Пример 1: Сопоставление эмпирического распределения с теоретическим
Ввыборке здоровых лиц мужского пола, студентов технических и военно-технических вузов в возрасте от 19-ти до 22 лет, средний возраст 20 лет, проводился тест Люшера в 8-цветном варианте. Установлено, что желтый цвет предпочитается испытуемыми чаще, чем отвергается (Табл. 4.16). Можно ли утверждать, что распределение желтого цвета по 8-и позициям у здоровых испытуемых отличается от равномерного распределения? Таблица 4.16 Эмпирические частоты попадания желтого цвета на каждую из 8 позиций (n =102) Сформулируем гипотезы. H0: Эмпирическое распределение желтого цвета по восьми позициям не отличается от равномерного распределения. H1: Эмпирическое распределение желтого цвета по восьми позициям отличается от равномерного распределения. Теперь приступим к расчетам, постепенно заполняя результатами таблицу расчета критерия λ. Все операции лучше прослеживать по Табл. 4.17, тогда они будут более понятными. Занесем в таблицу наименования (номера) разрядов и соответствующие им эмпирические частоты (первый столбец Табл. 4.17). Затем рассчитаем эмпирические частости f * по формуле: f*j = fj /n где fj - частота попадания желтого цвета на данную позицию; n - общее количество наблюдений; j - номер позиции по порядку. Запишем результаты во второй столбец (см. Табл. 4.17). Теперь нам нужно подсчитать накопленные эмпирические частости Σ f *. Для этого будем суммировать эмпирические частости f *. Например, для 1-го разряда накопленная эмпирическая частость будет равняться эмпирической частости 1-го разряда, Σ f *1=0,235[11]. Для 2-го разряда накопленная эмпирическая частость будет представлять собой сумму эмпирических частостей 1-го и 2-го разрядов:
Σ f *1+2=0,235+0,147=0,382 Для 3-го разряда накопленная эмпирическая частость будет представлять собой сумму эмпирических частостей 1-го, 2-го и 3-го разрядов: Σ f*1 +2+3=0,235+0,147+0,128=0,510 Мы видим, что можно упростить задачу, суммируя накопленную эмпирическую частость предыдущего разряда эмпирической частостью данного разряда, например, для 4-го разряда: Σ f *1+2+3+4=0,510+0,078=0,588 Запишем результаты этой работы в третий столбец. Теперь нам необходимо сопоставить накопленные эмпирические частости с накопленными теоретическими частостями. Для 1-го разряда теоретическая частость определяется по формуле: где k - количество разрядов (в данном случае - позиций цвета). Для рассматриваемого примера: f *теор=1/8=0,125 Эта теоретическая частость относится ко всем 8-и разрядам. Действительно, вероятность попадания желтого (или любого другого) цвета на каждую из 8-и позиций при случайном выборе составляет 1/8, т.е. 0,125. Накопленные теоретические частости для каждого разряда определяем суммированием. Для 1-го разряда накопленная теоретическая частость равна теоретической частости попадания в разряд: f * т 1=0,125 Для 2-го разряда накопленная теоретическая частость представляет собой сумму теоретических частостей 1-го и 2-го разрядов: f *т 1+2=0,125+0,125=0,250 Для 3-го разряда накопленная теоретическая частость представ f *т 1+2+3=0,250+0,125=0,375 Можно определить теоретические накопленные частости и путем! S f * т j= f * теор j где f *теор - теоретическая частость; j - порядковый номер разряда. Занесем рассчитанные накопленные теоретические частости в четвертый столбец таблицы (Табл. 4.17). Теперь нам осталось вычислить разности между эмпирическими и теоретическими накопленными частостями (столбцы 3-й и 4-й). В пятый столбец записываются абсолютные величины этих разностей, обозначаемые как d.
Определим по столбцу 5, какая из абсолютных величин разности является наибольшей. Она будет называться dmax. В данном случае dmax=0,135. Теперь нам нужно обратиться к Табл. X Приложения 1 для определения критических значений dmax при n =102. Таблица 4.17 Расчет критерия при сопоставлении распределения выборов желтого цвета с равномерным распределением (n =102) Очевидно, что чем больше различаются распределения, тем больше и различия в накопленных частостях. Поэтому нам не составит труда распределить зоны значимости и незначимости по соответствующей оси: Очевидно, что чем больше различаются распределения, тем больше и различия в накопленных частостях. Поэтому нам не составит труда распределить зоны значимости и незначимости по соответствующей оси: dэмп=0,135 dэмп=dкр. Ответ: Н0 отвергается при р=0,05. Распределение желтого цвета по восьми позициям отличается от равномерного распределения. Представим все выполненные действия в виде алгоритма АЛГОРИТМ 14 Расчет абсолютной величины разности d между эмпирическим и равномерным распределениями 1.Занести в таблицу наименования разрядов и соответствующие им 2. Подсчитать относительные эмпирические частоты (частости) для f *эмп= f эмп/ n где f эмп - эмпирическая частота по данному разряду; п - общее количество наблюдений. Занести результаты во второй столбец. 3. Подсчитать накопленные эмпирические частости Σ f *j по формуле: где Σ f *j=Σ f *j-1+ f *j - частость, накопленная на предыдущих разрядах; j - порядковый номер разряда; f*j- эмпирическая частость данного /-го разряда. Занести результаты в третий столбец таблицы. 4. Подсчитать накопленные теоретические частости для каждого раз Σ f *т j=Σ f *Т j-1+ f *т j где Σ f *т j-1 - теоретическая частость, накопленная на предыдущих разрядах; j - порядковый номер разряда; f *т j - теоретическая частость данного разряда. Занести результаты в третий столбец таблицы. 5. Вычислить разности между эмпирическими и теоретическими нако 6. Записать в пятый столбец абсолютные величины полученных раз
7. Определить по пятому столбцу наибольшую абсолютную величину 8. По Табл. X Приложения 1 определить или рассчитать критические Если dmax равно критическому значению d или превышает его, различия между распределениями достоверны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|