Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение и соблюдение закона 7 глава

Во время 2-й Пунической войны (219–202 годы до н. э.) великий карфагенский полководец Ганнибал опустошал и разрушал всё на своем пути к Риму. Ганнибал был известен умом и двуличностью. Под его командованием армия Карфагена, уступавшая римской по численности, превосходила ее стратегиче­ски и тактически. Но вот однажды разведчики Ганнибала, допустив грубейшую ошибку, завели войско в болотистую местность, так что позади у них оказалось море. Римское войско перекрыло единственный проход через горы в глубь материка, и Фабий, полководец римлян, торжествовал — он заманил в ловушку самого Ганнибала! Расставив посты, он обдумывал план победоносного сражения.

Но глубокой ночью караульные увидели внизу нечто непонятное: к горе направлялась громадная вереница огней. Тысячи и тысячи огней. Если это была армия Ганнибала, то она выросла в сотни раз. Часовые горячо спорили о том, что это могло означать: подкрепление с моря? войско, которое пряталось в засаде? призраки?

Тем временем огни рассыпались по всей горе, снизу доносился ужасный шум, словно там трубили миллионы рогов. Это демоны, решили часовые. Самые умные и храбрые в римской армии караульные в панике покинули свои посты.

На другой день Ганнибала на болоте не оказалось. В чем же состояла его уловка? Не призвал же он и впрямь демонов на помощь? На самом деле он приказал привязать пучки ве­ток к рогам тысячного стада быков, которые шли в обозе его армии и использовались для жертвоприношений. Когда ветки подожгли, возникло впечатление, что гору окружает несметное войско. Как только огонь стал обжигать кожу животных, те разбежались во все стороны с диким мычанием, так что огни стали распространяться по склонам горы. Успех этого приема, однако, не в самих по себе огнях или шуме, а в неразрешимой задаче, поставленной Ганнибалом перед врагом, — загадка захватила внимание часовых, привела их в ужас и обратила в бегство.

Если вас загнали в угол, поймали в ловушку, если приходится обороняться, поставьте простой эксперимент: совершите нечто, что нельзя легко понять или истолковать. Пусть это будет обычный поступок, но обставленный так, чтобы сбить с толку ваших недругов, — допус­каю­­щий множество толкований, делающий неясными ваши намерения. Недостаточно быть просто непредсказуемым (хотя и эта тактика может принести успех — см. закон 17). Подобно Ганнибалу, поставьте спектакль, не поддающийся пониманию. Пусть в вашем действе не будет системы, метода, причины — никакого объяснения. Если у вас получится, вы будете внушать страх и трепет, и караульные сбегут со своих постов. Назовем это «тактикой безумного Гамлета», ведь герой Шекспира использовал ее очень успешно, пугая своего отчима Клавдия непонятным поведением. У страха глаза велики; благодаря загадке ваши войска будут казаться более многочисленными, а ваша власть — более устрашающей.

Образ: танец с вуалями. Вуали окутывают танцовщицу. То, что они приоткрывают, вызывает волнение. То, что под ними скрывается, возбуждает интерес. Квинтэссенция тайны.

Авторитетное мнение

«Не открываясь сразу, ты делаешь ожидание более напряженным... Под­мешивай во все чуть-чуть тайны, и это само собой породит благоговение. Давая объяснения, не будь чересчур определенным... Так ты под­ражаешь путям божественным, заставляя людей теряться в догадках и ждать».

Бальтазар Грациан

Оборотная сторона

В начале восхождения вам необходимо привлечь к себе внимание любой ценой, но по мере подъема следует постоянно адаптироваться к изменениям. Не применяйте подолгу один и тот же прием. Атмосфера таинственности очень хороша для того, кто работает над созданием ауры власти и хочет стать заметным, но при этом выглядеть сдержанным. Мата Хари зашла слишком далеко в своих вымыслах. Обвинение ее в шпионаже, хотя было фальшивкой, выглядело разумным и обоснованным, поскольку из-за постоянной лжи она стала казаться подозрительной и бесчестной. Не допускайте, чтобы окружающая вас таинственная дымка постепенно трансформировалась в репутацию лжеца. Загадки должны выглядеть наполовину игрой, забавной и неопасной. Не заходите слишком далеко и умейте отыграть назад.

