Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика отношений в русских и чеченских семьях




 

Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие [9].

Семейным воспитанием называется процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [8].

Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [3].

Воспитательное воздействие семьи тем не менее ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье.

Нравственное и материальное благополучие человека определяется семьей, обеспечивающей важнейшую функцию - воспитания детей и сохранения преемственности поколений. Передача жизненного опыта молодым, сохранение традиционного уклада жизни, культуры, освоение ребенком нравственных устоев осуществляются прежде всего в семье [13].

В русской семье глава несет основную тяжесть сельскохозяйственных работ, строительства. Большак (глава семьи) собирает на семейный совет всю семью; в присутствии детей решаются важные хозяйственные дела, такие как выбор культуры для сева, покупка, продажа вещей, а также женитьба сыновей и пр. Наибольший вес в решении семейных вопросов имеют старшие, а дети получают наглядный урок совместного и ладного обсуждения дел и почтения к старшим [1].

Вообще вся культура поведения строится на принципе почтительного отношения к мужчинам старшим. Даже изба имеет свою половину для мужчин и отдельно - для женщин с детьми. В переднем углу под образами за столом всегда садятся старшие мужчины семьи и почетные гости - мужчины [1].

Главой семьи у чеченцев является отец - «цийна да», что в дословном переводе означает «хозяин дома» («ца» - дом, «да» - отец). Единство семьи сохраняется и после смерти отца, в таком случае ее главой становится старший брат. Он пользуется в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. Но, в то же время, старший брат уже не может решать ни одного вопроса, как хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев [11].

В русской семье распределением домашних работ среди женской части: дочерей, снох, вдов, солдаток, живших в доме, - руководит (старшуха) - жена большака, т.е. мать и свекровь. Она не только определялет, кто чем займется, дает конкретные указания по делам, контролирует и осуществляет выполнение («выговаривает» в случае нерадивости), но и сама выполняет много работы по хозяйству [1].

Почтением, особым уважением окружена в крестьянской трудовой семье мать, что закреплено обычаем повседневного поведения. Такое отношение важный элемент нравственного воспитания и оно закладывается с самого раннего детства. «Муж голова, жена душа» (семьи) - так в народе определили роли супругов в семейной жизни. Во многих семьях отец, поддерживая авторитет матери, обращается к ней по имени-отчеству, называя «хозяюшкой», «матушкой», «премноголюбезной и предражайшей», «чести и фамилии хранительницей» [2].

Мать показывала детям личный пример любви к ним, повседневной заботы, нежности и ласки. В свою очередь, в старости она могла рассчитывать на уважение и уход со стороны детей. Если же взрослые забывали о своем долге перед матерью, на ее защиту становилось общество, требовавшее наказания для них [2].

В чеченской семье женской частью руководила жена хозяина дома или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. Область ведения этой «старшей» составляло домашнее - в узком смысле слова - или «женское» хозяйство. Ее называли «ценнана» («ца» - дом, «нана» - мать), а также употреблялся и другой термин: «церанана», «це» - огонь, «нана» - мать [11].

В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешиваются в хозяйственные дела женщин, а если мужчина обращает на это внимание и уделяет этому время, это считается неприличным и даже оскорбительным для него [11].

Невестки должны оказывать полное уважение ценнане, особенно это относится к младшей невестке. Последняя должна ложиться спать позже всех, хотя встает раньше и проводит уборку в доме. Несмотря на то, что в доме проживает несколько женщин, между ними, как правило, нет несогласия и не происходит ссор, поскольку женщина не имеет права нарушать господствовавшие в семье традиции. Кто не придерживается этих правил, наказывается вплоть до изгнания, что является большим позором для женщин [11].

В семьях чеченцев имя свекрови табуировано. Невестка не называет свекровь иначе, как «нана», «мама», а в ее присутствии не может допускать вольных разговоров, легкомысленных шуток и т.д. Кроме того, жена сына не появляется перед свекровью без платка, неопрятной. Нана в семье опекает, воспитывает, контролирует поведение и поступки невесток и дочерей [19].

Ценнана принимает активное участие в воспитании ребенка, водит женщин своего дома на похороны, поминки и т.д. Первой помощницей ценнаны, которой она может поручать некоторые свои обязанности это жена старшего сына. Ценнана играет важную роль в обрядовой жизни семьи, являясь своего рода хранительницей семейного, родового огня, который считается священным в чеченских семьях [19].

Чеченская женщина - глава семейства участвовует в трудовом процессе, но объем ее работ, по сравнению с кругом обязанностей других женщин большой семьи, незначительный. В отдельных случаях она передает свои функции старшей дочери, и невестки не могут ничего самостоятельно предпринять, даже если это касается выполнения их повседневных обязанностей по дому и хозяйству [11].

В русских семьях строгостью отличается отношение главы семьи к домочадцам, к жене и детям. Взрослые сыновья не смеют ослушаться родителей, даже слабохарактерного отца дети уважали и слушались [1].

