Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 7. Диалектика – философское учение о развитии




Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Используя учебную литературу, найдите и осмыслите определения следующих понятий: "изменение", "отношение", "движение", "развитие", "прогресс", "регресс", "эволюция", "революция", "принцип", "противоположности", "противоречия", "количество", "качество", "мера", "единичное", "общее", "особенное", "возможность", "причина", "следствие", "случайность", "закономерность".

 

2. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Мир статичен или подвижен?

2) Сопоставьте понятия "изменение", "движение", "развитие", "прогресс", "регресс", "эволюция", "революция"?

3) В чем заключается относительность покоя и абсолютность движения?

4) Какие значения имеют понятия "диалектика", "метафизика"?

5) Что такое "закон природы"?

6)Что такое детерминизм?.

7) В чем заключается источник развития?

8) Каков механизм развития объектов действительности?

9) В каком направлении идет развитие?

10) Назовите основные принципы, законы и категории диалектики.

 

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 233-247.*

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 602-612.

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 398-443. *

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

3. Губин В.Д. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2011. *

4. Овчинников Н.Ф. Принципы теоретического знания. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2005.

5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

6. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

7. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

8. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

 

Семинар 8. Теория познания

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Используя учебную литературу, найдите и осмыслите определения следующих понятий: «познание», «знание», «вера», «незнание», «информация», «истина» и «заблуждение», «субъект», «объект», «реальное», «идеальное», «действительное».

 

2. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Сущность и смысл познания.

2) Проблема познаваемости мира и философский скептицизм.

3) Теории познания.

4) Виды познания.

5) Субъект и объект познания.

6) Сущность рационального и иррационального познания.

7) Знание и вера.

8) Что есть истина? Основные концепции и критерии истины.

9) Формы инобытия истины.

 

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С.294-311.*

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 467-574

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 444-492. *

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

3. Овчинников Н.Ф. Принципы теоретического знания. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2005.

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

5. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

6. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

7. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

 

Семинар 9. Происхождение человека и смысл его существования (интерактивная форма проведения занятия)

1. Форма проведения занятия: ролевая игра, диспут на тему «Эволюция или творение: две концепции антропогенеза» и дискуссия на тему «Для чего человек живет».

2. Цель занятия: углубленное изучение решения философской проблемы на конкретном историко-философском материале, публичное представление и обоснование этого решения.

3. Технология проведения диспута а) учебная группа делится на три малых группы: эволюционистов, креационистов и экспертов; б) каждая малая группа выделяет двух представителей: догматика и критика; в) в процессе подготовки к занятию студенты изучают философские позиции соответствующих школ и готовятся представлять их в публичном споре; г) семинарское занятие проводится в форме философского диспута: сначала «догматики» представляют позицию каждой из школ по предмету спора, затем «критики» выдвигают разрушительные аргументы, на которые ищут возражения все члены малой группы; «эксперты» дают оценку обоснованности каждой из представленных позиций; д) преподаватель фиксирует главные тезисы и аргументы каждой из сторон и по окончании дискуссии подводит итоги спора.

Технология проведения дискуссии: а) каждый студент должен подготовить свой ответ на вопрос «Для чего я живу»; б) на занятии студенты по очереди представляют свои ответы; в) преподаватель обобщает и классифицирует представленные ответы, предлагает к обсуждению лишь те ответы, которые отвечают требованию общезначимости; г) в ходе критики и аргументации заявленных позиций выявляется наиболее обоснованная позиция.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с работой в малых группах.

5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: содержательную характеристику шести этических школ философии поздней античности, методическое описание ролей «догматика», «критика» и «эксперта», порядок проведения дискуссии.

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Подготовьтесь к философскому диспуту на тему «Эволюция или творение: две концепции антропогенеза» выполнив следующие задания:

1) Установите источники и основные теоретические принципы эволюционной концепции антропогенеза.

2) Сформулируйте все возможные аргументы эволюционной концепции.

3) Сформулируйте все возможные аргументы против креационистской концепции.

4) Прочитайте библейский текст о творении человека, выявите основные принципы креационистской концепции антропогенеза.

5) Сформулируйте все возможные аргументы креационистской концепции.

6) Сформулируйте все возможные аргументы против эволюционной концепции.

7) Проведите сравнительный анализ теоретической состоятельности креационистской и эволюционной концепций антропогенеза.

 

2. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к дискуссии на тему «Для чего живет человек», выполнив следующие задания и ответив на вопросы:

1) Чем человек отличается от животного?

2) Для чего человеку дана свобода?

3) Свободен ли человек? Чем определяется граница свободы человека?

4) Предложите человечеству свой универсальный общезначимый смысл жизни человека.

 

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к ответам на вопросы:

1) Философские учения о человеке: природа и сущность человека.

2) Индивид, индивидуальность, личность.

3) Индивидуальное и общественное в жизни личности.

 

Источники:

1. Первая книга Моисея. Бытие. Глава 1-3 // Библия. – М., 1995. С. 5-7.

2. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. М., 1991.

3. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) и др. М., 1995.

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 262-279.*

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 390-421.

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 586-607.*

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. Часть I. Глава III. Человек.

3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

4. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

5. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

6. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...