Бывают времена, когда лучше не оказываться в центре общественного внимания, тогда скандалы и шумиха нужны менее всего. Внимание к вам не должно задевать сильных мира сего или соперничать с их репутацией. Вы только про­играете от сравнения. Это целое искусство — знать, когда бороться за внимание, а когда уйти в тень.

Лола Монтес в совершенстве владела искусством привлекать внимание. Она была родом из маленького городка, ей удалось переломить судьбу, стать любовницей Ференца Листа, а затем — фавориткой и политическим советником короля Людвига Баварского. В зрелом возрасте она потеряла чувство меры.

В 1850 году весь Лондон ожидал премьеры шекспировского «Макбета» с величайшим актером того времени Чарльзом Джоном Кином. Вся английская элита должна была быть на спектакле. Поговаривали даже, что королева Виктория и принц Альберт предстанут перед публикой. Обычай того времени требовал, чтобы к моменту прибытия королевы все уже заняли свои места. Поэтому зрители собрались пораньше, и, когда королева вошла в свою ложу, все встали и встретили ее аплодисментами. Королевская чета, немного выждав, ответила поклоном. Все сели, погас свет. Вдруг глаза всех присутствующих обратились к ложе, расположенной против королевской: из тени вышла женщина и уселась на кресло после королевы! Это была Лола Монтес. Ее темные волосы украшала бриллиантовая диадема, на плечах было длинное меховое манто. Зрители перешептывались в изумлении, глядя, как мантия из горностая была сброшена, открыв низко декольтированное платье из пунцово­го бархата. Публика заметила, что королевская чета избегает смотреть в сторону ложи Лолы. Ма­ло-по­ма­лу остальные последовали примеру королевы, и до конца вечера Лолу Монтес игнорировали. После спектакля более никто в свете не решался приглашать ее. Магнетизм ее обаяния обратился против нее. Ее взгляда избегали. В Англии у нее больше не было будущего.

Никогда не проявляйте излишнего рвения в стремлении завладеть вниманием — подобная жадность свидетельствует о вашей неуверенности. Следует понимать, что не всегда в ваших интересах становиться центром внимания — например, в присутствии короля, королевы или кого-то равного им. Кланяйтесь и держитесь в тени, не вступая в состязание.

 

Закон 07. Заставь других работать на себя и пользуйся результатами

Формулировка закона

Используйте ум, знания и беготню других людей для продвижения собственных дел. Такая помощь не только сэкономит ваши ценные силы и время, но и придаст вам божественный ореол преуспеваю­щего человека. Ваши помощники будут забыты, вас же запомнят. Никогда не делайте сами того, что могут сделать для вас другие.

Нарушение и соблюдение закона

В 1883 году молодой ученый Никола Тесла, серб по национальности, трудился в европейском отделении Континентальной компании Эдисона. Он был блестящим изобретателем, и Чарльз Бэчелор, менеджер предприятия и личный друг Эдисона, убеждал его попытать счастья в Америке, предложив написать рекомендательное письмо к самому Эдисону. Так началась для Теслы жизнь, до самого конца полная горестей и несчастий.

Когда Тесла представился Эдисону в Нью-Йорке, знаменитый изобретатель сразу взял его на работу. Тесла искал способы улучшить примитивные динамо-машины Эдисона. Наконец он предложил полностью переделать их конструкцию. Эдисону это показалось огромной работой, которая не будет выполнена и спустя годы, но он ответил: «Вы получите 50 тысяч долларов, если сможете это сделать».

Тесла трудился над проектом днем и ночью и уже через год представил значительно улучшенную модель динамо-машины с полностью автоматизированным управлением. Он пришел к Эдисону, чтобы разделить с ним радость и получить свои 50 тысяч. Тот одобрил улучшения, но, когда дело дошло до денег, сказал молодому сербу: «Тесла, вы не понимаете американского юмора!» — и вза­мен предложил скромную премию.

