участки под посевы. Любое горе, несчастье, потеря кормильца - и село берет на себя заботу о потерпевших. Оставшиеся в селе мужчины не садятся за трапезу, пока часть ее не отнесена в соседний дом, где малые дети, но нет мужчины - кормильца [15].

Нередко бывает так, что человек пожилого возраста что-то начинает делать по хозяйству. Вскоре возле него оказывался один, второй, третий из тех, кто живет по соседству или на этой же улице. Получается так, что начатое им дело продолжают и заканчивают эти помощники. Молодой человек при встрече со знакомым старшим обязательно должен остановиться, узнать о здоровье, спросить: нужна ли помощь [15].

Труд - это не только выработка навыков и умений, это и развитие миропонимания, нравственная закалка, эстетические переживания и, конечно, физическое развитие и здоровье. Труд с малолетства воспитывает ум и душу человека. Трудовая деятельность укрепляет и закаляет растущий организм, вырабатывает физическую силу и выносливость, что в свою очередь проявляется в труде [13].

Целый художественный мир представляет собой устное народное творчество - обширная область фольклора, выражаемая в слове. В устном народном творчестве имеются различные жанры: песня, былина, сказка, пословица и др., но все их связывает общее и главное начало: они передают основные представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине [3].

С самого рождения погружается человек в область словесного народного творчества и остается в нем до конца своих дней, на протяжении всей жизни получает из сказок, загадок и т.п. информацию об окружающем мире и людях, постигая эстетические и нравственные ценности своего народа. Особенно важную роль играет фольклор в становлении человека в его детские годы [12].

В русской семье с первых дней своей жизни младенец попадает в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами - поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные назначение которых - убаюкать, усыпить, обласкать младенца;

пестушки - вызвать у ребенка бодрые, радостные эмоции; потешки - песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки - стихи с занятным содержанием [9].

В русских сказках отражена родная природа: дремучие леса, широкие поля, могучие дубы, особый животный мир. Даются и детали русского быта: изба, печь, лавки, сени, красный угол. Хорошо известный мир представляется особенным, таинственным [9].

В мир загадок, пословиц и поговорок ребенок попадает с раннего детства. Ребенок, часто не понимает смысла, а просто запоминает их, а с возрастом приходит и понимание. Загадка является мудреным вопросом и так же как и сказки отражает привычную жизнь по новому [3].

Большинство пословиц же обращено к нравственной сути человека: добро и зло, правда, кривда, жалость. Они затрагивают абсолютно все сферы деятельности, дают четкие указания и о воспитании, и о ведении хозяйства, и о правилах поведения [3].

Чеченский фольклор так же направлен на развитие в ребенке нравственности, трудолюбия, смелости, интеллекта и воображения. Отличительные его стороны: особый язык и сила слова, которая для чеченского народа значит очень много. Слово нельзя нарушить. Еще одно отличие - чеченские сказки. Они показывают противостояние героя из народа мифическим существам. В процессе этой борьбы происходит сплочение общества, а поступки героев определяет общественная психология. Практически все лирические, эпические народные произведения посвящены сплочению народа, вере в добро и справедливость [7].

Как известно, у каждой национальности есть свои национальные черты, но они в целом трудно оценимы по понятиям «плохо» или «хорошо». Они разные, а в своей сумме образуют норму [15].

Менталитет русского народа состоит из добродушного отношения к окружающим. Толерантность, мягкость, ненавязчивость, но в то же время сила воли, гордость за свою нацию, вера в лучшее. Ребенок получает в наследство такие качества как духовность, скромность, простота. Кроме того русский народ всегда спасало сильное чувство коллективизма [22].

Ментальность чеченцев включает в себя весь спектр моральных, нравственных, этических норм и законов. Говорят, что строгий этикет этого народа передается с молоком матери. Каждый истинный чеченец, воспитавшийся у себя на родине в традиционной семье, имеет прочные задатки рыцаря, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища [15].

