Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение и соблюдение закона 6 глава

Было уже не до того,

Чтобы искать поживы на недолгие дни:

Никакая снедь не была мила,

Ни волк, ни лиса не гнались

За жертвою, вкусной и невинной;

Даже горлицы улетели прочь —

Не до любви им и не до радости.

Лев созвал совет. Он молвил: «Друзья мои,

Должно быть, за наши грехи

Небо ниспослало нам бедствие.

Так пусть же тот, кто грешнее всех,

Предаст себя в жертву Божьему гневу —

Может быть, этим он спасет остальных.

История учит, что в подобных несчастьях

Помогали такие обеты.

Пусть же каждый без лести заглянет себе в совесть!

Я сам признаюсь, что по алчности моей

Пожрал немало баранов.

А что они мне сделали? Ничего!

А порою случалось мне съесть

И пастуха.

О, я готов предать себя в жертву,

Но пусть скажут и другие, кто в чем виноват,

Ибо, по чести,

Кто грешнее, тому и смерть».

«Государь, — в ответ ему лиса, —

Вы слишком добры, чувствительны и совестливы.

Кушать баранов, эту пошлую чернь, —

Разве это грех? Вы над нами — сеньор

И вашими клыками лишь оказываете им честь.

Да и пастух,

Конечно, сам был виноват,

Что над всеми нами, зверями,

Он мнил себя повелителем».

Лиса умолкла, льстецы захлопали,

И после этого

Ни медведю, ни тигру, ни прочим князьям

Не поминали даже и непрощаемых обид:

Все драчливые твари, даже самые отпетые,

Получались как святые.

Вот доходит черед и до осла.
«Ах, помню:

Шел я мимо монастырского поля, —

Голод, случай, вкус иль бес меня толкнул, —

И сщипнул я, сколько сумел ухватить;

А по какому праву, честно говоря?»

На это — крик со всех сторон.

Волк с судейским пылом произносит речь,

Чтоб заклать богам эту проклятую тварь,

От которой пошло все зло.

Грешок объявлен преступленьем:

«Чужая трава! Чудовищно! Повесить его мало!

Только смерть — достойная ему казнь!»

И тут же он в этом убедился:

Кто слаб или кто силен —

Тот и по суду выйдет один черным, другой — белым.

Жан Лафонтен, 1621—1695

Образ: копи, полные
алмазов и рубинов. Вы откопали их, теперь вы богаты. Храните их любой ценой. Грабители и воры явятся со всех сторон. Не обольщайтесь, думая, что богатство дано вам раз и навсегда. Постоянно обновляйте сокровища — от времени они тускнеют и теряют цену.

Авторитетное мнение

«Вследствие этого я пожелал бы нашему придворному подкреплять свои врожденные достоинства сноровкой и хитростью и заручиться уверенностью, что, когда бы ему ни пришлось отправиться в края, где с ним незнакомы, его появление будет предварять его добрая слава... Ибо репутация, опирающаяся, как считают, на мнение многих, порождает твердую веру в заслуги человека, веру, которую впоследствии нетрудно укрепить в умах, уже надлежащим образом настроенных и подготов­ленных».

Бальдассарре Кастильоне, 1478–1529

Оборотная сторона

В этом случае она невозможна. Репутация важна при любых обстоятельствах, из этого закона нет исключений. Может быть, не придавая значения тому, что думают о вас другие, вы завоюете репутацию независимого и оригинального челове­ка. Это тоже неплохой имидж — Оскар Уайльд пользовался им весьма успешно. Мы живем в обществе и неизбежно зави­сим от мнения других, так что, опорочив свое имя, нельзя добиться ничего хорошего. Не заботясь о своем образе, вы заставляете других решать за вас. Будьте хозяином своей судьбы — и своей репутации.

 

Закон 06. Завоевывай внимание любой ценой

Формулировка закона

Обо всем судят по внешнему облику. То, чего увидеть нельзя, не имеет ценности. Поэтому никогда не позволяйте себе затеряться в толпе или кануть в Лету. Выделяйтесь. Бросайтесь в глаза, чего бы это ни стоило. Притягивайте к себе как магнит, кажитесь крупнее, красочнее, загадочнее, чем множество скромных и вежливых людей вокруг.