Навязчивой идеей Теслы было создание механизма, использующего переменный ток. Эдисон же верил лишь в постоянный ток и не только отказался поддержать исследования Теслы, но и делал все возможное, чтобы саботировать их. Тесла обратился к крупному магнату из Питтсбурга, Джорджу Вестингаузу, открывшему собственную электрическую компанию. Вестингауз полностью оплатил исследования Теслы и предложил ему очень выгодное соглашение на будущее с высоким авторским вознаграждением. (Разработанные Теслой все системы переменного тока и в наши дни используются как основные.) Но после того, как были оформлены патенты на имя Теслы, нашлись ученые, которые воспользовались его изоб­ретением, утверждая, что они выполнили для него основную работу. Имя Теслы затерялось в неразберихе, публика даже приписывала изобретение самому Вестингаузу.­

Через год стало известно о переговорах Вестингауза с Дж. Пирпонтом Морганом о перекупке предприятия. Условием Моргана была ликвидация контракта с Теслой. Вестингауз объяснил ученому, что компания разорилась бы, если бы ему пришлось выплатить все гонорары в соответствии с соглашением. Он предложил Тесле выкупить его патенты за 216 тысяч долларов — большая сумма, однако не сравнимая с двенадцатью миллионами, которые компания была должна ему в то время. Финансисты лишили Теслу денег, патентов и в значительной мере признания авторства в отношении главного изобретения его жизни.

Имя Гильельмо Маркони навсегда связано с изобретением радио. Но немногим известно, что в процессе работы (Маркони передал сигнал через Ла-Манш в 1899 году) он опирался на результаты исследований Теслы, запатентованные в 1897 году. И опять Тесла не получил ни денег, ни признания. Тесла изобрел не только энергетическую систему переменного тока, но и индукционный двигатель, на деле именно он является «отцом радио». Однако все его изобретения не смогли принести ему известности.

В 1917 году, когда, став стариком, он доживал дни в крайней бедности, Тесла узнал, что ему присуждена Эдисоновская медаль Американского института инженеров-электри­ков. Он отказался получить ее. «Вы хотите, — сказал он, — почтить меня медалью, чтобы я приколол ее на лацкан и впустую позировал в течение часа перед сотрудниками вашего института. Вы бы украсили мой пиджак, но по-прежнему морите голодом мой ум, не в силах отдать должного ему и его творениям, благодаря которым в значительной степени возник и существует ваш институт».

Если охотник полагается на надежность своей колесницы, использует ноги шести коней и заставляет Ван Ляна направлять поводья, тогда он сам не утомится и ему не составит труда ловить быстрых животных. Теперь предположим, что он не пользуется преимуществами своей колесницы, отказывается от применения конских ног и навыков Ван Ляна и спешивается, чтобы самому гоняться за животными. В этом случае, даже если ноги его так же быстры, как у Лю Чи, он не будет поспевать за добычей. А ведь если пользоваться хорошими конями и крепкими колесницами, то даже раб или рабыня будут в состоянии ловить животных.

Хань Фэй

Толкование

Многие думают, что ученые, име­ющие дело с объективными фактами, стоят выше мелочного соперничества, которое портит жизнь остальной части человечества. Никола Тесла также разделял эту иллюзию. Он верил, что наука не имеет ничего общего с политикой, заявлял, что его не заботят богатство и слава. Со временем, однако, это разрушило его научную работу. Его имя не ассоциировали ни с каким выдающимся изобретением, поэтому он не мог привлечь спонсоров к своим исследованиям. Раздумывая над великими будущими изобретениями, он не уследил, как другие разворовали его патенты и присвоили его славу.

Он хотел все сделать самостоятельно, но в результате умер в нищете.

Эдисон был полной противоположностью Теслы. Он был, пожалуй, не столь ярким мыслителем и изобретателем. Однажды он сказал, что ему самому необязательно быть математиком, если того можно нанять. Это был основной метод Эдисона. На самом деле он был деловым человеком и умел подать себя, чутко угадывая веяния и тенденции, а затем нанимая для работы лучших специалистов в той или иной области. Если у него была возможность обокрасть конкурентов, он это делал. Однако его имя известно лучше, чем имя Теслы, и с ним связывают большее число изобретений.

Урок двоякий: во-первых, признание заслуг за изобретение или открытие не менее, если не более, важно, чем само изобретение. Вы должны обеспечить свои права на изобретение и позаботиться, чтобы его у вас не украли и не воспользовались плодами ваших тяжких трудов. Для этого следует быть бдительным и безжалостным, помалкивать о своем творении, пока вы не будете уверены, что над ним не кружат стервятники. Во-вторых, научитесь извлекать выгоду из трудов других людей для продвижения собственных интересов. Время бесценно, а жизнь коротка. Пытаясь делать все самостоятельно, вы преждевременно выдохнетесь, растратите свою жизненную энергию. Намного лучше беречь свои силы, пользуясь промахами других, хватать наработанное ими и находить способ присваивать себе их достижения.

