Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов Под руководством преподавателя




«Философия» является дисциплиной базового (обязательного) цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, обязательный элемент системы высшего профессионального образования. Овладение предметом курса требует значительного интеллектуального труда, направленного на освобождение сознания от стереотипов, комплексов и суеверий, присущих обыденному сознанию. На философском языке Рене Декарт формулирует эту задачу в качестве первоочередной как задачу освобождения разума от предрассудков. Решение этой задачи осуществляется через введение студента в интеллектуальную традицию европейской и отечественной философской мысли.

Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. В ходе лекций студент вводится в круг философских проблем и понятий европейской традиции мысли, знакомится с основными действующими лицами и созданными ими философскими системами, получает представление о специфике философской постановки вопросов и методах их решения. В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ключевым темам курса, развиваются навыке самостоятельного философского мышления, осваиваются приемы ведения публичной дискуссии, приобретаются умения аргументировать и защищать выдвигаемые философские положения.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить рекомендованную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

Семинарские занятия служат для контроля преподавателем подготовленности студентов; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по философской проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике в ходе семинарских занятий преподаватель может проводить контрольные работы.

В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться индивидуальными консультациями преподавателями. По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. Примерная тематика докладов, сообщений, вопросов для обсуждения приведена в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем, студенты могут, по согласованию с преподавателем, избирать и другие актуальные темы.

При изучении курса необходимо в каждой теме выделить главное и второстепенное, запомнить определения базовых понятий, составить структурно-схематическое видение общего материала темы.

Раздел I «Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества» состоит из двух тем и является общим введением в курс философии. В теме 1 ключевым является понимание специфики философского знания в структуре мировоззренческого знания. Философия есть теоретическое мировоззрение, целостность которого определяется рациональными способностями человека. Изучение данной темы направлено на формирование ясного и отчетливого представления специфики философии в отношении к другим формам познания и деятельности человека, а также понимания значения философии в жизни человека и общества. Предмет философии – абсолютная истина. Философское знание представляет собой аксиоматическую систему общих суждений, из которой дедуцируются частные выводы. Ответ на основной вопрос философии определяет основные направления и школы философии. Философия отличается от науки универсализмом и мировоззренческим содержанием знания, выступает методологическим обоснованием научного познания. От искусства философия отлична понятийной формой обоснования своих результатов. Следует различать два уровня философского знания: внешнего – доступного для всех и внутреннего (профессионального) – требующего вхождения в традицию философского знания.

Изучение раздела II «История философии» (Темы 2 – 4) предполагает осмысление основных этапов историко-философского развития европейской философии и понимание специфики и значения русской и восточной философских традиций. Для успешного освоения этого раздела курса студенту предлагается структурировать огромный массив историко-философского знания с помощью следующей схемы исторического развития европейской философии: Античная философия – Патристика – Средневековая философия – Возрождение – Новоевропейская философия – Постклассическая (современная) философия. Необходимо знать специфику каждого периода, основные проблемы и главных представителей. Изучению тем данного раздела посвящено половина семинарских занятий курса. Это говорит о важности историко-философского знания для решения задачи формирования у студентов философского мышления. Более того, систематическое изучение философских текстов в историко-философском контексте, освоение методов аутентичной реконструкции и историко-философской интерпретации философских смыслов является базовым методами выработки навыков философского познания.

Раздел III «Проблемы бытия и сознания в философии» (Темы 5 - 6) содержит изложение основных онтологических проблем современной философии. Понятия бытия, материи и сознания являются ключевыми для понимания основных тем и направлений мысли европейской онтологии. Необходимо отметить, что решение представленных проблем рассматривается в рамках диалектического подхода.

Раздел IV «Познание – ключевая проблема философии» (Тема 7) предполагает освоение студентами понятийного аппарата европейской гносеологии и его методологическое приложение в науке. В рамках данного курса в качестве основополагающей модели познавательной деятельности человека берется концепция познания как отражения в сознании объективной реальности. Исходя из этой модели, даются все определения: субъекта, объекта, метода, уровней познания, истины, критериев истинного знания и др.

Раздел V «Философия о человеке и обществе» (Темы 8-9) рассматривает актуальные вопросы философской антропологии, социальной философии и аксиологии в свете современного цивилизационного кризиса, содержит базовые знания о культурных механизмах трансляции духовного опыта в различных сферах общественного сознания. Особое внимание уделяется культурной специфике формирования правосознания и правоотношений. Ключевыми являются проблемы происхождения человека, определения его природы, сущности и предназначения, проблема свободы и ответственности личности, проблема соотношения индивидуального и общественного, проблема разрешения ценностных конфликтов.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по философской проблематике согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

Важнейшее место в формировании навыков самостоятельного философского мышления занимает самостоятельная работа студента. Учебным планом отводится на самостоятельную работу 50 % часов от объема учебных занятий. В ходе самостоятельной подготовке к аудиторным занятиям каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную (1-3 источника) литературу по указанной теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, сделать выписки из рекомендованных первоисточников, выписать и выучить определения ключевых понятий.

