Вклад А. Дистервега в развитие педагогической науки
(Лекции Чесноковой, История педагогики и образования. Под ред. А.И. Пискунова.) Ф.А.В. Дистервег. 1790-1866. Работы: «Руководство к образованию немецких учителей» (2 тт., 1835), статьи «О высшем принципе воспитания», «О природосообразности и культуросообразности в обучении» и несколько десятков других статей без дат. А. Дистервега можно считать основоположником педагогического образования в Германии. Большинство его сочинений были адресованы учителям народных школ, как и педагогические журналы, выходившие под его редакцией. Почти три десятилетия он был директором учительских семинарий – в Мерсе, в Рейнской области (1820 –1832), и Берлине (1832–1847), где он одновременно преподавал пе-дагогику, математику и немецкий язык. Задача общечеловеческого воспитания: общая – все без исключения должны воспитываться нижние ступени должны сообщать единые знания и нравственные установки. Воспитание в духе добра, справедливости, гуманности, религиозной терпимости, солидарности и человечности. Гармония свободного развития внутреннего потенциала и последовательное организованное воспитание. Одно без другого невозможно. 3 ступени: 1. 6-9. физическая деятельность, сенсорное восприятие, фантазия. Руководство чувственным познанием. Упражнение чувств. 2. 9-14. развитие памяти и накопление представлений, развитие учебных навыков. способность делать умозаключения, выводить правила и применять их на практике. Собственно учение. 3. 14-16 формирование начал разума. (Кант, Гегель – рассудок и разум. Рассудок – расчленение и регистрация чувственного опыта. Разум – абстрактно-теоретическое мышление, направленное на сущность объектов, внутренние законны их развития).
Принцип культуросообразности – в соответствии с конкретно-историческими условиями данной страны. Дидактика развивающего обучения: 33 правила. 4 группы правил n по отношению к ученику. n по отношению к изучаемому объекту. Предмет преподавания. n по отношению к внешним условиям обучения, месту, времени. Связь с социокультурной средой n по отношению к профессиональным качествам учителя.
1. Правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику. Правило «от простого к сложному» рекомендовалось применять вместе с правилом «от более легкого к более трудному». Поэтому в обучении предпочтительнее идти не от простого в природе, а от простого в познавательном отношении: раньше чем приступать к изучению отдельных частей растений, частей его частей и т.д., надо рассмотреть его в целом. Представление о животном вообще доступнее, чем представление об отдельной породе животных, и т.д. Касаясь формальной цели обучения – развития познавательных сил учащихся, А. Дистервег отмечал ее тесную связь и взаимодействие с материальной целью – усвоением содержания учебного материала. Но при этом он полагал, что формальная цель на начальной ступени обучения стоит выше материальной. 2. Правила по отношению к изучаемому объекту – предмету преподавания. Они предусматривали распределение учебного материала в соответствии с уровнем развития ученика; раскрытие в первую очередь основ учебного предмета; распределение учебного материала на отдельные взаимосвязанные ступени, небольшие законченные части, включающие повторение пройденного; установление связи между родственными по содержанию предметами и т.п. 3. Правила, касающиеся внешних условий обучения, места, времени и т.п. Они касались последовательности изучения предметов школьного обучения, их связи с жизненной перспективой воспитанника, а также особенностей окружающей его социокультурной среды, что определялось соблюдением принципов природосообразности и культуросообразности.
4. Правила, касающиеся профессиональных качеств учителя, определяющих успешный ход обучения. В их числе, прежде всего, требование стремиться к тому, чтобы преподавание было интересным, увлекающим детей; обучение должно быть энергичным, отражающим силу характера учителя; учитель должен следить за правильной речью учащихся, правильным изложением своей мысли при ответе на заданный вопрос; учитель никогда не может останавливаться в своем развитии; он должен постоянно обогащать свои знания и развивать свои профессиональные способности. Иначе говоря, заботясь о саморазвитии своих учеников, учитель должен развиваться и сам. Эта группа дидактических правил, таким образом, ориентировала учителя на то, чтобы сделать обучение увлекательным, интересным для учащихся, обучать их живо и энергично, находить удовлетворение в развитии как собственном, так и своих учеников
Признавая свободное развитие общечеловеческих и индивидуальных задатков неотъемлемым правом каждой личности, А. Дистервег возлагал на общество ответственность за создание благоприятных условий, необходимых для реализации этих прав всеми членами общества. В этом он усматривал движение к разумности и нравственной гармонии общественных форм и потребностей людей. Отсюда у него вытекал и – как бы дополняющий принцип природосообразности – принцип культуросообразности воспитания. Ребенок не просто «натура» – часть природы, которую воспитатель призван развивать («естественное воспитание»), но и выражение определенных социально-исторических условий жизни и соответствующей человеческой культуры. Рассматривая воспитание как историческое явление, А. Дистервег сделал вывод о том, что состояние культуры каждого народа, т.е. среды, в которой формируется каждый человек, следует также рассматривать в ее естественно-историческом движении. Принцип культуросообразности, таким образом, исходит из того, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|