Диагностика в педагогическом процессе: понятия, структура, задачи
(Пидкасистый, ответы прошлых лет серым адекватные, ответы наших коллег-Вики, Лиды к экзу по СП) Диагностика (от греческого «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. 1. Педагогическая диагностика - это получение педагогических характеристик из материала, полученного особым способом, которые прямо нацелены на выявление личностных характеристик. Таких способов тоже немало: опросник, анкета, "недописанный тезис", "альтернативный тезис", "недопи-санный рассказ", "недописанный диалог", ранжирование, шкалирование, рисуночный тест, "акт добровольцев" и т.д. Педагогические диагностические методики выявляют ценностные отношения ребенка (как его наличность, так и меру), так как все они ставят ребенка в положение "свободного выбора", и в этом "свободном выборе" обозначается предпочтение добра или зла, истины или лжи, красивого или безобразного. Один пример: детей просят дописать предложенную им фразу "Хорошая жизнь - это когда...". 2. Педагогическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанский предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
( Вот, мне кажется, лучшее определение уже сразу с задачами ) Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика.
Зарубежная педагогическая диагностика столь же стара, как педагогическая деятельность, и понимается как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения. Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса обучения и воспитания, имеет целью отслеживать результаты воспитания и корректировать его, она важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе, для более оптимальной организации педагогического процесса. Данные диагностики используются для обнаружения проблем в воспитании, обучении и развитии отдельных учеников, групп и всего класса, для постановки задач и разработки плана, программ воспитания. Наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. Первая, как ясно уже из сказанного ранее, состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания; вторая означает предсказание изменений в развитии учащихся в будущем; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа. Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности.
Педагогическая диагностика – это совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. Педагогическая диагностика — неотъемлемый компонент педагогической деятельности, так как осуществление процессов обучения и воспитания с необходимостью требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Направления педагогической диагностики: − диагностика доступности целей и содержания учебно-воспитательного процесса; Структуру педагогической диагностики можно представить следующим образом: 1. Изучение, осуществляемое в несколько этапов: а) сбор данных, на основе которых делаются все выводы; 2. Прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. 3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности, так как с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем. Цели педагогической диагностики: - внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; - определение результатов обучения; - планирование последующих этапов учебного процесса; - мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов; - оптимизация процесса обучения. Соответственно задачами педагогической диагностики являются: - выявление относительного уровня развития учащихся; - анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий; - выявление потенциальных возможностей развития.
Главный метод педагогической диагностики — тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения учащимися учебным материалом. Центральное место среди подобных методик принадлежит т. н. тестам успешности, специально созданным именно для оценки усвоенных знаний. Вспомогательным методом педагогической диагностики служат психол. тесты, прежде всего тесты интеллекта и спец. способностей. Их использование позволяет оценить динамику умственного развития учащихся в учебном процессе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|