Главной формой самостоятельной работы является изучение философских первоисточников. В ходе подготовки к семинарским занятиям студент должен выработать навык аутентичной реконструкции смыслов философского текста – научится анализировать логическую структуру и понимать смысловое содержание авторской мысли. Это задача – понять и сформулировать то, что хотел сказать автор текста, а не то, что думает по поводу сказанного в тексте читатель. Студенту предстоит преодолеть главнейший интеллектуальный порок обыденного сознания, на который состоит в том, «что за основание берутся не мысли автора, а всегда лишь свой собственный образ мыслей, сделавшийся от долгой привычки второю природой» (И. Кант).

Непроясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписывать в конспект лекций и впоследствии прояснять их на семинарских занятиях и индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Для углубленного изучения тех или иных вопросов учебного курса студент может подготовить реферат или доклад, впоследствии выступить с ним на семинаре или научном кружке.

Чтение философского текста неподготовленным умом подобно блужданию в лесной чаще без карты и компаса. Осмысленное чтение философского текста требует знания его специфики. Поэтому, прежде всего, студент должен понять характерные особенности философского знания и способов его выражения в языковых формах. Существенные признаки философского текста: 1) смысловая структура необходимо имеет под собой логический каркас, 2) содержание направлено на созерцание умозрительных предметов, т.е. не содержащих в себе никаких чувственных качеств. Созерцание философского предмета мысли требует труда интеллектуального восхождения от логической структуры к смысловой, а затем – от смысловой к предметной. Открыть в себе эту способность к интеллектуальному созерцанию умопостигаемых сущностей вещей составляет основную задачу и конечную цель изучения философских текстов, представленных в настоящем пособии.

При изучении текстов студенту рекомендуется освоить и использовать три важнейших приема работы.

Первый прием – логический анализ текста – направлен на выявление логической структуры и логических средств смыслового выражения. С формально-логической точки зрения необходимым признаком философской мысли является наличие общего суждения (системы общих суждений). Важно понимать, во-первых, - откуда и как оно возникает (его источник и степень обоснованности) и, во-вторых, - для чего оно вводится автором (какие следствия из него выводятся). Грубо говоря, логический анализ текста может быть сведен к выявлению двух функциональных частей: логической структуры обоснования посылок и выведения из них заключений.

Второй прием смысловая реконструкция содержания. Философский текст представляет собой смысловую структуру, поэтому одной из определений философии - это искусство различения смыслов. Смысл есть способ указания на предмет познания. Смыслы могут задаваться понятиями или метафорами. В понятии смысл фиксируется через существенный признак предмета, в метафоре – через перенос свойств одного предмета на другой. Задача обучения состоит в том, чтобы распознать все смыслы, которые скрывает текст, расположить их в правильном порядке и указать тот предмет, на который они указывают.

Третий прием философская интерпретация текста – есть определенный способ толкования смыслового содержания текста в связи с другими текстами, другими проблемами, которые явно в тексте не даны. По сути, интерпретация есть помещение выявленного смысла в определенный контекст, через который этому смыслу, или системе смыслов, дается новое понимание. Интерпретация есть открытие в старых смыслах нового содержания. Важнейшим видом интерпретации является новое прочтение текста в свете последних данных, в связи с современностью.

Для успешного освоения приемов работы с философскими текстами студент должен иметь необходимый минимум базовых знаний по курсу логики, а именно:

1) уметь различать и определять формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение);

2) осуществлять логические операции с понятиями (определение, деление, ограничение, обобщение);

3) находить и оперировать структурными элементами аргументации (тезис, аргументы демонстрация).

Кроме того, осмысленное чтение философских текстов требует освоение новой сферы знания. Так как философия есть не только логически правильное мышление, но прежде всего – содержательное мышление, то студент должен иметь знания историко-философского контекста создания изучаемых философских сочинений, быть знакомым с философской терминологией, проблематикой и методами решения философских проблем. Эти знания студент должен черпать из лекционного курса и учебных пособий по философии.

Большинство семинарских занятий проводится в интерактивной форме, результативность которых зависит от добросовестного выполнения самостоятельной работы студентами. Обучающийся философии должен, прежде всего, научиться работать с философскими смыслами. Это требует длительного и кропотливого труда. Необходимо помнить гносеологический принцип Мераба Мамардашвили «тексты читаются только текстами», который означает, что понять философские тексты может лишь тот, кто создает своей текст. Поэтому чтение философских текстов есть не что иное, как создание собственного философского текста. Огромное значение при подготовке к семинарскому занятию имеет работа над созданием аналитического конспекта. Этот конспект и есть тот текст, с помощью которого выявляются философские смыслы первоисточника. Этот конспект и есть то, что останется у студента после изучения курса философии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...