Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для студентов очной формы обучения на базе СПО




Семинар 1. Значение и место философии в жизни человека и общества (интерактивная форма проведения занятия)

1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия.

2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.

3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.

5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.

 

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Прочитайте сочинение Платона «Апология Сократа» и ответьте на вопросы:

1) В чем состоит долг судьи и долг оратора?

2) Каковы два рода обвинителей Сократа? Какой род страшнее и почему? (Приведите все аргументы Сократа). За что ненавидели Сократа многие афиняне?

3) Что такое мудрость? Почему Сократ мудрее государственного мужа, поэтов и ремесленников? (Приведите доказательства).

4) Каким делом занимается Сократ, кто его поставил и почему он готов умереть за него?

5) Как Сократ опровергает обвинения Мелета в развращении юношей?

6) Почему Сократ не боится смерти? Как Сократ доказывает, что смертный приговор для него благо?

7) В чем заключается социальное служение Сократа?

8) Справедлив ли суд над Сократом? Почему общество убивает своих философов?

 

2. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Исторические формы мировоззрения.

2) Исторические типы философии.

3) Основной вопрос философии и его решения.

4. Философия в жизни человека и общества.

Источники:

1. Платон «Апология Сократа» // Хрестоматия по философии. / Сост. А.В. Трухан. М., 2012, [Текст 7]. *

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 20-49. *

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С.9-13.

3. Философия: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 16-26.*

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002.

3. Майоров Г.Г.Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004.

4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991.

5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

6. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

7. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

8. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

 

*- Литература, имеющаяся в библиотеке РАП.

 

Семинар 2. Античная философия

(интерактивная форма проведения занятия)

1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия.

2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении..

3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.

5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.

 

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Прочитайте фрагмент текста Парменида «О природе» и ответьте на вопросы:

1) Сколько путей познания («изыскания») выделяет Парменид? Назовите их и укажите по тексту существенные признаки.

2) Сформулируйте основные принципы, утверждаемые Парменидом.

4) Что такое бытие? Перечислите все признаки бытия. Поясните как вы понимаете выраженные в поэтической форме качества бытия.

6) Выдающийся немецкий мыслитель ХХ века Мартин Хайдеггер сказал: «Взрыв атомной бомбы впервые раздался в трактате Парменида «О природе». Поясните эту метафору Хайдеггера.

 

2. Прочитайте фрагменты сочинений Гераклита Эфесского. Выделите основополагающие принципы его философии. В чем «линия Гераклита», противоположная «линии Парменида»?

 

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Предпосылки возникновения и специфика античной философии.

2) Основной спор о первоначале в философии досократиков.

3) Учение Платона об идеях и идеальном государстве.

4) Физика и метафизика Аристотеля.

 

Источники:

1. Парменид «О природе» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 6]. *

2. Гераклит [Изречения] // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 5]. *

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С.50-77. *

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С.25-76.

3. Философия: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 65-106.*

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., Петрополис, 2003

3. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1985.

4. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.С. 30-138.

5. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010.

6. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты, Сократ, Платон. М., 1969.

8. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

9. Лосев А.Ф. История античной эстетики: ранний эллинизм. М., 1978.

10. Лосев А.Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980.

11. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.

12. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

13. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997.

14. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

15. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

16. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003. *

17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.

18. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

 

Семинар 3. Средневековая философия

(интерактивная форма проведения занятия)

1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия.

2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении..

3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.

5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.

 

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Прочитайте сочинение Дионисия Ареопагита «Мистическое богословие» и ответьте на вопросы:

1) Что такое Божественный Мрак?

2) Как возможно познание Божественного Мрака.? 3) Почему отрицательные суждения предпочтительнее утвердительных в славословии Бога?

4) Перечислите умопостигаемые имена Бога и чувственно воспринимаемые свойства, приписываемые Ему.

5) Поясните мысль автора: «чем выше возношусь я мыслью к созерцанию умопостигаемого, тем уже становится горизонт моего (духовного) видения».

6) Почему к Богу неприложимы имена чувственно воспринимаемых и умопостигаемых явлений действительности?

 

2. Прочитайте фрагменты сочинений Августина Аврелия «Исповедь» и ответьте на вопросы:

1) В чем состоит основная идея текста?

2) О чем рассказал Понтициан? Перескажите главные смыслы, используя литературные выразительные средства первоисточника.

3) Что происходило в душе Августина, после рассказа Понтициана? Опишите душевное состояние и духовные процессы в душе Августина, сохраняя выражения автора. Дайте свою оценку происходящему, используя собственные именования.

