Для студентов очной формы обучения
Семинар 1. Что такое философия (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении. 3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте фрагменты текста М.Мамардашвили «Как я понимаю философию» и ответьте на вопросы: 1) Какую проблему ставит и решает автор? 2) Что такое философия? 3) Как можно научиться философии? 4) Кто может научиться философии?
5) Какова цель преподавания философии в вузе? (Дайте собственную интерпретацию.)
2. Прочитайте фрагменты из текстов Платона [Что такое философия] и ответьте на вопросы: 1) Что является предметом философского познания? 2) В чем заключаются функции философии? 3) Кто может быть философом? 4) Что значит «прейти в род богов»? 5) Чем отличается счастье от блаженства? (Дайте собственную интерпретацию). 6) Что такое истина? (Укажите все признаки истины). 7) Реконструируйте все признаки философии. Сколько их?
3. Прочитайте фрагмент текста Аристотеля «Метафизика» и ответьте на вопросы: 1) Перечислите движущие силы познания. 2) Чем человек отличается от животного? 3) Перечислите основные виды познания. Сколько их? 4) Дайте характеристику каждому виду познания. 5) Установите характер отношений видов познания друг другу. 6) Почему наставники мудрее ремесленников? 7) Что такое мудрость?
4. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1.Что изучает философия. Объект и предмет философии. 2. Основные проблемы философии. 3. Структура философского знания 4. Основные функции философии. 5. Зачем необходимо изучать философию. Источники: 1. Мамардашвили М. «Как я понимаю философию» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 1]. * 2. Платон [Что такое философия] // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 2]. * 3. Аристотель «Метафизика»// Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 3]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 7-19.* 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 13-24. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 5-16.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *
2. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 3. Майоров Г.Г.Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. 4. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. Изд. 2-е. – М.: Мысль, 1982. 5. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. 6. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 7. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 8. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 9. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
* - Литература, имеющаяся в библиотеке РФ РАП.
Семинар 2. Значение и место философии в жизни человека и общества (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.. 3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию:
1. Прочитайте сочинение Платона «Апология Сократа» и ответьте на вопросы: 1) В чем состоит долг судьи и долг оратора? 2) Каковы два рода обвинителей Сократа? Какой род страшнее и почему? (Приведите все аргументы Сократа). За что ненавидели Сократа многие афиняне? 3) Что такое мудрость? Почему Сократ мудрее государственного мужа, поэтов и ремесленников? (Приведите доказательства). 4) Каким делом занимается Сократ, кто его поставил и почему он готов умереть за него? 5) Как Сократ опровергает обвинения Мелета в развращении юношей? 6) Почему Сократ не боится смерти? Как Сократ доказывает, что смертный приговор для него благо? 7) В чем заключается социальное служение Сократа? 8) Справедлив ли суд над Сократом? Почему общество убивает своих философов?
2. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Исторические формы мировоззрения. 2) Исторические типы философии. 3) Основной вопрос философии и его решения. 4) Философия в жизни человека и общества. Источники: 1. Платон «Апология Сократа» // Хрестоматия по философии. / Сост. А.В. Трухан. М., 2012, [Текст 7]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 20-49. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С.9-13. 3. Философия: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 16-26.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 3. Майоров Г.Г.Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. 4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. 5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 6. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 7. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 8. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
Семинар 3. Античная философия (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении. 3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте фрагмент текста Парменида «О природе» и ответьте на вопросы: 1) Сколько путей познания («изыскания») выделяет Парменид? Назовите их и укажите по тексту существенные признаки. 2) Сформулируйте основные принципы, утверждаемые Парменидом. 4) Что такое бытие? Перечислите все признаки бытия. Поясните как вы понимаете выраженные в поэтической форме качества бытия. 6) Выдающийся немецкий мыслитель ХХ века Мартин Хайдеггер сказал: «Взрыв атомной бомбы впервые раздался в трактате Парменида «О природе». Поясните эту метафору Хайдеггера.
2. Прочитайте фрагменты сочинений Гераклита Эфесского. Выделите основополагающие принципы его философии. В чем «линия Гераклита» противоположная «линии Парменида»?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Предпосылки возникновения и специфика античной философии. 2) Основной спор о первоначале в философии досократиков. 3) Учение Платона об идеях и идеальном государстве. 4) Физика и метафизика Аристотеля.