Черепаха, слон и бегемот

Однажды, встретив черепаху, Слон протрубил: «Прочь с дороги, слабое существо, я могу наступить на тебя!» Черепаха не испугалась и осталась на месте, так что Слон на нее наступил, но не смог раздавить. «Не хвались, господин Слон, ведь я такая же сильная, как ты», — сказала Черепаха, но Слон только расхохотался. Тогда Черепаха предложила ему встретиться на холме на следующее утро.

Назавтра, пока не встало солнце, Черепаха спустилась с холма к реке, где встретила Бегемота, — тот как раз направлялся в воду. «Господин Бегемот, не помериться ли нам силой? Могу поспорить, что не уступлю вам», — сказала Черепаха. Бегемоту показалась забавной такая нелепая выдумка, но он согласился.

Черепаха велела Бегемоту держать в пасти конец длинной веревки, пока она не крикнет «Эй!». Затем Черепаха поторопилась на холм, где ее уже ждал Слон. Она дала Слону другой конец веревки и сказала: «Как только я крикну “Эй!”, начинай тянуть веревку. Посмотрим, кто из нас сильнее». С этими словами она прошла полдороги вниз по холму, откуда ее не было видно, и крикнула «Эй!». Слон и Бегемот тащили, тащили, но никто не смог перетянуть другого — их силы были равны. Каждый из них согласился, что Черепаха равна ему по силе.

Никогда не делай сам того, что могут сделать за тебя другие. Черепаха заставила других поработать за себя, а почести достались ей.

Заирская народная сказка

Все воруют в коммерции и промышленности. Я и сам многое украл. Но я могу воровать с умом.

Томас Эдисон, 1847—1931

Ключи к власти

В мире власти действуют законы джунглей: есть те, которые охотятся и убивают, и есть множество тех, кто выживает за счет охоты других (гиены, стервятники). Они менее яркие, менее одаренные и часто неспособны сами выполнить работу, которая привела бы их к власти. Однако они рано осознают, что, если набраться терпения, обязательно дождешься, что кто-то сделает все за тебя. Не будьте наивны: в то самое время, когда вы в поте лица трудитесь над своим проектом, грифы и стервятники кружат над вами, прикидывая, как смогут жить и даже процветать, используя ваши творческие способности. Бесполезно жаловаться на это, исходить горечью и гневом, как поступал Тесла. Лучше защитить себя и включиться в игру. Построив основание своей власти, сами будьте стервятником, и вы сэкономите много времени и сил.

Один из двух полюсов этой игры можно проиллюстрировать на примере конкистадора Васко Нуньеса де Бальбоа. У Бальбоа была цель — открыть Эльдорадо, легендарный город несметных сокровищ.

В начале XVI века, после долгих лет бесчисленных лишений и смертельных опасностей, он обнаружил доказательства существования великой богатой империи к югу от Мексики, на территории сегодняшнего Перу. Завоевав империю инков, завладев их золотом, он мог стать новым Кортесом.

Слепая курица

Курица лишилась зрения, но привыкла скрести землю в поисках пищи. Несмотря на слепоту, она все же продолжала скрести еще более усердно. И к чему это было прилежной дурочке? Другая курица с острым зрением не утруждала свои нежные лапки работой, но, не ковыряясь в земле, наслаждалась плодами трудов другой. Ведь стоило слепой курице вырыть ячменное зерно, ее бдительная подруга тут же его хватала.

Готхольд Эфраим Лессинг,
1729–1781

Проблема была в том, что слухи о его открытии распространились среди сотен конкистадоров. Он не понимал, что половина успеха состояла в том, чтобы помалкивать и внимательно следить за окружающими. Через несколько лет после того, как он обнаружил местополо­жение империи инков, солдат его армии, Франсис­ко Писарро, предал его, и Бальбоа казнили. Писарро взял то, к чему долгие годы шел Бальбоа.

