Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные темы для сообщений и презентаций




1. Типы научной рациональности Нового времени (XVII-XXI вв.): классический, неклассический и постнеклассический.

2. Классическое естествознание (XVII-XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука.

3. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в.

4. Кризис классического естествознания (конец XIX в.).

5. Различие идеалов науки классического и неклассического естествознания.

6. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.).

7. Обыденный, стихийно-эмпирический и теоретический уровни познания.

8. Теоретическое познание. Понятие о законе и научной теории.

9. Проблема демаркации между наукой и другими областями познавательной деятельности.

10. Наука и антинаука («псевдонауки», «альтернативные науки», «маргинальные науки», «паранаучные знания» и т.д.).

11. Понятие истины в современной науке. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая.

12. Философии позитивизма О. Конта.

13. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса: история становления и основные принципы;

14. Конвенционализма в науке: от А. Пуанкаре до У. Куайна.

15. Тезис Дюгема-Куайна и онтологическая относительность знания в конвенционализме.

16. «Венский кружок»: история становления и основные принципы.

17. От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера.

Магистрант может выбрать не входящую в данный список тему для сообщений и презентаций по согласованию с преподавателем.

Примерные темы для конспектирования и реферирования

1. Спор К. Поппера и Л. Витгенштейна (По кн. Эдмондс Д., Айдиноу Дж. Кочерга Витгенштейна. История десятиминутного спора между двумя великими философами. М., 2004. 352 с.).

2. Философские предпосылки, значение и смысл фаллибилизма К. Поппера и его трактовки понятия "истины" в науке (По кн. Поппер К. Логика научного исследования // Логика и рост научного знания. М, 1983. С.33-235).

3. Логический позитивизм: основные идеи и концепции (По кн. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. М.: Идея-Прогресс, 2003. С.37- 112).

4. «Научная революция» и «нормальная наука» по Т. Куну (По кн. Кун Т. Структура Научных революций. М.,1975 (2002). С.27-128).

5. Философия науки Львовско-Варшавской философской школы (По кн. Воленьский Ян. Львовско-Варшавская философская школа. М.: РОССПЭН. 2004. С.319-355)

6. Понятия «положительная эвристика» и «отрицательная эвристика» (по кн. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.1995. С.79-115).

7. Методологический смысл «иронии» и «анархизма в науке» П. Фейерабенда (По ст. П. Фейерабенда «Как защитить общество от науки». Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс. 1986. С.153-201).

8. Неартикулированный интеллект (По кн. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. С.103-251).

9. Социальные эстафеты и механизм воспроизведения образцов в науке (по кн. Розов М. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. –Смоленск, 2006.).

10. Проблема «конца науки» и «уменьшающихся результатов» в современных естественнонаучных открытиях (По ст. Крылов О.В. Будет ли конец науки // Российский химический журнал. 1999. № 6. С. 31-43).

11. Критерии и особенности системного мышления (по кн. фон Берталанфи «Общая теория систем» и А. Богданова «Тектология»).

12. Эмпирия и теория в научном познании (По кн. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995, гл. 8; Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998. С.35-140).

13. Философия науки логического позитивизма (По кн. Карнап Р. Философские основания физики. М, 1971; Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998).

14. Логика научного объяснения (По кн. Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998).

15. Эволюционная эпистемология К. Поппера (По кн. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: 2000).

16. Теория науки и ее развития Т. Куна (По кн. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; 2002, Никифоров А.Л. Философия науки. М., 1998).

17. Методология науки И. Лакатоса (По кн. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. Никифоров А.Л. Философия науки. М, 1998).

18. Философия науки П. Фейерабенда (По кн. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986; Никифоров А.Л. Философия науки. М., 1998).

19. Псевдонаука и ее отличие от науки (По кн. Холтон Дж. Что такое "антинаука"? // "Вопросы философии", 1992, № 2. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989).

20. Наука как традиция (По кн. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995, разд. 2).

21. Философия технического знания (По кн. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995, разд. 4).

22. Этика науки (По кн. Философия и методология науки. Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. гл. 18-20; Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989).

23. Эволюционная эпистемология К. Поппера (По кн. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000).

24. Проблема искусственного интеллекта в современной философии науки (По кн. Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002, гл. 9; Дрейфус X. Чего не могут вычислительные машины. М., 1978).

25. Философия сознания Дж. Серла По кн. (Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002).

26. Методология социального познания М. Вебера (По кн. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993).

27. Идеальные типы и образование понятий в социальном познании (По кн. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1996).

28. Современные общественные дискуссии о достижениях и проблемах науки (По кн. Гордон А. Ночные диалоги. М., 2004. С.4-26, 172-199).

Магистрант может выбрать не входящую в данный список литературу и тему для реферата и конспекта по согласованию с преподавателем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...