4) Почему душа не исполняет собственных приказов?

5) К чему стремился и чего боялся Августин?

6) Как побеждает Августин сомнения?

7) В чем причина внутренней противоречивости души?

 

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1 ) Место и роль патристики в формировании средневековой философии.

2) Соотношение средневекового и античного типов философии.

3) Основные проблемы патристической мысли.

4) Специфика Восточной и Западной патристики.

 

Источники:

1. Дионисий Ареопагит «Мистическое богословие» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 8]. *

2. Августин Аврелий «Исповедь» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 9]. *

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 78-90. *

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 77-96.

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 107-132.*

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997.

3. Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004.

4. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002.

5. Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. СПб., 2006.

6. Майоров Г.Г.Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004.

7. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979.

8. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. СПб., 2006.

9. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.

10. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

11. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997.

12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.

15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

Семинар 4. Философия Возрождения и Нового времени

(интерактивная форма проведения занятия)

1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия.

2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.

3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.

5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.

 

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Прочитайте фрагмент текста Френсиса Бэкона «Новый органон» и ответьте на вопросы:

1) Что является предметом познания науки?

2) Почему силлогизм не может служить средством научного познания?

3) О каких двух путях познания говорит Ф.Бэкон?

4) Что такое предвосхищение и что такое истолкование природы?

5) Что такое идолы познания? Перечислите их и дайте определения.

6) Можно ли избавиться от идолов познания и как?

7) Какие идолы самые опасные и почему? (дайте собственную интерпретацию)

 

2. Прочитайте фрагменты сочинения Рене Декарта «Первоначала философии» и ответьте на вопросы:

1) Найдите и осмыслите все аргументы заявленных Декартом тезисов, преобразуя тезисы в вопросительную форму. Например: первый тезис может быть преобразован в вопрос: «Почему человеку, исследующему истину, надо хоть раз усомниться во всех вещах насколько это возможно?» Поиск ответа на этот вопрос позволит найти в обосновании аргументы к тезису. Осуществите критику тезисов и аргументов, которые вы считаете слабо обоснованными или ложными.

2) В чем состоит основной замысел метода радикального сомнения Декарта? Какова цель всей цепи рассуждения автора?

3) В чем нельзя сомневаться?

4) Найдите в тексте и сформулируйте основополагающий принцип Декарта.

5) Какие следствия выводит Декарт из открытого им в процессе радикального сомнения основополагающего принципа?

 

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Характерные признаки философии в эпоху Возрождения. Что такое гуманизм.

2) Предпосылки рождения новоевропейской науки. Что такое наука как способ познания.

3) Спор эмпириков и рационалистов о природе познания в метафизике XVII века.

4) Основные идеи и принципы философия Просвещения.

 

Источники:

1. Бэкон Ф. «Новый Органон» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 11].*

2. Декарт Р. «Первоначала философии» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 12].*

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 90-119. *

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 104-123.

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 133-174.*

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. Антисери Дж., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. СПб., Петрополис, 1994-1997.

3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 219-294.

4. Гриненко Г.В. История философии: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2010.

5. Косачева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. - М.: «Институт психологии РАН», 1997.

6. Кунцман П., Буркард Ф.-П, Видман Ф. Философия: dtv-Atlas: Пер. с 9-го нем. изд. М.: Рыбари, 2002.

7. Липовой С.П. Курс лекций по истории новоевропейской философии (XVII – первая половина XVIII в.). Ростов н/Д, 1996.

8. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.

9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

10. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

11. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

12. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

 

Семинар 5. Особенности и значение русской философии (интерактивная форма проведения занятия)

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Форма проведения занятия «мозговая атака» и открытая дискуссия.

2. Цель занятия: научиться анализировать философские тексты, выявлять и понимать содержащиеся в них философские смыслы, находить правильные и точные ответы на вопросы к тесту, аргументировано отстаивать свою точку зрения в публичном обсуждении.

3. Технология проведения а) преподаватель накануне проведения занятия раздает студентам тексты философских первоисточников, формулирует вопросы и задания к текстам; б) студенты в процессе подготовки к занятию читают тексты, находят ответы на поставленные вопросы и выписывают из в аналитический конспект; в) на занятии преподаватель ставит вопросы и фиксирует все возможные ответы на них; г) проводится обсуждение всех прозвучавших ответов и выводится наиболее правильный и точный ответ, преподаватель фиксирует аргументы, которые используют студенты для обоснования своей позиции.