Часть I
ОКРУЖИ СВОЕ ИМЯ
СЕНСАЦИЯМИ И СКАНДАЛАМИ

Притягивайте к себе внимание, творя незабываемый, подчас противоречивый образ. Напрашивайтесь на скандалы. Идите на всё, чтобы выглядеть крупнее и сиять ярче всех окружающих. Не имеет значения, о внимании какого рода идет речь — любая шумиха принесет известность и власть. Пусть лучше вас подвергнут критике и нападкам, чем проигнорируют.

Соблюдение закона

П. Т. Барнум начинал свою деятельность в качестве помощника владельца цирка Аарона Тернера. В 1836 году цирк приехал в Аннаполис, городок в штате Мэриленд, чтобы дать там несколько представлений. В день начала выступлений Барнум с утра отправился на прогулку по городу, надев новый черный костюм. Ротозеи следовали за ним. Кто-то выкрикнул, что узнает преподобного Эфраима К. Эвери. Последний пользовался нехорошей славой: хотя недавно с него было снято обвинение в убийстве, большинство американцев все же считали его виновным. Разгневанная толпа разорвала на Барнуме костюм и готова была линчевать его. После безуспешных попыток объясниться Барнум призвал всех следовать за ним в цирк, где смогут удостоверить его личность.

В цирке старик Тернер подтвердил, что это был лишь розыгрыш — он сам и распространил слух о том, что Барнум — это Эвери. Толпа рассеялась, но Барнуму, которого чуть не убили, было не до смеха. Он хотел знать, что подвигло его хозяина сыграть с ним злую шутку. «Дорогой мой мистер Барнум, — ответил Тернер, — все это на пользу. Запомните, все, что нам нужно для успеха, — побольше шумихи». И правда, все в городе судачили о розыгрыше, а вечером цирк был полон, как и все вечера до конца их пребы­вания в Аннаполисе. Барнум получил урок, который помнил всю жизнь.

Творение, чтобы его сочли достойным для показа принцу, должно было представлять собой нечто особенное. Художник и сам мог также попытаться привлечь внимание двора, выделившись своим поведением. По мнению Вазари, Содома «был хорошо известен как своей эксцентричностью, так и репутацией хорошего живописца». Поскольку Папе Льву X «нравились такие странные, чудаковатые особы», он посвятил Содому в рыцари, что уже окончательно выбило художника из колеи. Ван Мандера удивляло, что результаты экспериментов Корнелиса Кетеля, пытавшегося писать картины ртом или ногами, пользовались спросом у самых знатных клиентов, а ведь Кетель лишь развивал подобные эксперименты Тициана, Уго да Карпи и Пальма Джоване, которые, по свидетельству Боскини, писали пальцами, «якобы имитируя метод, которым пользовался Верховный Творец». Ван Мандер сообщает, что Госсерт привлек внимание императора Карла V тем, что носил фантастичные наряды из бумаги. Поступая так, он воспроизвел тактику Динократа, который, чтобы добиться доступа к Александру Македонскому, появился перед ним в облике обнаженного Геракла.

Мартин Варнке.
«Придворный художник», 1993

Первым собственным большим делом Барнума был Американский музей в Нью-Йорке — собрание курьезов и диковин. Однажды на улице к Барнуму обратился нищий. Вместо того чтобы подать милостыню, Барнум предложил ему заработать. Подойдя с нищим к музею, он дал ему пять кирпичей и объяснил, что нужно делать. Нищий должен был медленно пройти с ними круг, составляющий несколько кварталов. В определенных местах нужно было класть один кирпич на мостовую, а один держать в руке. На обратном пути он должен был заменять лежащий на тротуаре кирпич тем, который нес в руке. Во время «работы» ему следовало сохранять полную серьезность и не отвечать на вопросы. Вернувшись к музею, он должен был войти в здание, пройти по его залам, выйти через служебную дверь и повторить «работу» с кирпичами.

Первый же рейс привлек сотни людей, которые с недоумением оглядывались, видя загадочные манипуляции. На четвертом круге его уже окружали зеваки, обсужда­ющие, что же это он делает. Каждый раз, как он входил в музей, за ним следовали люди, готовые взять входной билет, чтобы только не упустить чудака из виду. В музее их привлекали коллекции, так что некоторые задерживались в залах. К концу первого дня чудак с кирпичами привел за собой в музей около тысячи посетителей. Через несколько дней вмешалась полиция — ему приказали прекратить хождение, так как собираемые им толпы мешали улич­ному движению. Прогулки с кирпичами закончились, но тысячи жителей Нью-Йорка побывали в музее, и многие из них стали сторонниками Барнума.

