Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное воспитание: основные подходы




(Источники: Мудрик А.В. Социальная педагогика. Лекции Чесноковой, ответы прошлых лет серым)

Социальное воспитание можно рассматривать как процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то ж е время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему.

Социальный опыт – в широком смысле – единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Образование в ключает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.; стимулирования саморазвития.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Существует несколько направлений философии социального воспитания.

1) Консервативное направление основано на философии прагматизма. Представители – Дьюи, Келли, Комбс, Маслоу.

В рамках этого направления признаётся уникальность природы человека. Врождённые качества проявляются в зависимости от организации опыта. Главная задача воспитания – сформировать ум воспитанника, чтобы достигать реально достижимые цели. Мораль понимается как феномен с сиюминутным характером. Интеллектуальные и нравственные качества фактически врожденны. Осн. задача педагога – макс. обеспечить рост того, что уже заложено.

Дьюи – реализация принципа эгалитарности

2) Гуманистическое направление основано на философии неопрагматизма. Представители – Хёрст, Колберг.

Ценности объективны, задача – сформировать эти ценности у воспитанников. Под воспитанием в рамках этого подхода понимается привитие неких свойств. Поэтому, по мнению Колберга, общество нуждается в морали, чтобы знать, какую личность воспитывать. Мораль различных эпох различается степенью развития одних и тех же принципов справедливости и гармонии. Связь между нравственным поведением и моральным суждением (за это Колберга критиковали, как и его метод специальных педагогических бесед).

Концепция стадий моральной социализации: 1. доморальная, 2. условно-моральная, 3. моральная. Переход от одной стадии к другой – результат опыта чела, полученный из совершения ситуаций нравственного выбора. Метод – беседа на нравственные темы.

3) Иррациональное направление основано на философии экзистенциализма. Отрицание роли науки в получении полного знания о человеке. В лекциях нет представителей, в инете указан только Лозанов. Основные идеи:

– строгое научное познание невозможно

– все социальные институты находятся в антагонизме с человеческой природой. Семья – единственный нормальный институт

– человек – то, что он сам из себя делает. Среда – лишь условие для реализации человеческой индивидуальности.

Метод воспитания – беседа с воспитуемым. Никакого подталкивания и назидания. Все выводы воспитанник должен делать сам.

4) Технократическое направление основано на бихевиоризме Скиннера.

– все человеческие качества формируются в процессе обучения

– технологичность процесса воспитания

Упрощённая схема: стимул – реакция. Если среда действует на человека определённым образом, это не значит, что есть фатализм, это предсказуемая реакция. Процесс воспитания тождественен привитию навыков. Все чел. качества формируются в процессе обучения. акцент – на отношения чела и среды.Скиннер: человек должен знать, как факторы среды влияют на него и уметь изменять, организовывать.

5) Психоаналитическое направление основано на классическом психоанализе и неофрейдизме. Личность есть социальный продукт. Личность не равна индивидуальности, она не может сформироваться вне социума.

По мнению Юнга, личностью становится не каждый человек. С точки зрения Адлера, в 4 года ребёнок уже становится протоличностью. Он хочет походить на кого-то. Ориентация в данном случае на идеал. Бог – высший идеал, ориентир.

6) Диалектико-материалистический подход (или марксистское направление). Признаётся диалектическое взаимодействие личности и общества.

Нет общества без человека и нет человека без общества. Она взаимозависимы. В человеке есть задатки, и развитие способностей зависит от социальных отношений, от структуры и деятельности общества. Но основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности.

С точки зрения Леонтьева, нет пределов развитию человеческих способностей. Всё зависит от методов воспитания и продолжительности жизни. Деятельность – базисная категория в марксизме. Главное, правильно организовать деятельность, тогда разрешатся и проблемы воспитания.

По мнению Выготского, процесс развития ребёнка состоит из 2 частей:

– разделённая деятельность между взрослым и ребёнком

– собственная, самостоятельная деятельность

Опредмечивание и распредмечивание связаны с деятельностью. Это ещё 2 важные категории в марксизме. Всегда есть предмет, а человек распредмечивает что-то. Мы вынуждены подстраиваться под предметы, которые изобретены не нами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...