Пример 2: сопоставление двух эмпирических распределений
Интересно сопоставить данные, полученные в предыдущем примере, с данными обследования X. Кларом 800 испытуемых (Klar H ., 1974, р. 67). X. Кларом было показано, что желтый цвет является единственным цветом, распределение которого по 8 позициям не отличается от равномерного. Для сопоставлений им использовался метод % Полученные им эмпирические частоты представлены в Табл. 4.18. Таблица 4.18 Эмпирические частоты попадания желтого цвета на каждую из 8 позиций в исследовании X. Клара (по: Klar H., 1974) (n =800) Сформулируем гипотезы. Н0: Эмпирические распределения желтого цвета по 8 позициям в отечественной выборке и выборке X. Клара не различаются. H1: Эмпирические распределения желтого цвета по 8 позициям в отечественной выборке и выборке X. Клара отличаются друг от друга. Поскольку в данном случае мы будем сопоставлять накопленные эмпирические частости по каждому разряду, теоретические частости нас не интересуют. Все расчеты будем проводить в таблице по алгоритму 15.
АЛГОРИТМ 15 Расчет критерия λ при сопоставлении двух эмпирических распределений 1. Занести в таблицу наименования разрядов и соответствующие им эмпирические 2. Подсчитать эмпирические частости по каждому разряду для распределения 1 f *э= f э/ n 1 где f э - эмпирическая частота в данном разряде; п 1 - количество наблюдений в выборке. Занести эмпирические частости распределения 1 в третий столбец. 3. Подсчитать эмпирические частости по каждому разряду для распределения 2 f *э= f э/ n 2 где f э - эмпирическая частота в данном разряде; n2 - количество наблюдений во 2-й выборке.
Занести эмпирические частости распределения 2 в четвертый столбец таблицы. 4. Подсчитать накопленные эмпирические частости для распределения 1 по формуле: где Σ f *j-1 - частость, накопленная на предыдущих разрядах; j - порядковый номер разряда; f* j-1 - частость данного разряда. Полученные результаты записать в пятый столбец. 5. Подсчитать накопленные эмпирические частости для распределения 2 по той 6. Подсчитать разности между накопленными частостями по каждому разряду. 7. Определить по седьмому столбцу наибольшую абсолютную величину разности 8. Подсчитать значение критерия λ по формуле: где п 1 - количество наблюдений в первой выборке; n 2 - количество наблюдений во второй выборке. 9. По Табл. XI Приложения 1 определить, какому уровню статистической зна- Если λэмп > 1,36, различия между распределениями достоверны. Последовательность выборок может быть выбрана произвольно, так как расхождения между ними оцениваются по абсолютной величине разностей. В нашем случае первой будем считать отечественную выборку, второй - выборку Клара. Таблица 4.19 Расчет критерия при сопоставлении эмпирических распределений желтого цвета в отечественной выборке (n 1=102) и выборке Клара (n 2=800) Максимальная разность между накопленными эмпирическими частостями составляет 0,118 и падает на второй разряд. В соответствии с пунктом 8 алгоритма 15 подсчитаем значение Я,: По Табл. XI Приложения 1 определяем уровень статистической значимости полученного значения: р=0,16 Построим для наглядности ось значимости. На оси указаны критические значения λ, соответствующие принятым уровням значимости: λ 0,05=1 ,36, λ0,01=1,63.
Зона значимости простирается вправо, от 1,63 и далее, а зона незначимости - влево, от 1,36 к меньшим значениям. λэмп>λкр Ответ: Н0 принимается. Эмпирические распределения желтого цвета по 8 позициям в отечественной выборке и выборке X. Клара совпадают. Таким образом, распределения желтого цвета в двух выбор-ках не различаются, но в то же время они по-разному соотносятся с равномерным распределением: у Клара отличий от равномерного распределения не обнаружено, а в отечественной выборке различия обнаружены (ρ<0,05). Возможно, картину могло бы прояснить применение другого метода? Е.В. Гублер (1978) предложил сочетать использование критерия λ, с критерием φ* (угловое преобразование Фишера). Об этих возможностях сочетания методов λ и φ* мы поговорим в следующей главе (см. пример 4 п.5.2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|