Темы для самостоятельного изучения
| Изучаемые вопросы
| Количество часов
| Формы самостоятельной работы
| Методические обеспечения
| Формы отчетности
|
Тема 1. Предмет и основные проблемы курса история и философия науки.
| Предмет философии науки.
Вопросы и проблемы, рассматриваемые в курсе философии науки.
|
| Конспектирование учебника и научно-философской литературы.
| Степин В.С. Философия науки - М., 1996. С. 3-48;
Реале Д., Антисери Д. Позитивизм // Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.4. СПб., 1997. С. 189-196
| Опрос на практических занятиях.
|
Тема 2. Генезис науки Нового времени (XVII-XXI вв.). Типы научной рациональности.
| Три типа научной рациональности Нового времени (Общая характеристика).
Различие идеалов науки классического и неклассического естествознания.
|
| Подготовка сообщений.
| Никифоров А.Л. Философия и история науки. М.: Идея-пресс, 2008. С. 42-67.
Реале Д., Антисери Д. Позитивизм // Западная философия от истоков до наших дней.
| Сообщения.
|
Тема 3. Возникновение позитивизма (О. Конт). Классификация и типология наук.
| Предпосылки возникновения позитивизма.
Позитивизм О. Конта.
|
| Подготовка доклада.
| Реале Д., Антисери Д. Позитивизм // Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.4. СПб., 1997. С. 189-221.
| Доклады и презентации. Тезисное конспектирование основополагающих работ.
|
Тема 4. Логический позитивизм "Венского кружка". Львовско-Варшавская школа. (20-30 гг. XX в.).
| История образования «Венского кружка»
Логико-гносеологическая модель знания.
«Протокольные предложения» и «принцип верификации» Р. Карнапа.
|
| Конспектирование учебника и научно-философской литературы.
| Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. Пер. с англ. А. Никифорова. М.: Идея-Пресс, 2003.
Реале Д., Антисери Д. Позитивизм // Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.4. СПб., 1997. С. 204-221.
| Опрос на практических занятиях.
|
Тема 5. Критический рационализм К. Поппера.
| Критерии фальсификационизма К. Поппера.
|
| Подготовка сообщений.
| Поппер К. Логика научного исследования // Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 33-65.
Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / Сост. Д.Г. Лахути. Пер. с англ. М., 2000. С. 210-221.
| Сообщение и презентация.
|
Тема 6. Конвенционализм в науке (П. Дюэм, А. Пуанкаре) и методология научно-исследовательских программ (И. Л а катос).
| 1.Конвенционализм. Наука как набор эффективных правил и соглашений.
2.Тезис Дюгема-Куайна.
3.Догматический и методологический фальсификационизм.
|
| Подготовка докладов.
| Куайн У.В.О. Онтологическая относительность // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Учебн.хрестоматия. М., 1996. С. 40-61.
Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. С. 79-89.
| Доклад и презентации.
|
Тема 7. Структура научных революций (Т. Кун).
| 1. «Нормальная наука» и «научная революция» Т. Куна.
2. Понятие «парадигмы» в развитии научного знания.
3. Социальный фактор в развитии науки.
|
| Конспектирование учебника и научно-философской литературы.
| Кун Т. Структура научных революций. М., 1998. С. 62-114.
| Семинар-круглый стол. Дискуссия
|
Тема 8. Эпистемологический анархизм П. Ф е йерабенда.
| 1. Содержание эпистемологического анархизма П. Фейерабенда.
2. Наука как разновидность идеологии.
|
| Конспектирование литературы по теме.
| Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 153-201.
| Семинар-диспут.
|
Тема 9. Личностное знание в науке. Концепция «неявного знания» (М. Полани) и теория социальных эстафет (М.А. Розов)
| 1. Концепция личностного знания М. Полани.
2. Теория социальных эстафет (М. Розов).
|
| Чтение и конспектирование научно-философской литературы.
| Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985. С. 103-251.
Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. Смоленск, 2006. С. 17-41
| Семинар-диспут.
|
Тема 10. Современная наука. Методы познания в социальных и гуманитарных науках.
| 1. Основные философские и социогуманитарные проблемы современного естествознания.
2. Эмпирические факты, проблема теоретической нагруженности факта.
|
| Чтение и конспектирование учебной и научно-философской литературы.
| Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарики, 2004. 262 с.
Статьи: «Эмпиризм», «Факт», «Теория» и др. // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009.
| Семинар-диспут.
|
Тема 11. Критерии демаркации науки и псевдонауки. Типы псевдонаучного знания.
| 1. Классификация псевдонаучного знания.
2. Критерии различения науки и псевдонаук. Постмодернизм и идеалы научного знания.
|
| Конспектирование литературы по теме.
| Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. С. 152-169.
Холтон Дж. Что такое "антинаука"? // Вопросы философии, 1992. № 2.
| Опрос на практических занятиях.
|
Тема 12. Институциональные формы научной деятельности.
| 1. Наука как социальный институт.
2. Современное научное сообщество.
|
| Чтение и конспектирование научно-философской литературы.
| Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.; Хранитель. 2006. С. 188-230.
| Семинар-диспут. Реферирование.
|
Тема 13. Этика науки. Наука и власть.
| 1. Нормативный этос науки.
2. Наука и власть.
|
| Чтение и конспектирование учебной и научно-философской литературы.
| Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.; Хранитель. 2006. С. 627-690.
| Опрос на практических занятиях
|
Тема 14. Особенности современного этапа развития науки и технологий.
| 1. Процессы глобализации и современная наука.
2. Проблема «конца науки»
|
| Чтение и конспектирование научно-философской литературы.
| Крылов О.В. Будет ли конец науки? // Российский химический журнал. №6. 1999. С. 28-45.
| Семинар-диспут. Реферирование.
|
Итого:
|
|
|
|
|
|