4. Занятие предполагает сочетание индивидуальной работы студентов с коллективной работой в группе.

5. Оценка результатов работы осуществляется по бальной системе.

6. Конечный результат работы студентов определяется через подсчет набранных каждым студентом баллов.

7. Дидактическое оснащение занятия включает в себя: домашнее задание, содержащее фрагменты философских текстов и вопросы к ним.

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Прочитайте фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» [«Великий инквизитор»] и ответьте на вопросы:

1) Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Великого инквизитора?

2) Почему Христос молчит? Реконструируйте ответы Христа на вопросы Великого инквизитора. Сформулируйте основной тезис и главный аргумент Христа.

3) Кого символизирует образ Великого инквизитора?

4) В чем состоит главная тайна Великого инквизитора?

5) Кого символизируют образы Ивана и Алеши Карамазовых?

6) В чем смысл поцелуя Алеши?

7) Какую историософскую проблему ставит и решает Достоевский?

 

2. Прочитайте фрагмент сочинения Н.А. Бердяева «Религиозные истоки и смысл русского коммунизма» и ответьте на вопросы:

1) Что общего у советской коммунистической России с русской монархией.

2) В чем заключается мессианизм русского народа?

3) В чем состоит принципиальное отличие России от Запада?

4) С деятельностью какой исторической личности сравнивает Бердяев деятельность Сталина? Правомерно ли это сравнение? Обоснуйте.

5) Какую оценку советской власти дает Бердяев? Как согласуется она с его религиозным мировоззрением?

 

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Что такое русская идея.

2). Определение русской идеи в философии Достоевского и Соловьева.

3) Единство и борьба противоположностей в явлении русской религиозной и советской философской мысли.

4) Русская идея в постсоветской философии.

 

3. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Что такое Россия (дайте определение одним словом).

2) Существует ли русская философия?

3) Единство и борьба противоположностей в явлении славянофильства и западничества.

4) Актуальность противостояния славянофильства и западничества в современной русской общественной мысли.

Источники:

1. Достоевский Ф.М. «Великий инквизитор» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 16]. *

2. Бердяев Н.А. «Истоки и смысл русского коммунизма» // Хрестоматия по философии / Сост. А.В. Трухан. М.: РАП, 2012, [Текст 18]. *

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 168-197. *

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 178-202.

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 197-224.*

Дополнительная литература:

1. Аверьянов В. Природа русской экспансии. – М.: «Лепта-Пресс», 2003.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

3. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума (Картография дословности). М., 1998.

4. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 2003.

5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Ростов н/Д, 1999.*

6. Матвейчев О. Суверенитет духа. – М.: Поколение, 2007.

7. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. – СПб.: Издательский дом «Русский остров», 2008.

8. Ильин Н.П. (Мальческий) Трагедия русской философии. Часть 1. От личины к лицу. Введение в принципы историко-философского понимания. СПб., 2003.

9. История философии: Запад-Россия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.

10. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире.- М.: Алгоритм, 2002.

11. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

12. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

13. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

14. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000.

15. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

16. Шубарт В. Европа и душа Востока. – М.: Альманах «Русская идея» (вып.3, 2-е исправленное издание), 2000.

 

Семинар 6. Проблемы бытия и сознания

Вопросы и задания для подготовки к занятию:

1. Используя учебную литературу, найдите и осмыслите определения следующих понятий: «онтология», «метафизика», "бытие", «субстанция», «сущность», "материя", "абсолют", «пространство», «время», «движение», «дух», «душа»,"сознание", «разум», «идеальное».

 

2. Используя лекционный материал и учебную литературу, подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1) Что такое метафизическое отношение к миру?

2) Онтологические проблемы и варианты их решения..

3)Основной вопрос философии и варианты его решения.

4) Основные подходы к объяснению материи (материализм, позитивизм, теология, субъективный идеализм).

5) Виды и формы проявления материи.

6) Происхождение и сущность сознания.

7) Структура сознания..

8) Сознание и бессознательное.

9). Неживое, живое, социальное: критерии демаркации.

Основная литература:

1. Антюшин С.С. Основы философии, М., 2010. С. 204-232, 280-294.*

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2011. С. 203-289, 422-467.

3. Философия: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 6-е изд., пререраб. и доп. – М., 2010. С. 27-62, 359-343.*

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. *

2. История философии: Запад-Росия-Восток. В 4 книгах. – М.: «Греко-латинский кабинет», 1996-1999.

3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2000.*

4. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004.*

5. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001.*

6. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Изд. 2-е, доп. М., 2000.*

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...