На балконе, который выходил на улицу, Барнум расположил ансамбль музыкантов под громадным транспарантом: «Бесплатная музыка для мил­ли­онов». Какая щедрость, подумали жители Нью-Йорка, спеша послушать бесплатный концерт. Но Барнум потрудился нанять самых слабых музыкантов, и, как только ансамбль загремел, многие поспешили приобрести билеты в музей, чтобы укрыться в нем от резких звуков «музыки» и улюлюканья разочарованной толпы.

Одной из первых «диковин», с которой Барнум объехал всю страну, была Джойс Хет. Женщина утверждала, что ее возраст 161 год, и Барнум демонстрировал ее как бывшую няню Джорджа Вашингтона. После многих месяцев представлений толпы зрителей начали редеть, и Барнум разослал в газеты анонимное письмо, где говорилось, что «Джойс Хет — не человек, а автомат, изготовленный из китового уса, каучука и бесчисленных пружин». Те, кто до сих пор не удосужился взглянуть на старушку, немедленно заинтересовались, а те, кто уже видел ее, платили, чтобы решить, правдивы ли слухи, что это робот.

В 1842 году Барнум приобрел каркас, который должен был изображать русалку. Фигура напоминала обезьянку с рыбьим туловищем, но и голова, и тело были очень искусно сделаны. Барнуму удалось узнать, что чудо техники изготовлено в Японии и его демонстрация там произвела настоящую сенсацию.

Тем не менее Барнум разослал в газеты по всей стране информацию о том, что на островах Фиджи поймана живая русалка. Когда он выставил экспонат в музее, дебаты о возможности существования подобных мифических существ буквально охватили всю страну. До того как Барнум развернул газетную кампанию, никому и дела не было до русалок, теперь все с жаром обсуждали реальность их существования. Число посетителей достигло рекордной величины в те дни, когда все устремились взглянуть на фиджийскую русалку и поспорить о том, настоящая ли она.

Через несколько лет Барнум объехал Европу с Генералом Мальчиком с пальчик, пятилетним карликом из Коннектикута. Барнум представлял его как одиннадцатилетнего английского мальчика. Он обучил его множеству удивительных трюков. В этом турне имя Барнума привлекало столько внимания, что сама королева Виктория, этот образец рассудительности, удостоила его и талантливого мальчика личной аудиенции в Букингемском дворце. Пусть английская пресса высмеивала Барнума — Виктория великодушно позволила развлечь себя и впоследствии всегда отзывалась о нем с уважением.

Если уж придворному случится участвовать в каком-то публичном зрелище, например рыцарском турнире... он должен быть уверен, что сбруя и попона его лошади великолепны и что сам он надлежащим образом подготовлен, с приличествующим девизом и хитроумными устройствами, чтобы приковать к себе внимание толпы так же прочно, как магнит притягивает железо.

Бальдассарре Кастильоне

Даже подвергаясь поруганию, я получаю свою долю славы.

Пьетро Аретино, 1492–1556

Толкование

Барнум усвоил основную истину о привлечении внимания: если все глаза смотрят на тебя, ты получаешь особые права. Для Барнума привлечь интерес означало собрать толпу. Он писал впоследствии: «У любой толпы подкладка из серебра». И толпа охотно позволяла втянуть себя в действо. Вот один любопытный остановился около человека с кирпичами, следом то же сделают уже многие. Они скапливаются, как кролики. Незаметный толчок — и они уже устремились в музей или смотрят ваше представление. Чтобы собрать толпу, нужно выдумать что-то необычное, странное. Подойдет любой курьез, любая диковина, потому что толпу как магнитом притягивает все удивительное и необъяснимое. Завладев вниманием людей, не выпускайте его. Барнум охотно перенимал трюки конкурентов, если видел, что они приносят успех.