В семье дети не только осваивают свои будущие трудовые обязанности, овладевая практическими умениями, но и осознают свои функции в будущей взрослой жизни. Девочка перенимает у матери стиль ее поведения в семье, учится строить свои взаимоотношения с другими членами семьи, признавая безусловный авторитет мужчины - главы семьи. Врожденный инстинкт материнства развивается благодаря постоянной практике участия в воспитании детей: няньчаньи, приглядывании за младшими. Уже с раннего детства девочка начинает заботиться о своей будущей семейной жизни, готовя себе приданое. Общество ценит в девушках смирение, доброту, хозяйственность, трудолюбие, здоровье; этому идеалу она старается соответствовать [9].

Мальчик также начинает осознавать свою будущую ответственность за семью, включаясь в различного рода трудовую деятельность и также постепенно входя в сложившуюся систему взаимоотношений. Достоинствами юноши являются ловкость, сила, трезвенность, трудолюбие - те ориентиры, к которым он стремится [9].

С детства дети знают, что их семейное будущее определяется родителями, роль которых в их браке велика. Родительский выбор считается неоспоримым и молодые подчиняются ему. Известны и те условия, которые учитываются при выборе жениха или невесты родителями: положение семьи, отношения будущих жениха или невесты к труду, количество приданого у невесты, которое полагалось иметь обязательно. С малолетства девочке в семье готовят утварь, одежду для приданого и, как известно, сама будущая невеста принимает в этом активное участие [2].

В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводится усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно четко разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам этикета, младшим не полагается раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Члены малой семьи в отсутствии гостей принимают пищу вместе, а при гостях сначала накрывают на стол мужчинам, а потом едят женщины и дети. В больших семьях трапеза организуется по-разному: в одних случаях едят все мужчины вместе с отцом - главой семьи, затем кормят детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.). Могут принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми [11].

В чеченских семьях придается большое значение физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба и др.) получают физическую закалку. Чеченцы постепенно приучают мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и др. С раннего возраста мальчиков приучают к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремятся научить мальчиков переносить трудности, закалить характер [7].

Девочек учат домашнему труду: убирать помещение, месить тесто, готовить пищу, стирать, шить, заниматься обработкой шерсти, вышивать и т.д. Также девочки помогают матери по уходу за детьми. В малой семье чеченцев девочки являются единственными помощницами матери в домашних делах, выполняя посильные хозяйственные обязанности [19].

Если в поведении растущей девочки родственники или соседи видят просчеты, то делают вывод, что из матери воспитательница никакая, и добавляют, что из девочки хозяйка никудышная. Если же девочка растет аккуратной, трудолюбивой, приобретала хорошую репутацию хвалили мать [19].

Семейный уклад русского и чеченского народа имеет сходства. В первую очередь это главенствующее место мужчины-старшака, почтительное отношение к хозяйке дома, уважение к старшим, распределение труда между мужчинами и женщинами в семье, приучение к труду и хозяйству с малых лет. Кроме того и в русской, и в чеченской семье родители - это главный пример во всем. Дети получают хорошее физическое и нравственное воспитание. Русские и чеченские мальчики учатся ухаживать за лошадьми, обрабатывать землю, быть ловкими, сильными, закаленными. Девочки ткут, прядут, вышивают, нянчатся с младшими братьями и сестрами, занимаются домашним хозяйством, учатся готовить.

Отличительной чертой в семейном воспитании русских и чеченских детей является присутствие обычаев, которые присущи только этим народам. В чеченских семьях существуют обычаи «избегания»: между мужем и женой, между снохой и родственниками мужа, между зятем и родственниками жены, между родителями и детьми и т.д. Например, у чеченцев жених в течение всего периода (свадебного) оставался у своего друга или родственника. После бракосочетания в течение некоторого времени невесту посещал «тайно». Невеста у чеченцев в течение определенного времени не могла разговаривать с родителями и родственниками мужа, его друзьями. Соблюдение запрета было тем строже, чем ближе по степени родства и старше по возрасту были эти люди [11].

В русских семьях обычаи связаны с языческими праздниками. Обряды, игры и гадания проводят к каждому празднику по-особенному. К примеру девушки боясь остаться одинокими, гадали на женихов и молились покровителям свадеб. На Покров (14 окт.) девушки просили: «Мать - Покров! Покрой землю снежком, а меня - платком». Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, рано утром бежали в церковь и ставили свечку в честь праздника. Известно поверье: та, что раньше поставит свечку, раньше и замуж выйдет [22].

Соблюдение обычаев - это необходимая часть семейного уклада, которая прививает уважение традиций, воспитывает дисциплину, усиливает интерес к своему народу и выполняет функцию сплочения в семье.

Родительская семья, таким образом, и для русских, и для чеченских детей служит прообразом их будущего жизненного устройства, она определят хозяйственные и нравственные устои. Несмотря на то, что русские и чеченские семьи внешне абсолютно различны, они имеют множество сходных характеристик.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...