Методика проведения практикума, практического занятия.
(Лекции Соломатиной+ответы прошлых лет серым из Инета) Семинар Функции семинара: · текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов; · овладение студентами навыками самостоятельного выступления с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения; · обучение студентов правилам ведения дискуссии и умению слушать партнера; · выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышления или некоторых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.); · выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже коррекции. 3 типа семинарских занятий: · Просеминар (1курс) Цель – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними. · Собственно семинар (2-4 курсы). Цель – сформировать у студентов исследовательских подход к материалу. · Спецсеминар (5 курс). Цель – приучить студентов работать в группах в рамках научной школы Формы семинарских занятий: · вопросно-ответная система; · развернутая беседа на основе заранее сообщенного студентам · устные доклады студентов с последующим их обсуждением; · обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами; · теоретическая конференция в группе или на потоке; · семинар-диспут; · семинар пресс-конференция; · семинар-панель; · комментированное чтение первоисточников; решение задач и упражнений; · решение тестовых задач и упражнений, социологических кроссвордов;
· семинар по материалам социологических исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя; · семинар-видеонаблюдение реальных практик; · контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам, темам с последующим обсуждением; · семинар-коллоквиум. Критерии оценки качества семинарского занятия (С. Кисельгоф) 1) план семинара; 2) список рекомендованной литературы; 3) организация семинара; 4) активность студентов; 5) стиль проведения семинара; 6) подготовленность преподавателя и его мастерство; 7) отношение преподавателя к студентам; 8) отношение студентов к преподавателю и к изучаемому предмету. Метод мозговой атаки (А.Ф. Осборн) - мыслетехнический метод социальной инженерии, направленным на стимулирование творческой активности и сплочение группы. Учебная игра -разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс. Социологический турнир -форма занятий, которая придает учебному процессу соревновательный характер, возбуждает у студентов дополнительную энергию и содействует развитию навыков интеллектуальной коллективной деятельности и публичных выступлений. Лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков. (Можно еще сказать, что Бордовская, Реан в своей книге Педагогика приводят разные примеры задач и метода «ситуаций» для учеников с целью их душевного, интеллектуального развития)
Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. Если на лекции основное внимание студентов сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения. Как правило, практические занятия ведутся параллельно с чтением всех основных курсов. Главной целью практических занятий является усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих дисциплин. По дидактической цели различают практические работы иллюстративные и исследовательские; по характеру деятельности учащегося – количественные, качественные, комплексные; по характеру организации проведения – фронтальные и звеньевые; по содержанию практические работы могут включать различные виды технологических и трудовых операций. Формы проведения практических занятий: • лабораторные работы • семинарские занятия (однако, семинары могут быть направлены и на преимущественно теоретическую подготовку) • практикумы Лабораторное занятие – это форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ. Основные дидактические цели лабораторных работ – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, проверка формул, ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с приборами, аппаратурой и другими техническими средствами для проведения опытов. В соответствии с дидактическими целями определяется содержание лабораторных работ: изучение свойств веществ, их качественных характеристик, количественных показателей, изучение устройства и работы приборов, оборудования, их испытание, снятие характеристик и т. д. В отличие от лабораторных работ, семинарские занятия не нацелены на самостоятельную работу. Кроме того, для проведения семинарского практического занятия, чаще всего, не требуется умения обращаться со специальными техническими средствами.
Методы проведения лабораторных работ: • наблюдение • измерение и вычисление • сравнение • эксперимент • анализ • синтез • и др. Семинарское занятие – занятие, которое проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекции и в процессе работы над учебной и научной литературой. Организация семинара (если он направлен преимущественно на практическую подготовку) должна обеспечивать обмен мнениями, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, максимальную мыслительную активность слушателей на протяжении всего занятия. Методика проведения семинарских практических занятий: • решение практических задач • семинар по материалам исследований, проведенных студентами под руководством преподавателя, либо других реальных исследований и материалов • семинар-видеонаблюдение реальных практик • проведение кейсов • и др. Практикум – вид учебных занятий, который предусматривает решение комплексных учебных задач, требующих от студента применения как научно-теоретических знаний, полученных при изучении различных учебных курсов, так и практических навыков, приобретенных на семинарских практических занятиях и лабораторных работах. Проводится практикум обычно в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности. Таким образом, главное отличие практикума от других форм учебных занятий – это его междисциплинарный и комплексный характер. Кроме того, практикум выполняется учащимися по заданию учителя (не под контролем учителя, как лабораторные работы), но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий. Все виды практикумов в зависимости от дидактической цели и соответствующие методы:
• приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания (работа с учебниками, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера) • закрепление и уточнение знаний (система упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных) • выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач (решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.) • формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации (написание сочинений, рефератов, подготовка докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.) Таким образом, все виды практических занятий имеют общую цель – усвоение метода использования теории, приобретение профессиональных умений и т.п. Они отличаются друг от друга, в основном, только по форме проведения и степени участия в них педагога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|