Для студентов очной формы обучения на базе СПО
Семинар 1. Значение и место философии в жизни человека и общества (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении. 3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте сочинение Платона «Апология Сократа» и ответьте на вопросы: 1) В чем состоит долг судьи и долг оратора? 2) Каковы два рода обвинителей Сократа? Какой род страшнее и почему? (Приведите все аргументы Сократа). За что ненавидели Сократа многие афиняне?
3) Что такое мудрость? Почему Сократ мудрее государственного мужа, поэтов и ремесленников? (Приведите доказательства). 4) Каким делом занимается Сократ, кто его поставил и почему он готов умереть за него? 5) Как Сократ опровергает обвинения Мелета в развращении юношей? 6) Почему Сократ не боится смерти? Как Сократ доказывает, что смертный приговор для него благо? 7) В чем заключается социальное служение Сократа? 8) Справедлив ли суд над Сократом? Почему общество убивает своих философов?
2. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Исторические формы мировоззрения. 2) Исторические типы философии. 3) Основной вопрос философии и его решения. 4. Философия в жизни человека и общества. Источники: 1. Платон «Апология Сократа» // Хрестоматия по философии. / Сост. А.В. Трухан. М., 2012, [Текст 7]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 20-49. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С.9-13. 3. Философия: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 16-26.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 3. Майоров Г.Г.Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. 4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. 5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 6. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 7. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 8. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
*- Литература, имеющаяся в библиотеке РАП.
Семинар 2. Античная философия (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.. 3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте фрагмент текста Парменида «О природе» и ответьте на вопросы: 1) Сколько путей познания («изыскания») выделяет Парменид? Назовите их и укажите по тексту существенные признаки. 2) Сформулируйте основные принципы, утверждаемые Парменидом. 4) Что такое бытие? Перечислите все признаки бытия. Поясните как вы понимаете выраженные в поэтической форме качества бытия. 6) Выдающийся немецкий мыслитель ХХ века Мартин Хайдеггер сказал: «Взрыв атомной бомбы впервые раздался в трактате Парменида «О природе». Поясните эту метафору Хайдеггера.
2. Прочитайте фрагменты сочинений Гераклита Эфесского. Выделите основополагающие принципы его философии. В чем «линия Гераклита», противоположная «линии Парменида»?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Предпосылки возникновения и специфика античной философии. 2) Основной спор о первоначале в философии досократиков. 3) Учение Платона об идеях и идеальном государстве. 4) Физика и метафизика Аристотеля.
Источники: 1. Парменид «О природе» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 6]. * 2. Гераклит [Изречения] // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 5]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С.50-77. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С.25-76. 3. Философия: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 65-106.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., Петрополис, 2003 3. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985. 4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.С. 30-138. 5. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010. 6. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты, Сократ, Платон. М., 1969. 8. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975. 9. Лосев А.Ф. История античной эстетики: ранний эллинизм. М., 1978. 10. Лосев А.Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980. 11. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 12. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 13. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. 14. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 15. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*
16. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003. * 17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. 18. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
Семинар 3. Средневековая философия (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.. 3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте сочинение Дионисия Ареопагита «Мистическое богословие» и ответьте на вопросы: 1) Что такое Божественный Мрак? 2) Как возможно познание Божественного Мрака.? 3) Почему отрицательные суждения предпочтительнее утвердительных в славословии Бога? 4) Перечислите умопостигаемые имена Бога и чувственно воспринимаемые свойства, приписываемые Ему. 5) Поясните мысль автора: «чем выше возношусь я мыслью к созерцанию умопостигаемого, тем уже становится горизонт моего (духовного) видения». 6) Почему к Богу неприложимы имена чувственно воспринимаемых и умопостигаемых явлений действительности?
2. Прочитайте фрагменты сочинений Августина Аврелия «Исповедь» и ответьте на вопросы: 1) В чем состоит основная идея текста? 2) О чем рассказал Понтициан? Перескажите главные смыслы, используя литературные выразительные средства первоисточника. 3) Что происходило в душе Августина, после рассказа Понтициана? Опишите душевное состояние и духовные процессы в душе Августина, сохраняя выражения автора. Дайте свою оценку происходящему, используя собственные именования.
4) Почему душа не исполняет собственных приказов? 5) К чему стремился и чего боялся Августин? 6) Как побеждает Августин сомнения? 7) В чем причина внутренней противоречивости души?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1 ) Место и роль патристики в формировании средневековой философии. 2) Соотношение средневекового и античного типов философии. 3) Основные проблемы патристической мысли. 4) Специфика Восточной и Западной патристики.
Источники: 1. Дионисий Ареопагит «Мистическое богословие» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 8]. * 2. Августин Аврелий «Исповедь» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 9]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 78-90. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 77-96. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 107-132.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997. 3. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004. 4. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 5. Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. СПб., 2006. 6. Майоров Г.Г.Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004. 7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979. 8. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. СПб., 2006. 9. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 10. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 11. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997. 12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. 15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.* Семинар 4. Философия Возрождения и Нового времени (интерактивная форма проведения занятия) 1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении. 3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.
Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте фрагмент текста Френсиса Бэкона «Новый органон» и ответьте на вопросы: 1) Что является предметом познания науки? 2) Почему силлогизм не может служить средством научного познания? 3) О каких двух путях познания говорит Ф.Бэкон? 4) Что такое предвосхищение и что такое истолкование природы? 5) Что такое идолы познания? Перечислите их и дайте определения. 6) Можно ли избавиться от идолов познания и как? 7) Какие идолы самые опасные и почему? (дайте собственную интерпретацию)
2. Прочитайте фрагменты сочинения Рене Декарта «Первоначала философии» и ответьте на вопросы: 1) Найдите и осмыслите все аргументы заявленных Декартом тезисов, преобразуя тезисы в вопросительную форму. Например: первый тезис может быть преобразован в вопрос: «Почему человеку, исследующему истину, надо хоть раз усомниться во всех вещах насколько это возможно?» Поиск ответа на этот вопрос позволит найти в обосновании аргументы к тезису. Осуществите критику тезисов и аргументов, которые вы считаете слабо обоснованными или ложными. 2) В чем состоит основной замысел метода радикального сомнения Декарта? Какова цель всей цепи рассуждения автора? 3) В чем нельзя сомневаться? 4) Найдите в тексте и сформулируйте основополагающий принцип Декарта. 5) Какие следствия выводит Декарт из открытого им в процессе радикального сомнения основополагающего принципа?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Характерные признаки философии в эпоху Возрождения. Что такое гуманизм. 2) Предпосылки рождения новоевропейской науки. Что такое наука как способ познания. 3) Спор эмпириков и рационалистов о природе познания в метафизике XVII века. 4) Основные идеи и принципы философия Просвещения.
Источники: 1. Бэкон Ф. «Новый Органон» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 11].* 2. Декарт Р. «Первоначала философии» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 12].* Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 90-119. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 104-123. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 133-174.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997. 3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 219-294. 4. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010. 5. Косачева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. - М.: «Институт психологии РАН», 1997. 6. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002. 7. Липовой С.П. Курс лекций по истории новоевропейской философии (XVII – первая половина XVIII в.). Ростов н/Д, 1996. 8. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 10. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 11. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 12. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
Семинар 5. Особенности и значение русской философии (интерактивная форма проведения занятия) Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия. 2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении. 3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции. 4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе. 5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе. 6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов. 7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним. Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Прочитайте фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» [«Великий инквизитор»] и ответьте на вопросы: 1) Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Великого инквизитора? 2) Почему Христос молчит? Реконструируйте ответы Христа на вопросы Великого инквизитора. Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Христа. 3) Кого символизирует образ Великого инквизитора? 4) В чем состоит главная тайна Великого инквизитора? 5) Кого символизируют образы Ивана и Алеши Карамазовых? 6) В чем смысл поцелуя Алеши? 7) Какую историософскую проблему ставит и решает Достоевский?
2. Прочитайте фрагмент сочинения Н.А. Бердяева «Религиозные истоки и смысл русского коммунизма» и ответьте на вопросы: 1) Что общего у советской коммунистической России с русской монархией. 2) В чем заключается мессианизм русского народа? 3) В чем состоит принципиальное отличие России от Запада? 4) С деятельностью какой исторической личности сравнивает Бердяев деятельность Сталина? Правомерно ли это сравнение? Обоснуйте. 5) Какую оценку советской власти дает Бердяев? Как согласуется она с его религиозным мировоззрением?
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Что такое русская идея. 2). Определение русской идеи в философии Достоевского и Соловьева. 3) Единство и борьба противоположностей в явлении русской религиозной и советской философской мысли. 4) Русская идея в постсоветской философии.
3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Что такое Россия (дайте определение одним словом). 2) Существует ли русская философия? 3) Единство и борьба противоположностей в явлении славянофильства и западничества. 4) Актуальность противостояния славянофильства и западничества в современной русской общественной мысли. Источники: 1. Достоевский Ф.М. «Великий инквизитор» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 16]. * 2. Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 18]. * Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 168-197. * 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 178-202. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 197-224.* Дополнительная литература: 1. Аверьянов В. Природа русской экспансии. – М.: «Лепта-Пресс», 2003. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 3. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума (Картография дословности). М., 1998. 4. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 2003. 5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Ростов н/Д, 1999.* 6. Матвейчев О. Суверенитет духа. – М.: Поколение, 2007. 7. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2008. 8. Ильин Н.П. (Мальческий) Трагедия русской философии. Часть 1. От личины к лицу. Введение в принципы историко-философского понимания. СПб., 2003. 9. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 10. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.- М.: Алгоритм, 2002. 11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 14. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000. 15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.* 16. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Альманах «Русская идея» (вып.3, 2-е исправленное издание), 2000.
Семинар 6. Проблемы бытия и сознания Вопросы и задания для подготовки к занятию: 1. Используя учебную литературу, найдите и осмыслите определения следующих понятий: «онтология», «метафизика», "бытие", «субстанция», «сущность», "материя", "абсолют", «пространство», «время», «движение», «дух», «душа»,"сознание", «разум», «идеальное».
2. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: 1) Что такое метафизическое отношение к миру? 2) Онтологические проблемы и варианты их решения.. 3)Основной вопрос философии и варианты его решения. 4) Основные подходы к объяснению материи (материализм, позитивизм, теология, субъективный идеализм). 5) Виды и формы проявления материи. 6) Происхождение и сущность сознания. 7) Структура сознания.. 8) Сознание и бессознательное. 9). Неживое, живое, социальное: критерии демаркации. Основная литература: 1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 204-232, 280-294.* 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 203-289, 422-467. 3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 27-62, 359-343.* Дополнительная литература: 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. * 2. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999. 3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.* 4. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.* 5. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.* 6. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|