Нельзя сказать, что ментальности русского и чеченского народа схожи, но есть и много общего. Чеченский народ принимает гостей, готовя для него все самое лучшее, русский народ - это широкая, щедрая душа. Чеченский народ - сплоченность, русский - коллективизм. Особенность и русского, и чеченского народа умение глубоко чувствовать чужое горе, сострадать и помогать.

Религия - главное отличие русского и чеченского народа. Русские - православные христиане, чеченцы - мусульмане. Характерная черта христианства - это адаптация к местным условиям жизни любого общества. Православие вобрало в себя, нормы поведения, культурные традиции которые существовали у древних славян испокон веков до введения новой веры. Произошел синкретизм, смешение и слияние различных элементов христианства и русского язычества. Православные святые заменили многих языческих богов. Для православной этики русского крестьянина характерно понимание труда как источника и способа стяжания Божией благодати. Вера и труд занимали центральное место в системе ценностей русского христианина.

Христианство способствует выработке добросовестного отношения к труду, строгой дисциплины на основе представления о том, что труд благословен Богом и исполнения его заповедей по отношению к земле, твари и своему ближнему в процессе хозяйственной деятельности.

Ислам в Чечню проник не единовременно. Различным было его проникновение и закрепление в различных равнинных и горных обществах. До Ислама важную роль в жизни чеченского народа играло язычество. Ислам долгое время проникал в сознание чеченцев, и многие воспринимали его враждебно. Постепенно исламская религия сплотила этнос, заложила основы политических, идеологических, нравственных воззрений [15].

Несмотря на то, что две религии абсолютно разные, они обе относятся к главным мировым религиям, они одинаково приучают ребенка к единству, к вере в лучшее, прививает нравственные и моральные нормы. Обе религии схожи сильным влиянием на общество и государство. Кроме того и русский, и чеченский народы до образования единой религии, имели языческую веру.

У каждого этноса существует важное воспитательное средство - народная игра. Русская и чеченская народная педагогика не является исключением. Игра - это всегда приобщение к традициям, вхождение в реальную жизнь взрослых. Многие игры поражают сходством с серьезными занятиями. Дети проигрывают будни и праздники, осваивая важные функции легко и быстро [5].

В русской народной педагогике игрушка является многофункциональной, выполняет разные роли. Это и детская забава, и предмет магии, и праздничный подарок, и свадебный атрибут, и украшение; все это выполняло одну главную функцию - функцию духовного общения. Игрушка является одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передает, а младшее принимает, сохраняет накопленный жизненный опыт [9].

Самым маленьким предназначаются игрушки, которые могут привлечь внимание и успокоить, помочь их первым движениям - всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской.

По мере того как подрастает ребенок, игрушки изменяются и усложняются.

На игры собираются группами в избе, в амбаре, летом на улице. Каждая девочка приносит с собой коробейку с куклами. В этих играх присутствует необыкновенный зрелищный эффект. Дети повторя­ют все основные драматические и комедийные сцены и обряды с песнями и причитаниями.

В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Точные и выразительные движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками [9].

В чеченской народной педагогике особое место уделяется игре. Так как игра не только способствует физическому развитию ребенка, но и готовит его к будущей взрослой жизни [5].

Детские игры воспитывают в малышах жизнелюбие, любознательность, образное мышление и чувство юмора.

В играх детей среднего и старшего возраста воспитательное значение сводится главным образом к развитию интеллектуальных способностей. Часть детских игр имеет важное познавательное значение [4].

Есть игры, целью которых является воспитание таких необходимых качеств предстоящей жизни человека, как наблюдательность, внимание, сообразительность, умение ориентироваться в неопределенной обстановке, быстрота реакций, находчивость (интеллектуальный аспект).

Практически все детские игры являются важным средством физического воспитания подрастающего поколения [4].

