Педагогика в СССР: достижения, проблемы, основные направления развития
(Пискунов, лекции) Теоретическая разработка проблем организации школьного дела, образования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности научно-педагогической секции ГУСа, созданной в 1921 г. и возглавлявшейся Н.К. Крупской. В составе этой секции, оставившей больший или меньший след в последующем развитии советской педагогики, можно смело назвать психолога и педагога Павла Петровича Блонского (1884–1941). В основе исторический или генетический принцип. Соответствие воспитания законам психического и биологического развития человека. Закон социальной педагогики – соответствие школы определенному общественному строю. В 1919 г. возглавил академию социального воспитания. Главная задача – подготовка учителей. Избранные педагогические и психологические сочинения. «Очерки детской сексуальности». Для 20-х гг. было характерно признание большой важности практической деятельности Первой опытной станции Наркомпроса, «Школы жизни» Надежды Ивановны Поповой (1877 – начало 50-х гг.), школы имени Достоевского во главе с Виктором Николаевичем Сорока-Росинским (1882–1960), а также практическая деятельность А.С. Макаренко в учреждениях для беспризорных и т.д. Антон Семенович Макаренко (1888–1939). Его педагогическая деятельность в колониях для малолетних правонарушителей началась еще в 20-е гг. – в колонии им.A.M. Горького и в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Опубликованная в 1933 г. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко вызвала в стране огромный интерес. Это литературное произведение оценивалось в те годы как манифест нового воспитания, в центре которого находится коллектив, создающий благоприятные условия для развития личности. Сама идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива для формирования человека-конформиста была доминирующей в советской педагогике с начала 20-х и до 80-х гг. XX в. Исходя из того что цели коллектива в широком его понимании должны становиться целями отдельной личности и реализовываться в условиях разнообразной общественно полезной деятельности. Выдвинутые А.С. Макаренко идеи и опыт его работы ограничивали сложившиеся в советской педагогике представления о чудодейственной роли производительного труда. Он полагал, что труд, и прежде всего труд индустриальный, является важным, но не единственным средством воспитания.
Гессен, Зеньковский, Лосский, Ильин и другие. Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи: нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, обеспечить их воспитание в патриотическом духе. Отличительной чертой организации учебно-воспитательного процесса школы 30-х гг. можно считать во многом отказ от идей предыдущего десятилетия. Ушли в прошлое комплексные программы, был принят курс на предметное распределение учебного материала и классно-урочную организацию обучения, творческое самовыражение учащихся заменяется борьбой за сознательную дисциплину. Первая половина 40-х гг. характеризовалась резким усилением политизации и идеологизации школы. В эти годы сложилась модель организации школы, которая сохранялась в основных чертах вплоть до конца 80-х гг. и по своей форме являлась одной из лучших в мире. Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся еще в первые годы советской власти в России, продолжали развиваться и в послевоенные годы.
Большое внимание в послевоенный период уделялось созданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (1896–1955) «Основы педагогики» и «Вопросы педагогики», работы Ивана Андреевича Каирова (1893–1978) «Современные проблемы педагогической науки и роль научных исследований», его учебник «Педагогика», первое издание которого вышло еще в предвоенные годы, книга Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана «Общие основы педагогики», «Школоведение» под редакцией А.Н. Волковского, учебники по педагогике И.Т. Огородникова, Т.А. Ильиной и многие другие труды. Вышли в свет такие капитальные труды, как «Дидактика» Михаила Александровича Данилова (1899–1973) и Бориса Петровича Есипова (1894–1967), «Дидактика» под редакцией Б.П. Есипова и его книга «Самостоятельная работа учащихся на уроках»; такие работы Михаила Николаевича Скаткина (1900–1991), как «Совершенствование процесса обучения», «Дидактика средней школы» и «Проблемы современной дидактики». В послевоенный период российскими педагогами был проведен ряд серьезных исследований в области истории школы и педагогики. На их основе в 50–70-е гг. были опубликованы такие книги, как «Очерки по истории средней школы» Николая Александровича Константинова (1894–1958), «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века» Шолома Израилевича Ганелина (1894 –1974), «Основы и система дидактики К.Д. Ушинского» Василия Яковлевича Струминского (1880– 1967), «Очерки по истории начального образования в России» Н.А. Константинова и В.Я. Струминского и др. После второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный подход к историко-педагогическим исследованиям. как «Теория и практика трудовой школы в Германии» А.И. Пискунова, «Трудовое обучение в Англии» К.И. Салимовой, «Школа и педагогика США до Второй мировой войны» Л.Н. Гончарова, др. Широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Леонида Владимировича Занкова (1901–1977), «Психология обучения младшего школьника» Даниила Борисовича Эльконина (1904–1984), «Проблемы развивающего обучения» Василия Васильевича Давыдова (1930 – 1999).
В педагогике послевоенного периода имели место исследования в области проблемного и программированного обучения. В 60–70-х гг. пользовались популярностью такие работы, как «Проблемное обучение» И.Я. Лернера, «Проблемное обучение. Основные вопросы теории» М.И. Махмутова, «Теоретические проблемы программированного обучения» Н.Ф. Талызиной и др. При использовании педагогической литературы советского периода, включая его послевоенный этап, необходимо еще раз напомнить о ее крайней политизированности и идеологизированное, что находило отражение как в отборе фактического материала, так и в его интерпретациях. На рубеже веков сложно не только оценить, но и просто перечислить течения, наметившиеся в отечественной педагогике в последнем десятилетииXX в. Проблема заключается в том, что эти направления развития педагогики только начали формироваться, и говорить об их особенностях пока рано. С кон. 80-х гг. в условиях демократизации обществ, жизни определилась тенденция к возрождению гуманной педагогики, началось возвращение к развитию пед. науки на собств. основе. Основной вектор движения в этом направлении — гуманизация образования. Наметилось возрождение интереса к педагогически значимому наследию рус. философии. Стало очевидным, что пед. традиции рос. цивилизации продолжали развиваться, несмотря на сложности ист. судеб Рос. гос-ва, в русле всемирного историко-пед. процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|