Источники: 1. Парменид «О природе» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 6]. *
2. Гераклит [Изречения] // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 5]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С.50-77. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С.25-76. 3. Философия: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 65-106.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., Петрополис, 2003 3. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. 4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.С. 30-138. 5. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010. 6. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты, Сократ, Платон. М., 1969. 8. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975. 9. Лосев А.Ф. История античной эстетики: ранний эллинизм. М., 1978. 10. Лосев А.Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980. 11. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 12. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 13. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. 14. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 15. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 16. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003. * 17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. 18. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
Семинар 4. Этические учения античной философии (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия: ролевая игра и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: углубленное изучение решения философской проблемы на конкретном историко-философском материале, публичное представление и обоснование этого решения. 3. Технология проведения: а) учебная группа делится на шесть малых групп, каждая из который должна представить философскую позицию одной из философских школ античности: киренаиков, киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков, неоплатоников; б) каждая малая группа выделяет двух представителей: догматика и критика; в) в процессе подготовки к занятию студенты изучают философские позиции соответствующих школ и готовятся представлять их в публичном споре; г) семинарское занятие проводится в форме открытой дискуссии: сначала «догматики» представляют позицию каждой из школ по предмету спора, затем «критики» выдвигают разрушительные аргументы, на которые ищут возражения все члены малой группы, д) преподаватель фиксирует главные тезисы и аргументы каждой из сторон и по окончании дискуссии подводит итоги спора. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с работой в малых группах. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: содержательную характеристику шести этических школ философии поздней античности, методическое описание ролей «догматика» и «критика», порядок проведения дискуссии.
Вопросы для обсуждения: 1. Что такое счастье? Необходимые и достаточные условия счастья? 2. Что такое добро и зло? Каковы критерии их различения? 3. Этика Сократа. 4. Этические учения сократических школ: киники и киренаики. 5. Этика гражданского служения Платона и Аристотеля. 6. Этические учения поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм. Источники: 1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель Соч.: в 4 т. М., 1983, Т. 4.. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. 3. Плотин. Эннеады: В 2 кн. Киев, 1995. 4. Секст Эмпирик. Против ученых // Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. М., 1975-1976. 5. Сенека Луций Аней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С.50-77. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С.25-76. 3. Философия: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 65-106.* Дополнительная литература: 1. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997. 2. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 3. Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты, Сократ, Платон. М., 1969. 4. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975. 5. Лосев А.Ф. История античной эстетики: ранний эллинизм. М., 1978. 6. Лосев А.Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980. 7. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х т. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 8. История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2003. С. 310-445. 9. Разин А.В. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. С. 135-248. 10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. Семинар 5. Патристика – философия отцов Церкви (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.. 3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте сочинение Дионисия Ареопагита «Мистическое богословие» и ответьте на вопросы: 1) Что такое Божественный Мрак? 2) Как возможно познание Божественного Мрака.? 3) Почему отрицательные суждения предпочтительнее утвердительных в славословии Бога? 4) Перечислите умопостигаемые имена Бога и чувственно воспринимаемые свойства, приписываемые Ему. 5) Поясните мысль автора: «чем выше возношусь я мыслью к созерцанию умопостигаемого, тем уже становится горизонт моего (духовного) видения». 6) Почему к Богу неприложимы имена чувственно воспринимаемых и умопостигаемых явлений действительности?
2. Прочитайте фрагменты сочинений Августина Аврелия «Исповедь» и ответьте на вопросы: 1) В чем состоит основная идея текста? 2) О чем рассказал Понтициан? Перескажите главные смыслы, используя литературные выразительные средства первоисточника. 3) Что происходило в душе Августина, после рассказа Понтициана? Опишите душевное состояние и духовные процессы в душе Августина, сохраняя выражения автора. Дайте свою оценку происходящему, используя собственные именования. 4) Почему душа не исполняет собственных приказов? 5) К чему стремился и чего боялся Августин? 6) Как побеждает Августин сомнения? 7) В чем причина внутренней противоречивости души?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1 ) Место и роль патристики в формировании средневековой философии. 2) Соотношение средневекового и античного типов философии. 3) Основные проблемы патристической мысли. 4) Специфика Восточной и Западной патристики.