В начале вашего восхождения к высотам не жалейте сил, чтобы привлечь к себе внимание. Самое важное: в чем состоит внимание, не имеет значения. Не реагируя на разгромные отклики о его представлениях и мистификациях, Барнум никогда не жаловался. Если какой-то газетчик особен­но злобно поливал его грязью, он приглашал того на премьеру и предоставлял лучшее место. Порой Барнум мог и сам анонимно раскритиковать в прессе собственную работу, лишь бы его имя не исчезало с газетных полос. С точки зрения Барнума, внимание — не имеет значения, позитивное или негативное, — было основной составля­ющей его успеха. Самый жалкий удел для человека, который жаждет извест­ности, славы и, конечно, власти, — оставаться в забвении.

Оса и принц

Оса по имени Острохвостая давно мечтала прославиться. Однажды она явилась в королевский дворец и ужалила маленького принца, который спал в своей кроватке. Принц проснулся и громко заплакал. Король и придворные в тревоге поспешили к нему. Принц кричал, а оса жалила его снова и снова. Придворные старались поймать осу, но каждый из них получил по укусу. На крики сбежался весь королевский двор, новость быстро распространилась, и ко дворцу стали стекаться зеваки. Город волновался, все дела встали. Оса, удаляясь на отдых после своих трудов, заметила: «Имя без славы подобно пожару без пламени. Нет ничего важнее, чем добиться известности любой ценой».

Индийская басня

Ключи к власти

Сверкать ярче, чем окружающие, — это умение, с которым никто не рождается на свет. Вам предстоит учиться тому, как привлекать внимание «так же прочно, как магнит притягивает железо». В начале вашей карьеры вы должны связать свое имя и репутацию с тем, что выделит вас из ряда других людей, например с харак­терным стилем в одежде, какой-нибудь особенностью, вывертом, который покажется забавным и заставит говорить о вас. Как только образ закрепится, вы станете индивидуаль­ностью, у вашей звезды появится место на небосклоне.

Распространенное заблуждение считать, что этот, свойственный лишь вам облик не должен быть противоречивым и что быть предметом нападок почему-то плохо. Трудно представить что-либо более далекое от истины. Чтобы избежать осечки и чтобы вашу известность не затмил другой, вы не должны отказываться от одного рода внимания к вам в пользу другого. В конечном счете любое внимание пойдет вам на пользу. Барнум, как мы видели, радовался всякой нападке на него и не ощущал потребности защищаться. Он добровольно надел на себя маску обманщика.

Двор Людовика XIV изобиловал талантливыми писателями, художниками, красавицами, а также мужчинами и жен­щинами непогрешимых добродетелей, но ни о ком из них столько не говорили, сколько о герцоге Лозаннском. Герцог был мал ростом, почти карлик, и поведение его отличалось крайней дерзостью — он спал с королевской фавориткой и открыто оскорблял не только придворных, но и самого короля. Людовика, однако, так развлекала эксцентричность герцога, что он с трудом выносил отлучки последнего. Это объяснялось просто: странности несносного характера герцога привлекали внимание. После того как его очарование действовало на окружающих, им хотелось общаться с ним во что бы то ни стало.

Общество нуждается в ярких личностях, возвышающихся над серостью и посредственностью. Поэтому не стесняйтесь качеств, выделя­ющих вас из толпы, привлека­ющих к вам внимание. Не избегайте стычек, даже скандала. Лучше нападки, даже клевета, чем забвение. Этот закон действителен для всех профессий, а каждый профессионал должен быть в душе немного шоуменом.

Великий ученый Томас Эдисон понимал: чтобы добывать деньги, необходимо любой ценой постоянно быть на виду. Тому, как представить изобретения публике, как привлечь общественное внимание, он придавал почти такое же значение, как самим изобретениям.

Эдисон ставил эффектные опыты, чтобы продемонст­риро­вать свои открытия в области электричества. Он рассказывал об изобретениях будущего, которые казались фантастикой, — о роботах, о машинах, способных сфотогра­фировать мысль, — не потому что собирался тратить силы на работу над ними, но чтобы заставить публику говорить о себе. Он делал все, чтобы быть в центре внимания больше, чем его великий соперник Никола Тесла. Тот, возможно, в действительности был талантливее Эдисона, но имя его оставалось в тени. В 1915 году стали поговаривать, что Эдисон и Тесла будут совместно удостоены звания лауреатов Нобелевской премии в области физики. На самом деле премия была вручена двум английским физикам. Только впо­следствии стало известно, что Нобелевский комитет сначала действительно остановился на кандидатурах Теслы и Эдисона, но последний отказался разделить премию с Теслой. К тому времени он, в отличие от Теслы, уже пользовался надежной известностью и предпочел отклонить высокую честь, но не позволить прозвучать имени соперника.