Анализируя особенности игр русского и чеченского народа, можно сделать вывод, что они имеют сходство.

Игры в куклы, в мяч, в орудия труда, подвижные командные игры, сюжетно-ролевые игры есть у обоих народов и в целом игровой материал сообщает детям элементарные сведения о быте, хозяйственных занятиях и социальном устройстве общества, о взаимоотношениях людей и т.д.

Сравнив по выбранным нами критериям особенности воспитания русского и чеченского народа, мы можем сказать, что между ними есть много общего. По каждому из критериев нашлись сходства, которые подчеркивают близость, родство народов.

Условия развития и воспитания детей различаются, но традиции, игры, фольклор, основы ручного труда имеют один корень.


 

Заключение

русский чеченский народный педагогика

Народная педагогика является важной составной частью педагогической науки. Она хранит в себе не только национальную культуру, но и накопленные народом методы, навыки, средства воспитания. Источниками ее изучения является фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и т. д.

В первой главе мы изучали теоретические аспекты проблемы сравения русской и чеченской народной педагогики. Эта тема важна для современного общества и науки. Чтобы подробнее изучить сходства и различия народной педагогики русских и чеченцев, мы подобрали критерии для сравнения, опираясь на то, что вся окружающая среда имеет влияние на развитие ребенка. Критерии мы выбрали следующие: традиции, труд, фольклор, менталитет, религия, игра, семейные отношения, отношение к ребенку. Каждый из критериев отражает особенность педагогики разных народов, кроме того дает возможность выявить отличия и сходства русской и чеченской народной педагогики.

Во второй главе мы провели сравнительный анализ педагогики русского и чеченского народов. По итогам работы мы выявили общее и особенное в русской и чеченской народной педагогике. Семейный уклад русского и чеченского народа имеет сходства. Родительская семья служит прообразом будущего жизненного устройства детей, она определяет хозяйственные и нравственные устои. Дети с малых лет приучаются к взрослой жизни, четко соблюдая особый уклад в семье. Несмотря на то, что русские и чеченские семьи внешне различны, они имеют множество сходных характеристик.

Во втором параграфе второй главы мы сравнивали народное воспитание русского и чеченского народа по оставшимся шести критериям. Первый из них - традиции. У обоих народов они играли и воспитательную роль. Через них передавались знания о хозяйственных обязанностях членов семьи, правила поведения в супружестве, подготовка к материнству. Но эта передача осуществлялась не путем назиданий, а наглядными примерами поведения взрослых. Эти события затрагивали эмоциональный мир детей, учили радоваться, приносили ощущение единения с близкими.

Следующий критерий - труд. И в русской, и в чеченской семье ребенок с малых лет занимался трудовой деятельностью. Девочки занимались ведением домашнего хозяйства, мальчики учились ухаживать за скотом, обрабатывать землю.

Третий критерий - фольклор. И русский, и чеченский фольклор направлен на развитие в ребенке нравственности, трудолюбия, смелости, интеллекта и воображения. Отличительные его стороны: особый язык и сила слова, которая для чеченского народа значит очень много.

Менталитет русского и чеченского народа мы не можем назвать схожим. Менталитет является главной отличительной чертой народа в целом, и его роль в воспитании очень ярко проявляется. Есть и много общего у двух этносов. Чеченский народ принимает гостей, готовя для него все самое лучшее, русский народ - это широкая, щедрая душа. Чеченский народ -сплоченность, русский - коллективизм. Особенность и русского, и чеченского народа умение глубоко чувствовать чужое горе, сострадать и помогать.

