Воздухозаборное устройство
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Система защиты от оружия массового поражения предназначена для защиты экипажа, а также узлов и агрегатов, расположенных внутри машины, от ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва Она также защищает экипаж от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Защита от ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва обеспечивается броней и герметизацией машины, а также установкой внутри и снаружи машины специального материала. Защита экипажа от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается герметизацией боевого отделения и отделения управления и созданием в них избыточного давления (подпора) очищенного воздуха. Одновременно система осуществляет световую и звуковую сигнализацию, контроль уровня радиации и избыточного давления внутри машины, а также контроль наличия отравляющих веществ (0В) вне машины Система защиты состоит из следующих основных частей: прибора радиационной и химической разведки (ПРХР); аппаратуры ЗЭЦ11-3 управления исполнительными механизмами; фильтровентиляционной установки (ФВУ); исполнительных механизмов герметизации; подпоромера.
1.1. ПРИБОР РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ (ПРХР)
Прибор радиационной и химической разведки обеспечивает: при наличии мощного потока гамма-излучения при ядерном взрыве выдачу команды на исполнительные механизмы средств защиты со световой и звуковой сигнализацией (команда А); при воздействии гамма-излучения радиоактивно зараженной местности выдачу команды на исполнительные механизмы со световой и звуковой сигнализацией (команда Р);
измерение уровня радиации внутри машины;
Рис. 1. Комплект прибора радиационной и химической разведки (ПРХР): 1 — измерительный пульт Б-1; 2— датчик Б 2. 3 — блок питания Б 3. 4 — воздухозаборное устройство с циклоном; 5 — трубки обогрева; 6 — резиновая трубка
при появлении в воздухе вне машины паров отравляющих веществ (0В) выдачу команды на исполнительные механизмы со световой и звуковой сигнализацией (команда О). Комплект ПРХР состоит из следующих приборов и узлов (рис. 1): измерительного пульта 1 (блок Б-1); датчика 2 (блок Б-2); блока питания 3 (блок Б-3); воздухозаборного устройства (ВЗУ) с циклоном (Ц); двух трубок 5. Все блоки соединены между собой кабельными узлами, датчик (Б-2) и циклон (Ц) — трубками. Циклон сообщен с атмосферой через броневую защитную крышку воздухозаборного устройства. Весь комплект ПРХР расположен в отделении управления справа от сиденья механика-водителя, блоки Б-1, Б-2 и Б-3—в нише правого переднего топливного бака, а циклон в воздухозаборном устройстве—на крыше корпуса справа от люка механика-водителя. К прибору придается ЗИП, который размещен в ЭК машины. Принцип действия ПРХР
ПРХР имеет радиационную часть и газоанализатор. Радиационная часть прибора обеспечивает обнаружение потока гамма-излучения, измерение его мощности, выработку команд на исполнительные механизмы системы защиты и сигнализацию. Обнаружение мощного потока гамма-излучения при ядерном взрыве осуществляется детектором — ионизационной камерой, в которой под действием гамма-излучения возникает ионизационный ток. Этот ток усиливается в усилительном устройстве до величины, необходимой для срабатывания соответствующего реле, которое включает цепи выдачи команд А на исполнительные механизмы и сигнализацию. Обнаружение радиации от радиоактивно зараженной местности производится детектором — газоразрядным счетчиком, в котором под действием слабого гамма-излучения возникает ионизационный ток. Этот ток также усиливается, срабатывает соответствующее реле, которое включает цепи выдачи команды Р на исполнительные механизмы и сигнализацию.