Источники: 1. Дионисий Ареопагит «Мистическое богословие» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 8]. * 2. Августин Аврелий «Исповедь» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 9]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 78-90. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 77-96. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 107-132.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997. 3. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004. 4. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 5. Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. 6. Майоров Г.Г.Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. 7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979. 8. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. СПб., 2006. 9. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 10. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 11. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. 12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. 15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.* Семинар 6. Схоластическая философия (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении. 3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте фрагменты текста Фомы Аквинского «Сумма теологии» [Пять доказательств бытия Бога] и реконструируйте логическую структуру доказательств бытия Бога. 2. Подготовьтесь к дискуссии на тему «Возможно ли доказательство бытия Бога». Попробуйте сформулировать собственные доказательства или опровержения тезиса о бытии Бога. 3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Предмет и метод схоластической философии. 2) Спор о соотношении веры и знания, теологии и философии. 3) Спор об универсалиях: реализм, номинализм, концептуализм. 4) Направления и представители схоластической философии. Источники: 1. Фома Аквинский [Пять доказательств бытия Бога] // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 10]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 78-90. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 77-96. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 107-132.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997. 3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 139-218. 4. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004. 5. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 6. Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. 7. Майоров Г.Г.Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. 8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979. 9. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. СПб., 2006. 10. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 12. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. 13. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 14. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. 16. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
Семинар 7. Философия Возрождения и Нового времени (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.. 3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте фрагмент текста Френсиса Бэкона «Новый органон» и ответьте на вопросы: 1) Что является предметом познания науки? 2) Почему силлогизм не может служить средством научного познания? 3) О каких двух путях познания говорит Ф.Бэкон? 4) Что такое предвосхищение и что такое истолкование природы? 5) Что такое идолы познания? Перечислите их и дайте определения. 6) Можно ли избавиться от идолов познания и как? 7) Какие идолы самые опасные и почему? (дайте собственную интерпретацию)
2. Прочитайте фрагменты сочинения Рене Декарта «Первоначала философии» и ответьте на вопросы: 1) Найдите и осмыслите все аргументы заявленных Декартом тезисов, преобразуя тезисы в вопросительную форму. Например: первый тезис может быть преобразован в вопрос: «Почему человеку исследующему истину надо хоть раз усомниться во всех вещах насколько это возможно?» Поиск ответа на этот вопрос позволит найти в обосновании аргументы к тезису. Осуществите критику тезисов и аргументов, которые вы считаете слабо обоснованными или ложными. 2) В чем состоит основной замысел метода радикального сомнения Декарта? Какова цель всей цепи рассуждения автора? 3) В чем нельзя сомневаться? 4) Найдите в тексте и сформулируйте основополагающий принцип Декарта. 5) Какие следствия выводит Декарт из открытого им в процессе радикального сомнения основополагающего принципа?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Характерные признаки философии в эпоху Возрождения. Что такое гуманизм. 2) Предпосылки рождения новоевропейской науки. Что такое наука как способ познания. 3) Спор эмпириков и рационалистов о природе познания в метафизике XVII века. 4) Основные идеи и принципы философия Просвещения.
Источники: 1. Бэкон Ф. «Новый Органон» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 11]. * 2. Декарт Р. «Первоначала философии» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 12]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 90-119. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 104-123. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 133-174.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997. 3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 219-294. 4. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010. 5. Косачева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. - М.: «Институт психологии РАН», 1997. 6. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 7. Липовой С.П. Курс лекций по истории новоевропейской философии (XVII – первая половина XVIII в.). Ростов н/Д, 1996. 8. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 10. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 11. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 12. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
Семинар 8. Немецкая классическая философия (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия: «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении. 3. Технология проведения: а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним. Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте фрагмент текста Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» и ответьте на вопросы: 1) Что такое метафизика? Является ли метафизика наукой? Какое положение о метафизике пытается доказать Кант? 2) В чем состоит основная заслуга Давида Юма в новоевропейской философии? 3) Какое действие философия Давида Юма оказала на И.Канта? 4) Как Кант разрешил юмовскую проблему?
2. Прочитайте фрагмент текста Гегеля «Лекции по истории философии» и ответьте на вопросы: 1) Какова цель истории философии как науки? 2) Что является предметом истории философии? Какова цель философии? 3) Чем история философии отличается от истории религии и других наук? 4) Почему история философии не возможна как перечень мнений? 5) Почему многообразие философских систем является необходимым условием существования самой философии? 6) Дайте определения понятий «развитие» и «конкретное». Поясните определение философии «как познания развития конкретного». Как Гегель использует это определение для систематизации истории философии? 7) Какие выводы делает Гегель из введенных им принципов рассмотрения истории философии? 8) Дайте как можно более полное определение философии, которое можно вывести из представленного текста.
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Особенности немецкой классической философии. 2) Система познавательного процесса и ее элементы по И.Канту. 3) "Звездное небо над головой и моральный закон в сердце" (этика И.Канта). 4) Субъективно-идеалистическая философия И.Фихте. 5) От бессознательного духа к осознающему себя и мир человеку (Ф.Шеллинг). 6) Объективный диалектический идеализм Г.Гегеля. 7) Материализм Л.Фейербаха как закономерный результат развития философской мысли.
Источники: 1. Кант И. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 13]. * 2. Гегель Г. «Лекции по истории философии» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 4]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 120-138. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 124-144. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 175-196.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997. 3. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 4. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 5. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. Изд. 2-е. – М.: Мысль, 1982. 6. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 7. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 8. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 9. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.* <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|