Если вы занимаете невысокое положение и оно не дает особых шансов привлечь к себе внимание, эффективным приемом станет атака на самую заметную, самую сильную, самую знаменитую личность, до какой только вы сможете «дотянуться».

Когда в начале XVI столетия Пьетро Аретино, который в юности был всего лишь учеником печатника в Риме, захотел привлечь к себе внимание как к сочинителю стихов, он решил опубликовать серию сатирических стихотворений, высмеива­ющих папу Римского и его привязанность к ручному слону. Это нападение немедленно принесло Аретино известность. Клеветнические нападки на сильных мира сего обычно имеют сходный эффект. Но помните, что этим приемом не следует злоупотреблять после того, как вы уже стали объектом общественного внимания, — это может привести к обратному результату.

Оказавшись на виду, вы можете поддерживать интерес к себе, варьируя и приспосабливая к обстоятельствам свой метод привлечения внимания. Если этого не делать, публике станет скучно и она перенесет свой интерес на другой объект. Игра требует постоянной бдительности и творческого подхода.

Пабло Пикассо никогда не позволял себе слиться с фоном. Когда его имя начинали привычно связывать с каким-либо определенным стилем, он поражал публику серией новых неожиданных работ. Лучше вывести из равновесия безобразным творением, думал он, чем позволить зрителям слишком привыкнуть к моему стилю. Следует понимать: люди испытывают чувство превосходства по отношению к тем, чьи действия могут предсказать. Если вы покажете им, кто находится на высоте положения, играя против их ожиданий, вы разом добьетесь уважения и станете объектом еще более пристального внимания.

Образ: свет рампы.
Актер, вступающий в этот сверкающий круг, достигает высот существования. Все смотрят на него. Узкий луч софита может осветить только одного. Делай что можешь, чтобы удержать его на себе. Будь забавным, нелепым или скандальным, лишь бы луч остановился на тебе, оставив других актеров в тени.

Авторитетное мнение

«Показывай себя, будь на виду... То, чего не видят, как бы не сущест­вует... Именно свет явился первопричиной, бла­­го­даря которой воссияло все творение. Демонстрация заполняет многие пробелы, прикрывает недостатки и дает всему вторую жизнь, осо­бенно в том случае, если она подкреплена ис­тин­ными достоинствами».

Бальтазар Грациан

Часть II
СОЗДАВАЙ ОРЕОЛ
ТАИНСТВЕННОСТИ

В банальном и скучном мире то, что кажется загадочным, притягивает. Никогда не объясняйте слишком четко, что вы делаете или намерены сделать. Не раскрывайте все карты. Атмосфера таинственности возвысит вас. Она породит ожидание — все будут, не отрываясь, смотреть на вас, чтобы увидеть, что же произойдет. Используйте тайну, чтобы обманывать, соблазнять и даже устрашать.­

Соблюдение закона

В 1905 году по Парижу поползли слухи о юной восточной женщине, которая танцевала в некоем частном доме, постепенно сбрасывая окутывавшие ее вуали. Журналист, видевший ее танец, писал: «Блистая драгоценностями и благоухая ароматами, женщина с Востока явилась в Европу, чтобы привнести толику восточной роскоши и цвета в пресыщенную жизнь европейских городов». Вскоре всем стало известно имя танцовщицы: Мата Хари.

В начале того года, зимой, небольшая избранная аудитория собиралась в салоне, обставленном индийскими статуями и другими редкостями. Оркестр исполнял произведения, навеянные индийскими и японскими мотивами. Заставляя зрителей ждать и строить догадки, Мата Хари неожиданно появлялась в сверка­ющем костюме: короткая белая кофточка из хлопка была украшена в индийском стиле драгоценными камнями; обручи на талии, также все в камнях, поддерживали саронг, который не столько скрывал, сколько обнажал ее тело; руки снизу доверху украшали браслеты. Мата Хари начинала танец в стиле, какого никто в Париже до тех пор не видел, извиваясь всем телом, точно в трансе. Она говорила возбужденным и захваченным зрителям, что ее танцы — это рассказы, передающие содержание индийских мифов и сказок Японии. В скором времени столпы парижского общества, а также послы из далеких стран с боем добивались приглашения в тот салон, где, по слухам, Мата Хари танцевала ритуальные танцы обнаженной.