На другом полюсе — живописец Петер Пауль Рубенс, который в конце своей карьеры не справлялся с огромным количеством заказов на картины. Он разработал систему: в просторной мастерской трудились десятки нанятых им прекрасных художников. Один специализировался на одежде, другой выписывал фон, и так далее. Получалось что-то вроде конвейера, и благодаря ему успевали закончить больше полотен. Если в мастерскую являлся с визитом важный заказчик, Рубенс распускал на день наемных живописцев. Пока заказчик наблюдал с балкона, Рубенс работал в неистовом темпе и с невероятной энергией. Заказчик покидал мастерскую в восторге от работоспособности этого человека, который может написать столько шедевров за очень короткий срок.

Вот квинтэссенция закона: научитесь заставлять других выполнять работу для вас и присваивать себе заслуги — и вы получите божественную силу и власть. Если вы считаете, что важно всю работу выполнять своими руками, вы никогда не продвинетесь достаточно далеко и разделите судьбу Бальбоа и Теслы. Найдите людей с умением и творческим потенциалом, которых вам недостает. Наймите их и ставьте на шедеврах свою подпись или найдите способ присвоить их работу. Так их таланты станут вашими, и мир увидит в вас гения.

Всем хорошо известно, что почти никто из современных политиков сам не пишет тексты выступлений. Своими трудами они бы не завоевали и одного голоса. Всем красноречием и остроумием, какого бы качества оно ни было, они обязаны спичрайтерам — наемным сочинителям речей. Другие люди выполняют работу — политики пользуются результатами. Истина в том, что власть такого сорта доступна каждому.

Есть и другое применение этого закона, не требу­ющее паразитирования на трудах ваших современников: обратитесь к прошлому — неиссякаемому источнику знания и мудрости. Исаак Ньютон назвал это «стоять на плечах гигантов». Он имел в виду, что, делая свои открытия, основывался на достижениях других. Славой гения он был во многом обязан (и сам это понимал) своей способности с умом использовать озарения ученых Античности, Средневековья, Возрождения. Шекспир заимствовал сюжеты, характеристики и даже диалоги, например, у Плутарха, так как знал, что Плутарху не было равных в описании тончайших психологических оттенков и в умелом цитировании. А сколько писателей затем в свою очередь заимствовали у Шекспира! Так это что — плагиат? Научитесь пользоваться знаниями прошлого — и вы прослывете гением, будучи на самом деле лишь умным заимствователем.

Писатели, исследующие природу человека; древние стратеги; историки, описавшие человеческую глупость и безумие; короли и королевы, изучившие нелегкое искусство нести бремя власти, — их знания пылятся, все эти люди прошлого ожидают, когда вы придете и вскарабкаетесь к ним на плечи. Их разум может стать вашим разумом, их умение — вашим умением, и они никогда не явятся, чтобы рассказать людям, как вы на самом деле неоригинальны. Можно упорно работать всю жизнь, ошибаясь снова и снова, расходуя время и энергию в попытках приобрести собственный опыт. А можно воспользоваться достижениями прошлого. Бисмарк сказал однажды: «Дураки говорят, что учатся на опыте. Я предпочитаю пользоваться опытом других».

Образ: стервятник.
Из всех жителей джунглей у него самая легкая доля. Трудную работу, которую выполняют другие, он делает своей работой. Их неудачные попытки выжить становятся его кормом. Посмотрите на стервятника: пока вы работаете, он же летает вокруг. Не боритесь с ним — присоединитесь.

Авторитетное мнение

«Есть многое, что нужно узнать, но жизнь коротка, а жизнь без зна­ния — не жизнь. Есть прекрасное средство для извлечения знания — опыт и работа других. Так пот появится на лбу другого, а вы зарабо­таете репутацию оракула».

Бальтазар Грациан

Оборотная сторона

Бывают случаи, когда присваивать себе результаты чужого труда неразумно: если ваша власть еще не совсем прочна, это будет выглядеть так, словно вы выталкиваете соперников со сцены. Для того чтобы с блеском пользоваться талантами других, следует твердо стоять на ногах, в противном случае вас обвинят в обмане.