Мощность дозы гамма-излучения измеряется рентгенметром, детектором (датчиком) которого служат четыре газоразрядных счетчика. По интенсивности ионизации, т. е. по величине ионизационного тока детекторов, измеряется мощность дозы радиоактивного излучения по шкалам указателя микроамперметра: по верхней шкале — до 5 Р/ч; по нижней шкале—до 150 Р/ч. Газосигнализатор ПРХР обеспечивает обнаружение ОВ (при непрерывной прокачке через него окружающего воздуха) и выдачу команды на исполнительные механизмы и сигнализацию. Анализируемый воздух проходит через две ионизационные камеры, расположенные в датчике ПРХР, и ионизируется в них двумя источниками альфа излучения. Через камеры проходит ионизационный ток, величина которого изменяется с появлением в воздухе ОВ. Это вызывает срабатывание электрического устройства и усиление его сигнала до необходимой величины для работы реле, которое включает цепи выдачи команды О на исполнительные механизмы и сигнализацию. Для стабильной работы газосигнализатора воздух подогревается и подается туда микро нагнетателем. Расход воздуха измеряется входным ротаметром. Измерительный пульт Б-1
Измерительный пульт Б-1 (рис. 2) является радиационной и сигнальной частью ПРХР. На его передней панели расположены следующие органы управления и сигнализации: указатель микроамперметра 14, имеющий две шкалы (5 и 150 Р/ч) и цветной сектор настройки по команде О; переключатель 10 рода работ, имеющий положения ВЫКЛ., УСТ. НУЛЯ — КОНТРОЛЬ О (настройка и проверка по О), КОНТРОЛЬ Р 5 Р/ч (для проверки по команде Р и измерения радиации до 5 Р/ч), КОНТРОЛЬ А 150 Р/ч (для проверки по команде А и измерения радиации от 5 до 150 Р/ч); переключатель 8 КОМАНДЫ, имеющий положения ВЫКЛ. (выключено), РА (включает команды на исполнительные механизмы по командам Р и А), ОРА (включает команды на исполнительные механизмы по командам О, Р и А); тумблер 12—включение и контроль исправности обогрева;
кнопка 7, закрываемая заглушкой, для проверки работоспособности ПРХР по командам О, Р и А и обогрева; ручка 11 потенциометра УСТ. НУЛЯ, служащая для настройки прибора по команде О; лампа 3 ОБОГРЕВ, сигнализирующая об исправности системы обогрева; лампы 2, 4, 6. О, Р и А, сигнализирующие по командам О, Р и А соответственно; лампа 5 команды ОТКЛ., горящая полным накалом при включении прибора и вполнакала при включении команд; держатели 9 предохранителей на 5 А и 4 А; патрон 1 лампы подсвета шкалы рентгенметра; табличка 13 с указаниями по настройке и проверке прибора. Датчик Б-2
Датчик Б-2 является газосигнализатором и состоит из трех отсеков: отсека 3 (рис. 3) фильтра, электрометрического отсека 14 и отсека 13 микронагнетателя, закрытых крышками. На лицевой стороне датчика расположено окно в крышке отсека фильтра для наблюдения за показаниями счетчика кадров противодымного фильтра ПДФ; счетчик указывает количество Рис. 2. Измерительный пульт Б-1; 1—патрон; 2, 4 и 6 — сигнальные лампы О, Р, А; 3 — сигнальная лампа ОБОГРЕВ, 5 — сигнальная лампа КОМАНДЫ — ОТКЛ.; 7— кнопка ОРА, КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА с заглушкой; 8—переключатель КОМАНДЫ; 9 — предохранители на 4А и 5А; 10 — переключатель РОД РАБОТЫ; 11 — ручка установки нуля; 12 — тумблер ОБОГРЕВ ВКЛ —КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА; 13 — табличка; 14—микроамперметр неиспользованных кадров ПДФ (лента фильтра имеет 40 кадров). Внутри электрометрического отсека расположен фильтр с фильтрующими элементами из поропласта и специальной ткани для очистки от пыли воздуха, забираемого из обитаемого отделения машины. Он закрыт крышкой, фиксируемой пружинной защелкой. Фильтр соединяется с микронагнетателем трубкой 12. Сверху на корпусе фильтра смонтирован регулятор 9 расхода воздуха. Под ручкой регулятора на крышке фильтра имеется стрелка, обозначенная буквами М (меньше) и Б (больше). При вращении ручки регулятора в сторону Б расход прокачиваемого воздуха увеличивается, при вращении в сторону М — уменьшается. На боковой стенке датчика со стороны отсека фильтра расположены:
входной ротаметр 6 для определения расхода прокачиваемого через ионизационные камеры воздуха; при увеличении расхода воздуха поплавок ротаметра поднимается, при уменьшении — опускается; входной штуцер 8, к которому подсоединяется входная трубка (трубка обогрева); ручка 4 крана, имеющая два положения: вертикальное РАБОТА при котором воздух поступает в датчик через входной штуцер, и горизонтальное—УСТ. НУЛЯ, при котором воздух в датчик поступает через патрон с силикагелем; ручка 7 лентопротяжного механизма, поворотом которой вниз до упора обеспечиваются смена кадров ПДФ и перемещения шкалы 5 счетчика кадров; для перевода кадров ПДФ необходимо нажатием защелки освободить ручку; патрон 2 с силикагелем, предназначенный для фильтрации воздуха при настройке датчика, т. е. для установки стрелки указателя рентгенметра на середину цветного сектора (на риску условного химического нуля); входное отверстие патрона закрывается заглушкой 1. Сверху на корпусе датчика расположены входной 8 и выходной 11штуцера воздушного канала и крышка, под которой размещены радиоактивные источники. Блок питания
Блок питания 3 (рис. 1) предназначен для преобразования напряжения бортовой сети в напряжения других величин, необходимых для питания ПРХР. Воздухозаборное устройство
Воздухозаборное устройство (ВЗУ) обеспечивает: забор воздуха из окружающей атмосферы; защиту датчика ПРХР от попадания в его воздушные каналы воды при уровне воды над ВЗУ 350 мм (при работающем ПРХР); очистку воздуха от пыли и выброс ее наружу; подогрев воздуха до необходимой температуры перед подачей его в датчик; выброс воздуха после анализа (после прохождения его через датчик) в окружающую атмосферу.