Публике хотелось знать о ней больше. Танцовщица рассказала журналистам, что по происхождению она голланд­ка, но выросла на острове Ява. Рассказала она и о времени, проведенном ею в Индии, где она и обучилась обрядовым индуистским танцам, и о том, что индийские женщины «умеют метко стрелять, скакать верхом, вычислять логарифмы и беседовать на философские темы». К лету 1905 года, хотя лишь немногие парижане видели танцы Маты Хари, ее имя было у всех на устах.

По мере того как Мата Хари давала все новые интервью, история ее жизни менялась: росла в Индии, ее бабушка была дочерью яванской принцессы, жила на острове Суматра, где проводила дни «скача верхом на коне, с ружьем в руке и рискуя своей жизнью». Никто не знал ничего определенного, но газетчиков не смущали разночтения в ее биографии. Они сравнивали ее с индийским божеством, созданием, сошедшим со страниц Бодлера. Их воображение подсказывало все новые образы для сравнений с этой таинственной гостьей с Востока.

В августе 1905 года Мата Хари впервые выступила перед широкой аудиторией. Толпы, сгоравшие от нетерпения увидеть ее в вечер премьеры, устроили волнения. Теперь она стала культовой фигурой, породившей множество подражаний. Одна газета писала: «Мата Хари — воплощенная поэзия Индии, ее мистицизм, чувственность, гипнотическое очарование». Другая замечала: «Если Индия богата такими сокровищами, все французы скоро переберутся на берега Ганга».

Скоро слава Маты Хари и ее ритуальных индийских танцев вышла за пределы Парижа. Ее приглашали в Берлин, Вену, Милан. В течение нескольких лет она гаст­ро­лировала по Европе, вращаясь в высших кругах и получая баснословные гонорары, дававшие ей независимость, которой редко пользовались женщины той эпохи. Затем, незадолго до конца Первой мировой войны, она была арестована во Франции. Ее допросили, предъявили обвинение и судили как германскую шпионку. Только на суде всплыла правда: Мата Хари приехала не с Явы и не из Индии, не росла в Азии, в ее жилах не текло ни капли восточной крови. Ее настоящее имя было Маргарета Зелле, и родом она была из небольшого северного городка Фрисланд в Голландии.

Толкование

Когда Маргарета Зелле прибыла в Париж в 1904 году, в ее кармане лежало полфранка. Она была одной из тысяч миловидных девушек, стекавшихся в Париж каждый год, чтобы найти работу натурщиц, танцовщиц в ночном клубе или статисток в «Фоли Бержер». Через несколько лет, когда их неизбежно заменяли более юные девушки, им оставалось оканчивать дни на панели или возвращаться домой постаревшими и раскаявшимися.

Зелле имела более высокие амбиции. Она не умела танцевать и никогда не работала в театре, но в детстве путешествовала с семьей, и ей приходилось видеть танцы жителей Явы и Суматры. Зелле прекрасно понимала, что в ее плане важны были не сами по себе танцы, не лицо или фигура, а то, удастся ли ей окутать себя ореолом тайны. Тайна, которую она создала, заключалась не в ее танце, костюмах, не в историях, ею рассказанных, не в бесконечной лжи о ее происхождении: эта тайна заключалась в атмосфере, окружавшей Мату Хари и все ее поступки. О ней ничего не было известно наверняка. Она постоянно менялась, удивляя своих почитателей новыми нарядами, новыми танцами, новыми рассказами. Эта таинственность притягивала публику, та жаждала узнать больше, ожидая следующего хода. Мата Хари была не красивее, чем большинство приезжа­ющих в Париж девушек, она не так уж хорошо танцевала. Ее загадка выделяла ее из массы, привлекала и удерживала внимание зрителей, давала ей славу и богатство. Люди без ума от тайн. Постоянно требуя усилий для разгадывания, тайны никогда не надоедают. Загадочное не удается схватить. А то, что нельзя измерить и употребить, порождает власть.

