Социальное воспитание: основные подходы
(Источники: Мудрик А.В. Социальная педагогика. Лекции Чесноковой, ответы прошлых лет серым) Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет. Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то ж е время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему. Социальный опыт – в широком смысле – единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Образование в ключает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение; стимулирование самообразования.
Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.; стимулирования саморазвития. Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности. Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику. В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Существует несколько направлений философии социального воспитания. 1) Консервативное направление основано на философии прагматизма. Представители – Дьюи, Келли, Комбс, Маслоу. В рамках этого направления признаётся уникальность природы человека. Врождённые качества проявляются в зависимости от организации опыта. Главная задача воспитания – сформировать ум воспитанника, чтобы достигать реально достижимые цели. Мораль понимается как феномен с сиюминутным характером. Интеллектуальные и нравственные качества фактически врожденны. Осн. задача педагога – макс. обеспечить рост того, что уже заложено.
Дьюи – реализация принципа эгалитарности 2) Гуманистическое направление основано на философии неопрагматизма. Представители – Хёрст, Колберг. Ценности объективны, задача – сформировать эти ценности у воспитанников. Под воспитанием в рамках этого подхода понимается привитие неких свойств. Поэтому, по мнению Колберга, общество нуждается в морали, чтобы знать, какую личность воспитывать. Мораль различных эпох различается степенью развития одних и тех же принципов справедливости и гармонии. Связь между нравственным поведением и моральным суждением (за это Колберга критиковали, как и его метод специальных педагогических бесед). Концепция стадий моральной социализации: 1. доморальная, 2. условно-моральная, 3. моральная. Переход от одной стадии к другой – результат опыта чела, полученный из совершения ситуаций нравственного выбора. Метод – беседа на нравственные темы. 3) Иррациональное направление основано на философии экзистенциализма. Отрицание роли науки в получении полного знания о человеке. В лекциях нет представителей, в инете указан только Лозанов. Основные идеи: – строгое научное познание невозможно – все социальные институты находятся в антагонизме с человеческой природой. Семья – единственный нормальный институт – человек – то, что он сам из себя делает. Среда – лишь условие для реализации человеческой индивидуальности. Метод воспитания – беседа с воспитуемым. Никакого подталкивания и назидания. Все выводы воспитанник должен делать сам. 4) Технократическое направление основано на бихевиоризме Скиннера. – все человеческие качества формируются в процессе обучения – технологичность процесса воспитания Упрощённая схема: стимул – реакция. Если среда действует на человека определённым образом, это не значит, что есть фатализм, это предсказуемая реакция. Процесс воспитания тождественен привитию навыков. Все чел. качества формируются в процессе обучения. акцент – на отношения чела и среды.Скиннер: человек должен знать, как факторы среды влияют на него и уметь изменять, организовывать.
5) Психоаналитическое направление основано на классическом психоанализе и неофрейдизме. Личность есть социальный продукт. Личность не равна индивидуальности, она не может сформироваться вне социума. По мнению Юнга, личностью становится не каждый человек. С точки зрения Адлера, в 4 года ребёнок уже становится протоличностью. Он хочет походить на кого-то. Ориентация в данном случае на идеал. Бог – высший идеал, ориентир. 6) Диалектико-материалистический подход (или марксистское направление). Признаётся диалектическое взаимодействие личности и общества. Нет общества без человека и нет человека без общества. Она взаимозависимы. В человеке есть задатки, и развитие способностей зависит от социальных отношений, от структуры и деятельности общества. Но основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности. С точки зрения Леонтьева, нет пределов развитию человеческих способностей. Всё зависит от методов воспитания и продолжительности жизни. Деятельность – базисная категория в марксизме. Главное, правильно организовать деятельность, тогда разрешатся и проблемы воспитания. По мнению Выготского, процесс развития ребёнка состоит из 2 частей: – разделённая деятельность между взрослым и ребёнком – собственная, самостоятельная деятельность Опредмечивание и распредмечивание связаны с деятельностью. Это ещё 2 важные категории в марксизме. Всегда есть предмет, а человек распредмечивает что-то. Мы вынуждены подстраиваться под предметы, которые изобретены не нами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|