Религия является еще одной отличительной характеристикой русской и чеченской народной педагогики. Русские - православные христиане, чеченцы - мусульмане. Не смотря на то, что две религии абсолютно разные, они обе относятся к главным мировым религиям, они приучают ребенка к единству, к вере в лучшее, прививает нравственные и моральные нормы. Последним критерием мы взяли игру. Анализируя особенности игр русского и чеченского народа, мы сделали вывод, что они имеют сходство. Игры в куклы, в мяч, в орудия труда, подвижные командные игры, сюжетно-ролевые игры есть у обоих народов и в целом игровой материал сообщал детям элементарные сведения о быте, хозяйственных занятиях и социальном устройстве общества, о взаимоотношениях людей и т.д.

В начале работы очень разными, противоположными виделись нам как народы, так и педагогические особенности этих народов, но серьезнее подойдя к данной проблеме, широко проанализировав все ее аспекты, проведя сравнительный анализ, мы делаем вывод, что народная педагогика русского и чеченского народов имеет много общего, что подтверждает близость, некое родство этносов.


 

Список литературы

 

1. Александров В.А. Русские / В.А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. - М.: Наука, 1999. - 809 с.

2. Безгин В.Б. Традиции крестьянского быта конца XIX - начала XX века / В.Б. Безгин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://svyatorus.com>. - Загл. с экрана. - (Дата обращения:13.03.2013).

.   Бережнова Л. Н. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Академия, 2008.- 233 с.

.   Берсанова З.Х. Роль игры в традиционной системе воспитания у чеченцев / З.Х.Берсанова, З.И.Хасбулатова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://checheninfo.ru>. - Загл.с экрана. - (Дата обращения:26.04.2013).

.   Гуртуева М.Б. Игры и спортивные состязания как средство воспитания джигита горца / М.Б. Гуртуева // Педагогика. - 2004. - №3. - С.76-82.

.   Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

.   Комиссарова Е.В. Содержание, средства, методы и приемы воспитания подрастающих поколений в народной педагогике горцев / Е.В. Комисарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2007.-№ 53. - С.321-323.

.   Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько. - М., 1999.- 343 c.

.   Латышина Д. И. История педагогики и образования / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2006. - 603 с.

.   Макаренко А.С. О воспитании в семье / А.С. Макаренко. - М., 1955.-124 с.

.   Межидов Д.Д. Взаимоотношения в вайнахских семьях / Д. Д. Межидов, И. Ю. Алероев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://nohchalla.com>. - Загл.с экрана. - (Дата обращения: 29.04.2013).

.   Михайлов Д.Ю. Нравственные аспекты культурно-исторических традиций русского народа / Д.Ю. Михайлов [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.slavya.ru>. - Загл.с экрана. - (Дата обращения: 4.04.2013).

.   Нездемковская Г.В. О народных традициях нравственного воспитания детей / Г.В. Нездемковская //Воспитание школьников. - 2012.- №7. - С.74-76.

.   Никандров Н.Д. История педагогики/ Н.Д. Никандров. - М.: Гардарики, 2007. - 213 с.

.   Нунуев С.М. Чеченцы / С.М. Нунуев. - М.: Глосс-пресс. - 2008. - 250 с.

.   Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политическая литература, 1982. - 270 с.

.   Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://dugward.ru>. - Загл.с экрана. - (Дата обращения: 13.04.2013).

.   Хасбулатова З.И. Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей, связанные с рождением и воспитанием детей в дореволюционном прошлом / З.И. Хасбулатова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.chechen.org>. - Загл.с экрана. - (Дата обращения: 23.04.2013).

.   Хасбулатова З.И. Чеченская семья, - какая она? Воспитание у чеченцев / З.И. Хасбулатова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://nohchalla.com>. - Загл.с экрана. - (Дата обращения: 30.03.2013).

.   Цаллагова З.Б.Народные рецепты воспитания / З.Б. Цаллагова // Народное Образование. - 2001. - №1. - С.212-216.

.   Цаллагова З.Б. Этнопедагогические наставления народов Северного Кавказа / З.Б. Цаллагова // Педагогика. -2010. - №9. - С.50-57.

.   Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды / Н.А.Юдина. - М.: Вече, 2005. -320 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...