Основные идеи М.В. Ломоносова о принципах построения отечественного образования
(Пискунов, лекции Чесноковой, ответы прошлых лет, серым, не рекомендованных «История философско-педагогических учений в россии xviii—xx веков (культурно-исторический аспект)» Гагаевы) М.В. Ломоносов. 1711-1765. «Регламенты» Положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний. Связывал формирования человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом. М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге осуществить эту идею ему не удалось, и с 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России. Эта идея М.В. Ломоносова нашла поддержку фаворита императрицы Елизаветы графа Ивана Ивановича Шувалова (1727—1797), который стал первым куратором Московского университета. В это время сам М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий. Они охватывали и гуманитарные, и естественно-научные дисциплины, перечень даже основных из них внушителен: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748), включающая хрестоматию русской и зарубежной литературы, «Российская грамматика» (1755), выдержавшая одиннадцать изданий и переведенная на все основные европейские языки, учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия по истории «Древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755), а также учебные книги по химии и физике. Сам занимался переводами.
В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении "в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования. Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого периода явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г. В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения в Московском университете и в гимназии был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге. Принципы обучения в гимназии: ü Принцип посильности ü Принцип развивающего обучения ü Принцип доступности ü Развитие познавательного интереса учащихся ü Систематичность ü Последовательность Аудиторы – помощники учителя. Развитие классно-урочной системы. Требования к учителю: v Являться образцом v Уметь грамотно строить педагогическое общение с воспитанниками Учением приобретенные познания разделяются на науки и художества. Науки дают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины; художества к приумножению человеческой пользы оные употребляют. Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии он учредил особые классы по изучению русского языка. Риторика. 5 средств к овладению: Природные дарования, Наука, Подражание, Упражнение, Знание других наук. Природные дарования: душевные и телесные. Душевные: остроумие, память. Телесные: громкий и приятный голос. Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения — научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.
Ломоносов добивался создания бессословной школы, видел в ней путь к широкому образованию народа, был убежден, что к наукам лучше приобщаются мальчики из простонародья, чем многие знатные, чуждающиеся этих занятий. Связывая возвышение России с просвещением, представил свой проект развития сети школ. В масштабе страны проект не был осуществлен, но созданные им в 1755 г. Московский университет и гимназию при нем Ломоносов наполнял разночинцами, добивался вольностей для студентов. Социально-педагогические взгляды Ломоносова наиболее полно изложены в «Регламентах» московских гимназий и академической гимназии - своеобразных уставах школы. В них отражены идеи связи обучения и воспитания, подход к человеку как деятельной личности, необходимости с самого начала формировать у ребенка высокие нравственные качества, дисциплинированность, трудолюбие. Доказывал, что предоставленный самому себе ребенок оказывается на пути не к свободе, а к порабощению невежеством. Ломоносов заложил основы педагогической этики. Придавал огромное значение доброму примеру учителя, стоял за глубокое изучение ученика, справедливое отношение к нему. От Ломоносова идет начало российского просвещения нового времени. Доказывая преимущества людей образованных перед неграмотными, он одним из первых обращается к идее народности воспитания. В целом педагогические идеи Ломоносова оказали сильное влияние на становление отечественной педагогики как самостоятельной науки и на ее успехи в середине и второй половине XIX в. (Я б не стала это рисковать говорить, т.к. из какого-то непонятного источника): Первая идея: образование в западноевропейском — виде органично для бытия народов России, характерно для условий, в которых они живут; с ним, с его проникновением во все слои российского народа связывается его — народа — полноценное психическое развитие, его экономико-политическое и нравственное благополучие. Стремление объединить российское и западное образование.
Вторая идея: истинная образованность, та образованность, которая должна быть поддержана содержанием гимназического образования, предполагает способность человечно — помня о Боге, принимая его волю — понимать, познавать и разумно пользоваться дарами природы. Третья идея: образование обязано учитывать особенности культурно-исторического бытия учащихся поколений, т.е. прогнозировать и поддерживать жизнезначимые трансформации народного бытия. Четвертая идея: государство обязано (а государство Российское, в силу геополитических условий бытия народов России, — в особенности) всемерно поддерживать просвещение в народной среде в соответствии с вышеотмеченными принципами его развития. Таковы основания построения образования в России по М.В. Ломоносову (дословно).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|