Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Генезис науки Нового времени (XVII-XXI вв.). Типы научной рациональности.




Рабочая программа дисциплины

 

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

Направление подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

 

Программа подготовки

Профессиональное образование

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Форма обучения

Очная

 

Согласована с учебно-методической комиссией кафедры Протокол «__» __________ 2015 г. №___   Председатель УМКом_________________ /Алехина Е.В./ Рекомендована кафедрой философии   Протокол от «__»__________2015 г. №___   Зав. кафедрой_______________________ /Песоцкий В.А./

 

Москва

2015

Автор-составитель:

Глинский Андрей Владимирович

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии

 

 

Рабочая программа дисциплины «История и философия науки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Дисциплина входит в вариативную часть блока Б1 «Дисциплины (модули)» и является обязательной для изучения.

Рецензент:

Загребин Михаил Вячеславович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии МГОУ

 

 

Согласование с деканом факультета технологии и предпринимательства, реализующего образовательную программу высшего образования.

 

Декан факультета /Хаулин А.Н./

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Планируемые результаты обучения 4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 5

3. Объем и содержание дисциплины 6

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся 9

5. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по дисциплине 13

6. Учебно-методическое и ресурсное обеспечение дисциплины 23

7. Методические указания по освоению дисциплины 24

8. Информационные технологии для осуществления образовательного процесса по дисциплине 25

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины 26


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Цель и задачи дисциплины.

Цель освоения дисциплины:

1. формирование интереса к научно-исследовательской деятельности как основе профессионального саморазвития;

2. включить магистрантов в исследовательскую деятельность.

Задачи дисциплины:

1. раскрыть содержание теоретических основ организации научно-исследовательской деятельности;

2. Познакомить с предметов, объекта и субъекта научного исследования;

3. логики научного исследования, ее гносеологических и организационных форм;

4. методологии научного исследования;

5. диалектики и метафизики в системе методологии научного исследования;

6. общенаучных методов и их роли в научном исследовании;

7. методологии научного исследования общественных явлений

 

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· общетеоретические подходы к естественнонаучному познанию и исследованию;

· предмет, объект и субъект научного исследования;

· логику научного исследования, ее гносеологические и организационные формы;

· методологию познания и научного исследования: сущность, содержание, современные представления;

· основополагающие категории и понятия изучаемого предмета;

уметь:

· устанавливать связи между эмпирическими и теоретическими фактами;

· использовать истинность и рациональность в естественнонаучных исследованиях;

· определять объект, предмет, цель, задачи и новизну магистерской диссертации в естествознании;

· применять методологию научного исследования в естественных науках, ее содержание и современные представления;

· использовать общенаучные и специальные методы и их роль в научном исследовании в естественных науках;

· сравнивать, сопоставлять, группировать педагогические идеи и факты;

· давать самостоятельную оценку разнообразным явлениям теории и практики в образовании и научном исследовании;

владеть:

· составления рабочего плана магистерского исследования в естественных науках, его организационные формы

· установления внутрипредметных и межпредметных связей при анализе научно-педагогических феноменов в процессе научного исследования;

· развития свободы собственного научного поиска, социальной ответственности и соблюдения этики науки;

· профессионального саморазвития.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Данная дисциплина «История и философия науки» относится к вариативной части блока Б1 «Дисциплины (модули)» и является обязательной для обучения.

Дисциплина «История и философия науки» логически и содержательно-методически связана со следующими дисциплинами: современные проблемы науки и образования, инновационные процессы в образовании, профессиональная педагогика,

Требования к «входным» знаниям»: знать нормы русского языка и владеть культурой речи; обладать элементарными навыками логического мышления и знаниями в области гуманитарных дисциплин; владеть основами иностранного языка.

Дисциплина «История и философия науки» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: методология и методы научного исследования, методика профессионального образования, организация научно-исследовательской и проектной деятельности, история и методология науки и техники, наука и техника в постиндустриальном мире.

ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Объем дисциплины

Показатель объема дисциплины Форма обучения
Очная
Объем дисциплины в зачетных единицах  
Объем дисциплины в часах  
Контактная работа  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Контроль  

Формой промежуточной аттестации экзамен во 2 семестре.

Содержание дисциплины

 

Наименование разделов дисциплины с кратким содержанием Количество часов
Лекции Практические занятия
Раздел I. Предмет и основные проблемы философии науки. Научная рациональность.
Тема 1. Предмет и основные проблемы курса история и философия науки.    
Тема 2. Генезис науки Нового времени (XVII-XXI вв.). Типы научной рациональности.    
Раздел II. Позитивистская традиция в философии науки
Тема 3. Возникновение позитивизма (О. Конт). Классификация и типология наук.    
Тема 4. Логический позитивизм «Венского кружка». Львовско-варшавская школа (20-30-е гг. XX в.).    
Раздел III. Критический рационализм.
Тема 5. Критический рационализм К. Поппера.    
Тема 6. Конвенционализм в науке (П. Дюэм, А. Пуанкаре) и методология научно-исследовательских программ (И. Лакатос). -  
Раздел IV. Посткритическая философия науки.
Тема 7. Структура научных революций (Т. Кун).    
Тема 8. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. -  
Тема 9. Личностное знание в науке. Концепция «неявного знания» (М. Полани) и теория социальных эстафет (М.А. Розов). -  
Раздел V. Современная наука как социальный институт. Научное и псевдонаучное знание. Этика науки.
Тема 10. Современная наука. Методы познания в социальных и гуманитарных науках. -  
Тема 11. Критерии демаркации науки и псевдонауки. Типы псевдонаучного знания. -  
Тема 12. Институциональные формы научной деятельности. -  
Тема 13. Этика науки. Наука и власть. -  
Тема 14. Особенности современного этапа развития науки и технологий. -  
ИТОГО    

Тема 1. Предмет и основные проблемы курса история и философия науки.

Философия науки как часть философских систем и как специальная философская дисциплина. Предмет философии науки. Понятие науки. Базовые понятия современной философии науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Соотношение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания.

 

Тема 2. Генезис науки Нового времени (XVII-XXI вв.). Типы научной рациональности.

Тип научной рациональности и нормативная структура исследования. Классическое естествознание. Механицизм XVII-XVIII вв. Представление классического естествознания о доступности «механизма» Вселенной и его познаваемости. Возникновение дисциплинарно организованной науки и неклассического естествознания. Перестройка общенаучной картины мира в 20-30-е гг. XX в.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...