Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы диагностики профессиональных способностей педагога: профессиограммы преподавателей.




 

(Ответы прошлых лет серым+Бордовская)

Диагностика и тренинг педагогической проницательности

С помощью предложенной (Реан А. А., 1990, 1999) методики и описанной процедуры педагог может заняться самостоятельной диагностикой и тренировкой по развитию умений и навыков антипиции (предвидения) оценочных суждений учащихся. Анализируя расхождения, обнаруженные между его собственными оце-ночными суждениями (аспекты I и II) и оценочными суждениями учащихся (аспект III), сделает много полезных для себя выводов.

Анализируя расхождения, обнаруженные между вашими собственными оценочными суждениями (аспекты I и II) и оценочными суждениями учащихся (аспект III), вы сделаете много полезных для себя выводов.

Итак, оцените себя (аспект I) по всем восьми октантам (лидерство, скептицизм, добросердечие, бескорыстие, упрямство). Оценка производится по 12-балльной шкале. Интервал 1-4 означает, что качество развито слабо; в интервале 5-8 — средне; в интервале 9-12 —сильно (вторая степень качества, т. е. второе прилагательное). Теперь попробуйте предсказать по всем восьми октантам мнение учащихся о вас (аспект II). Оценка также производится по 12-балльной шкале. В заключение предложите учащимся оценить вас по всем восьми октантам (аспект III). При этом лучше соблюсти анонимность. Также учащиеся не должны быть знакомы с результатами вашей собственной предварительной работы по аспектам I и II.

Источники: Профессиональный стандарт педагогической деятельности. (Под ред. Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова), 2010. Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений за 2009 г. Первые три абзаца – из ответов прошлого года (первый из них не нужен для ответа, это если спросят, кто писал об этом).

В настоящее время создаётся множество нормативных актов касательно диагностики профессиональных качеств педагогов. Создаются компетенции для каждой специальности, разрабатываются государственные стандарты. Ещё Я.А. Коменский в работе «Великая дидактика» попытался определить требования к универсальному учителю: каждый сам должен быть таким, каким должен делать других; каждый должен владеть искусством делать других такими; быть ревнителем своего дела – должен мочь, уметь и хотеть насаждать свой опыт и знания. Исследователи, изучающие особенности труда учителя, особенности педагогической деятельности подходят с разных позиций к определению квалификационных и личностных качеств учителя как специалиста. Например, Н.В. Кузьмина выделяет в структуре педагогической деятельности пять компонентов: гностический (система знаний и умений преподавателя), проектировочный (стратегическая направленность на конечную цель обучения), конструктивный (структурирование курса, выбор форм проведения занятий и т.п.), организаторский (упорядоченность процесса обучения, самоорганизация преподавателя), коммуникативный (умение осуществлять эффективную коммуникацию с обучающимися).

Профессиограмма – это образец, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать педагог (однако такие качества есть и для других профессий, что следует из названия); знания, умения, навыки для выполнения им своих функции. Профессиограмма преподавателя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки. Соответственно, профессиограммы отличаются друг от друга в зависимости от специальности педагога.

Наиболее распространенным методом изучения труда педагогов за рубежом является рейтинг (оценочная шкала). Главная цель рейтингирования – определение соответствия педагога занимаемой должности. Для оценки труда педагогов широко используются тесты. Значительное распространение, например, в США получили две программы тестирования: «Национальные учительские экзамены» и «Программа экзаменов в педагогическом образовании», - с помощью которых измеряются профессиональные знания, умственные способности и общая культура педагогов. Тесты широко используются и для отбора будущих учителей. С их помощью определяют профессиональную пригодность и профессиональную направленность личности. В тех странах, где используются тесты, вопросы аттестации педагогов решаются сравнительно просто. Постоянное тестирование учащихся и учителей за рубежом – обычная и привычная процедура.

В соответствии с разработанным в РФ профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности (напомним, что компетентность отличается от компетенции тем, что компетенция – это «знаю, как делать», компетентность – умение интегрировать, комбинировать знания и применять нужные из них в тех или иных ситуациях).

Качества педагога, которые оцениваются экспертами в ходе диагностики его профессиональных способностей (общие для профессиограмм педагогов разной специальности):

1. Компетентность в области личностных качеств

1.1. Эмпатийность и социорефлексия (способность сопереживать, оценивать себя глазами учеников)

1.2. Самоорганизованность

1.3. Общая культура

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности

2.1. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников)

2.2. Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу

2.3. Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач

3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности

3.1. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников)

3.3. Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (поощряет любознательность обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий, дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности, создает условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты)

4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений

4.1. Компетентность в методах преподавания

4.2. Компетентность в предмете преподавания

4.3. Компетентность в субъективных условиях педагогической деятельности, знание учеников и учебных коллективов

5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

5.1. Умение выбрать и реализовать типовую образовательную программу, методические и дидактические материалы

5.2. Умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы

5.3. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.

6. Компетентность в организации педагогической деятельности

6.1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения

6.2. Умение организовать учебную (воспитательную) деятельность обучающихся (воспитанников)

6.3. Умение реализовать педагогическое оценивание

Методика оценки компетентности педагога:

1. Анализ методических разработок – форма проведения экспертизы, направленная на изучение и оценку методических разработок, созданных педагогическим работником, в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве (уровень образовательного учреждения, районный, региональный, федеральный).

2. Анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации – форма проведения экспертизы (аттестации), при которой аттестуемый, представив документ о повышении квалификации по специальности, ходатайство учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, подведомственных Комитету по образованию, отвечает на вопросы экспертов.

3. Защита реферата – форма проведения аттестации, при которой оцениваются содержание реферата, подготовленного аттестуемым, правильность его оформления, выступление, ответы на вопросы и замечания эксперта. Тема реферата должна отражать основную профессиональную деятельность педагога.

4. Посещение открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым) – форма проведения экспертизы, направленная на изучение процесса осуществления урока (мероприятия), а также причин, влияющих на конечный результат.

При необходимости при проведении этой формы экспертизы (аттестации) эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы, как изучение соответствующей документации (классных журналов, тетрадей учащихся, их сочинений, творческих работ и т.д.); опрос (устный и(или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.

5. Презентация портфолио документов аттестуемого – форма проведения экспертизы, в ходе которой аттестуемый представляет портфель документов, подтверждающих наличие ученой степени (по профилю преподаваемого предмета, педагогике, психологии), государственных наград, знаков отличия в сфере образования и науки (например, благодарность Министерства образования и науки РФ) и т.п. Кроме этого:

6. Экзамен – форма проведения экспертизы (аттестации), которая предусматривает два варианта:

- ответы аттестуемого на вопросы и выполнение им заданий, сформулированных в экзаменационном билете (открытые вопросы, тесты, кейсы и т.п.)

- собеседование, строящееся как диалог аттестуемого и эксперта(ов), в процессе которого возможны уточнения, комментарии со стороны его участников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...