Нужно понимать, когда для вас выгодно дать другим раз­делить с вами почести. Особенно важно не жадничать, если надо поделиться с хозяином. Идея исторического визи­та Ричарда Никсона в Китайскую Народную Республику первоначально пришла в голову именно ему, но могла так никогда и не осуществиться, если бы не дипломатическое искусство Генри Киссинджера. Все же, когда пришло время пожинать лавры, Киссинджер тактично позволил Никсону при­своить львиную долю заслуг. Зная, что со временем правда всплывет, он тщательно следил за тем, чтобы не показалось, будто он тянет одеяло на себя. Киссинджер играл мастерски: он получил восхищение стоящих ниже его и в то же время великодушно уступил приоритет и почести другому. Вот так и надо играть в эту игру.

 

Закон 08. Вынуждай людей подойти к себе; если нужно, используй приманку

Формулировка закона

Когда вы вынуждаете другого человека действовать, сила на вашей стороне. Выгоднее всего добиться, чтобы противник подошел к вам, нарушая ради этого собственные планы. Соблазните его сказочны­ми выгодами — и атакуйте. У вас в руках все карты.

Соблюдение закона

Крупный преступник XIX века барон Дэниел Дрю был мас­тером игры на бирже. Желая, чтобы те или иные акции покупались или продавались, а их курс рос или падал, он почти никогда не шел к цели прямо. Одной из его уловок было, проходя торопливо по залу элитного клуба рядом с Уолл-стрит (так что было очевидно, что направляется на биржу), вынуть свой знаменитый красный носовой платок и вытереть пот со лба. При этом как бы незамеченный падал бумажный листок. Члены клуба, всегда старавшиеся предугадать шаги Дрю, набрасывались на записку, ожидая найти в ней биржевой прогноз. Слухи о содержании записки быстро распространялись, и члены клуба начинали покупку или продажу акций по сценарию, выгодному барону.

Филиппо Брунеллески, великий живописец и архитектор Возрождения, весьма успешно применял на практике искусство призывать к себе людей, демонстрируя этим власть над ними. Однажды он получил заказ на постройку нового купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Задание было важное и престижное. Но когда власти города наняли второго человека, Лоренцо Гиберти, на помощь Брунеллески, великого художника охватили невеселые мысли. Он ясно видел, что Гиберти получил заказ благодаря своим связям, чтобы, не утруждая себя участием в деле, присвоить половину награды.

В критический момент ремонтных работ на Брунеллески вдруг напала загадочная хворь. Он приостановил работы, но напомнил властям о нанятом ими Гиберти, предположив, что тот мог бы потрудиться во время его болезни. Скоро стало очевидно, что Гиберти ни на что не годен. Представители города явились к Брунеллески, чтобы просить его продолжить работы. Он не соглашался, настаивая, чтобы проект заканчивал Гиберти. Когда представители города наконец осознали, в чем тут дело, Гиберти уволили.

После этого Брунеллески чудом выздоровел за считаные дни. Он не бушевал в гневе, не позволил одурачить себя — он применил искусство выманивания людей к себе.

Толкование

Манипуляция — опасная игра. Стоит ко­му-то заподозрить, что им манипулируют, он начинает сопротивляться и выходит из-под вашего контроля. Но, выманивая соперника к себе, вы создаете иллюзию, что контроль над ситуацией осуществляет он. Он не ощущает нитей, за которые вы дергаете.

Многое зависит от того, насколько вкусна приманка. Если ловушка выглядит достаточно привлекательно, ослеп­ленные эмоциями и вожделениями, ваши враги не смогут видеть правды. Чем более алчными они становятся, тем легче вести их туда, куда вам надо.

Разложив приманку для оленей, я не стреляю в первую же олениху, которая подошла ее обнюхать, а жду, когда вокруг соберется целое стадо.

Отто фон Бисмарк, 1815—1898

Ключи к власти

Сколько раз один и тот же сценарий повторялся в истории: агрессивный лидер предпринимает решительные действия, которые вначале приводят к усилению его власти. Постепенно он достигает вершины, но затем всё обращается против него. Его многочисленные враги объеди­няются. Пытаясь сохранить власть, он начинает метать­ся, этим истощает свои силы, что приводит к неизбежному краху. Причина повторения этой схемы в том, что агрессивный человек редко способен полностью владеть ситуацией. Он не может заранее обдумать больше одного-двух ходов, не видит последствий того или иного своего активного действия. Он вынужден все время идти на поводу у врагов, число которых непрерывно растет. Это наряду с непредвиденными последствиями его собст­венных импульсивных действий приводит к тому, что в итоге его агрессивная энергия обращается против него самого.