Ключи к власти

В древности мир был наполнен ужасным и непознаваемым — болезни, катастрофы, капризные деспоты, тайна смерти. То, что не удавалось понять, люди переосмысливали в мифах. Спустя века, однако, с помощью науки и здравого смысла удалось осветить мрак. То, что прежде было загадочным и запретным, теперь стало понятным и привычным. Но за это пришлось платить: в мире, ныне банальном, лишенном загадок и мифов, мы втайне мечтаем о непознаваемом, о людях или вещах, которые невозможно до конца объяснить, измерить, использовать.

Это власть таинственного: оно побуждает строить всё новые загадки, тревожит воображение, заставляет нас верить, что за ним скрывается нечто волшебное. Мир стал таким обыденным, а его обитатели столь предсказуемы! Поэтому, если окутать что-либо покровом тайны, это почти наверняка попадет в центр освещенного прожектором круга и заставит нас разглядывать его.

Не воображайте, что для того, чтобы создать атмосферу таинственности, нужно быть величественным и внушать обожание. Тайна утонченная и трудноотличимая, сплетающаяся из событий вашей повседневной жизни, поражает и привлекает гораздо сильнее. Помните: большинство людей открыты, их можно читать как книгу, они мало заботятся о контроле над своими словами и обликом, они безнадежно предсказуемы. Будьте на заднем плане, меньше говорите, порой вставляя двусмысленные фразы, обдуманно кажитесь непоследовательным, позволяйте себе еле уловимые странности — и вокруг вас появится ореол таинственности. Окружающие затем усилят этот ореол, постоянно пытаясь трактовать вас.

Как художники, так и мошенники понимают: для того чтобы привлекать интерес, необходима таинственность. Граф Виктор Люстиг, аристократ среди жуликов, блестяще овладел этой игрой. Он всегда совершал необычные поступ­ки, порой они казались лишенными смысла. Он подъезжал к фешенебельным отелям в лимузине с шофером-японцем. Никому до этого не приходилось видеть японца шофера, это казалось экзотическим и странным. Люстиг носил са­мую дорогую одежду, но непременно какая-либо деталь — медаль, цветок, нарукавная повязка — находилась, мягко говоря, не на месте. Это казалось не столько безвкусным, сколько эксцентричным и интригующим.

В отелях можно было видеть, как он без конца получает сообщения одно за другим — их приносил ему японец шофер. Он разрывал записки с выражением крайнего негодования. (На самом деле это были чистые листы бумаги.) Люстиг сидел один в гостиной, читал большую, внушительного вида книгу, улыбаясь людям, но не вступая в общение. Через несколько дней, естественно, все обитатели отеля сгорали от желания узнать что-нибудь об этом странном человеке.

Вот это внимание помогало Люстигу обводить простаков вокруг пальца. Они прямо-таки требовали его внимания и общества. Каждый хотел, чтобы его видели в компании с загадочным аристократом. Одурманенные этим образом, слепцы и не замечали, как их грабят.

Атмосферу тайны посредственность может использовать для того, чтобы казаться умнее и глубже. Это помогло Мате Хари, женщине с рядовой внешностью и невыда­ющимся интеллектом, походить на богиню, а ее танцам казаться божественными. Тайна, окружающая художника, делает его произведения более интересными — трюк, который с успехом применял Марсель Дюшан. Это очень просто: поменьше говори о своей работе, шути и заигрывай, давая забавные, порой противоречивые комментарии, а потом предоставь другим извлекать из всего этого смысл.

Люди загадочные ставят других в положение ниже себя, так как другие пытаются их понять. Любители загадочного ореола стараются всё окружать неопределенностью и неизвестностью. Мао Цзэдун, к примеру, умело поддерживал загадочный имидж: ему не приходилось прилагать стараний, чтобы выглядеть непоследовательным или про­ти­во­ре­чи­вым, — противоречивость самих его поступ­ков и слов означала, что он всегда на высоте положения. Всем, даже его жене, казалось, что Мао невозможно понять, и это придавало ему величия. Это также означало, что общественность всегда сохраняла интерес к нему, с бес­по­кой­ством ожидая следующего шага.

Если общественное положение не позволяет вам полностью скрывать ваши действия, следует по крайней мере научиться быть менее открытым. Время от времени совершайте поступки, не соответствующие тому, чего ждут от вас люди. Так вам удастся держать их в напряжении и привлекать к себе внимание, что сделает вас сильнее. За­гадка, если правильно поработать над ее созданием, может вызвать интерес такого сорта, что наведет ужас на ваших врагов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...