Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод подготовки и чтения лекции.




(Лекции Соломатиной+абсолютно адекватные ответы прошлых лет)

Лекция (от латин.) lectio - чтение) - специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний.

Основные функции лекции:

· Информирующая (излагает необходимые сведения)

· Стимулирующая (пробуждает интерес к теме)

· Воспитывающая и развивающая (дает оценку явлениям, развивает мышление)

[Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. 1999]

 

Иногда выделяют такие функции:

· ориентирующая (в проблеме, в литературе),

· разъясняющая (направленная, прежде всего на формирование основных понятий науки),

· убеждающая (с акцентом на системе доказательств)

[Бадмаев Б.Ц. — 1999]

Лекция (от латин.) lectio - чтение) - специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний. Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности:

•она дает целостное и логичное освещение основных положений социологии;

•вооружает студентов методологией изучения социологии;

•лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными социологии;

•органично сочетает обучение с воспитанием;

•нацеливает студентов-социологов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления.

Лекция является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам). Лекция выполняет три основные функции - информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитательную и развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление). Иногда выделяют такие функции, как ориентирующая (в проблеме, в литературе), разъясняющая (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки), убеждающая (с акцентом на системе доказательств) [Бадмаев Б.Ц. - 1999]. Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине.

В зависимости от выбранных критериев можно выделить следующие виды лекций.

1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

2. По научному уровню: академические и популярные.

3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции

Основные задачи лектора:

♦ сообщить что-то новое (факты, теоретические положения),

♦ раскрыть ранее не выявленные смыслы,

♦ установить связи с ведущими парадигмами, категориями науки, научными направлениями,

♦ продемонстрировать возможности анализа, методы получения информации в предметной области лекции, методы использования приобретенного знания.

♦ дисциплинарное объяснение материала – как понимать, истолковывать события, факты с позиций преподаваемой дисциплины.

Методы построения лекции. Гипотетико-дедуктивный метод – выдвижение гипотез, предположений и их обоснование. Индуктивный метод – изложение фактов, теоретических положений и их обобщение. И тот и другой методы предполагают выделение проблем, которые нуждаются в объяснении, решении.

МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ (на основе концепций обучения):

1. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, Ю.К. Бабанский)

2. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина)

3. Проблемное обучение (А.М. Матюшкин)

4. Проблемно-деятельностное обучение (коллектив А.В.Барабанщикова);

5. Концепция программированного обучения (Беспалько В.П.)

6. Знаково-контекстная модель обучения (А.А. Вербицкий)

Формы лекции:

1. Вводная, установочная лекция: информационно-ознакомительная и обзорно-постановочная.

2. Ординарная, текущая: систематическая (изложение раздела дисциплины) и проблемная (анализ ключевых проблем).

3. Итоговая: обзорно-обобщающая и лекция-консультация.

Этапы подготовки лекции (работы над лекцией):

ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОДГТОВКИ ЛЕКЦИИ

• формируются цели;

• определяется место данной конкретной лекции в структуре темы и раздела;

• выявляется уровень подготовленности студентов;

• производится отбор теоретического и фактического материала.

ВТОРОЙ ЭТАП – ПОДГОТОВКА ПЛАНА ЛЕКЦИИ

2. ВВЕДЕНИЕ (тема, цели, план)

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (3-4 вопроса, раскрывающих суть темы)

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (обобщение идей, рекомендации, литература)

• краткость и содержательность формулировок пунктов плана (ведь эти формулировки будут записаны студентами в их конспектах);

• оптимальное время для каждого вопроса плана в соответствии со временем, отведенным на всю тему;

• средства, обеспечивающие эффективность лекции (использование доски, плакатов, ТСО, контроля знаний, самостоятельной работы студентов и др.).

Достоинства лекции: 1. Личное воздействие лектора на учащихся. 2. Лектор представляет самый свежий, новый, последний вариант изложения темы. 3. Доступность содержания лекции (чем свободнее лектор демонстрирует свое владение темой, методическими приемами ее изложения, тем лекция становится доступнее). 4. Доходчивость (личный контакт с учащимися позволяет корректировать содержание, форму лекции в соответствии с уровнем подготовленности, познавательными интересами, реакцией учащихся). 5. Возможность расширения каналов общения (чтение, публичная речь лектора может быть дополнена с использованием технических средств (аудио-, видео, компьютерных). Недостатки лекции: 1. Пассивный режим восприятия. 2. Длительная, монотонная речь лектора притупляет внимание слушателей. 3. Физиологически сидеть в пассивной позе более одного часа вредно для организма человека. 2) Редактирование лекции по результатам анализа после ее прочтения. Критерии успешности лекции: -содержание лекции (насколько научна, правильно ли трактуются основные положения), -методика чтения лекции (четкая структура, логика изложения, литература основная и дополнительная), -руководство работой студентов (вопросы), -лекторские данные, -результативность лекции. Использование ТСО- это совокупность технических устройств и дидактических материалов, используемых в учебном процессе в качестве средства повышения эффективности обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...