Находясь у власти, вы должны спросить себя: с какой целью я бросаюсь из стороны в сторону, стараясь решить свои проблемы и защититься от врагов, если я никогда не владею ситуацией? Почему я всегда реагирую на события, вместо того чтобы направлять их? Ответ прост: у вас неверное представление о власти. Вы путаете агрессивные действия с действиями эффективными. А час­то эффективнее всего держаться на заднем плане, со­хра­няя спокойствие и разочаровывая тех, кто расставляет вам ловушки, и предпочитая долгую власть кратко­временным победам.

Помните: основа власти — это способность удерживать инициативу, заставлять других отвечать на ваши ходы, держать соперников и окружающих в оборонительной позиции. Когда люди будут вынуждены поступать по вашей указке, вы начнете контролировать ситуацию. А тому, кто контролирует ситуацию, принадлежит власть. Две вещи должны про­изойти, чтобы вы достигли такого положения: вы сами должны научиться управлять своими чувствами и никогда не позволять гневу овладеть вами. Но в то же время следует уметь играть на естественной склонности людей выходить из себя, если их обижают или насмехаются над ними. В конце концов, способность управлять другими — оружие, намного более мощное, чем любой инструмент агрессии.

Если удается заставить других копать их собственные могилы, зачем потеть самому? Воры-карманники в совершен­стве владеют этим правилом. Главное в их ремесле — точ­но определить, в каком кармане спрятан кошелек. Опыт­ные карманники часто орудуют на вокзалах и в других людных местах около большого объявления «БЕРЕГИСЬ КАРМАННИКОВ». Прохожий, видя надпись, непроизвольно хватается за карман, проверяя, на месте ли кошелек. Дальнейшее для наблюдающего за ним вора не труднее, чем поймать рыбу в ведре. Порой карманники даже сами вешают на стену знак «БЕРЕГИСЬ КАРМАННИКОВ», чтобы облегчить себе работу.

Когда вы хотите заставить людей идти к вам, иногда полезно дать им знать, что вы собственноручно принуждаете их к этому. Вы отказываетесь от обмана в пользу неприкрытой манипуляции. Психологические последствия этого глубоки: тот, кто призывает к себе, кажется персоной властной и заслуживающей уважения.

Есть еще одна дополнительная хитрость в умении заставить вашего соперника сделать так, как это выгодно вам, — вынудить его сражаться на вашей территории. Находясь на вражеской земле, он нервничает, начинает то­ропиться и допускать ошибки. Для переговоров и встреч разумно предлагать свою территорию или место по вашему выбору. У вас есть точка опоры, соперник же не видит ничего привычного и чувствует себя неуютно.

Образ: медовая ловушка
для медведя. Охотник на медведя не гоняется за своей добычей. Медведя, если он знает, что на него охотятся, почти невозможно поймать, и он свирепеет, если загнать его в угол. Вместо этого охотник раскладывает ловушки с медом в качестве приманки. Он не утомляется и не рискует жизнью в погоне. Он кладет приманку и ждет.

Авторитетное мнение

«Хорошие воины заставляют других подходить к ним. Это принцип пустоты и полноты других и себя. Когда вы вынуждаете противников подойти к вам, их силы всегда пусты; поскольку вы не идете к ним, ваша сила всегда полна. Атаковать пустоту наполненностью — то же, что бросать камнями по куриным яйцам».

Жань Ю, комментатор
«Военного искусства», XI век

Оборотная сторона

Обычно самая умная тактика — заставить противника терять силы, преследуя вас. Но бывает и так, что внезапная атака так деморализует врага, что он прекращает борьбу. Вместо того чтобы выманивать противника, идите к нему, захватывайте инициативу. Стремительная атака может оказаться лучшим оружием, так как вынуждает врага действовать, не оставляя ему времени на раздумья или составление плана. Не имея возможности все обдумать, люди начинают делать ошибки и поневоле занимают оборонительную позицию. Эта тактика противоположна выманиванию на наживку, но выполняет ту же функцию: вы навязываете врагу свой ритм боевых действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...