Рис. 3. Датчик Б-2: 1 — заглушка, 2 — патрон с силикагелем. 3 — отсек фильтра ПДФ 4 — ручка УСТ НУЛЯ — РАБОТА. 5 — шкала счетчика кадров ПДФ; 6 — входной ротаметр, 7— ручка перевода кадров ПДФ; 8 — входной штуцер; 9 — регулятор расхода воздуха; 10 — крышка фильтра; 11 — выходной штуцер; 12 — резиновая трубка; 13— отсек микронагнетателя.; 14 — электрометрический отсек
Воздухозаборное устройство состоит из циклона, установленного в специальном стакане, броневой крышки и щитка. Циклон представляет собой цилиндр с отверстиями для забора и выброса воздуха и штуцерами для подсоединения входной и выходной трубок от датчика ПРХР. Внутри циклона имеется система каналов, обеспечивающая центробежную очистку воздуха и выброс пыли, а также нагревательный элемент для обогрева воздуха.
1.2. АППАРАТУРА ЗЭЦ11-3
Аппаратура ЗЭЦ11-3 обеспечивает срабатывание исполнительных механизмов системы защиты от оружия массового поражения при поступлении сигналов А, Р, О от ПРХР и кнопок ручного дублирования этих команд. Кроме того, аппаратура ЗЭЦ11-3 выдает команды на тушение пожара в машине при поступлении сигнала о пожаре. С помощью аппаратуры также обеспечивается управление нагнетателем. В состав аппаратуры ЗЭЦ11-3 входят: блок автоматики (Б11-5-2С1); пульт управления и сигнализации (П11-5); коробка управления вентиляцией (КУВ-11-6-1С); термодатчики (ТД-1) — 14 шт.; коробка с комплектом ЗИП № 1, придаваемая в индивидуальный ЗИП машины. Блоки аппаратуры ЗЭЦ11-3 соединены кабельными узлами с ПРХР и механизмами герметизации машины. Блок Б11-5-2С1 размещен в нише правого переднего топливного бака вместе с ПРХР. В блоке Б11-5-2С1 размещены элементы автоматики, которые выдают команды управления исполнительными механизмами по сигналам от ПРХР, термодатчиков и органов ручного дублирования сигнала ПОЖАР и команд ОРБ. На корпусе блока Б11-5-2С1 установлен разъем Ш5 для подключения контрольного прибора ПК11-1 или ПК11-2. Пульт управления и сигнализации П11-5 (рис. 5) размещен на правом переднем топливном баке и предназначен для контроля исправности системы защиты, сигнализации и ручного дублирования сигналов ППО и ОРБ. На лицевой панели пульта расположены все органы управления сигнализации и контроля: под откидной пломбируемой крышкой на лицевой панели—кнопки ручного дублирования пожара в боевом и силовом отделениях (ПО и 3О) и команд ОРБ (надписи на крышке); кнопки ПРОВЕРКА и СБРОС и выключатель ОПВТ— ППО защищены от случайных включений накладкой (надписи на лицевой стороне накладки); лампы 1Б, 2Б, 3Б (надписи на корпусе пульта сверху ламп), сигнализирующие об исправности электрических цепей пиропатронов баллонов ППО; лампы ПО и 3О (надписи на корпусе пульта сверху ламп), сигнализирующие о пожаре в боевом или силовом отделениях машины; лампа Ф (надписи на корпусе пульта сверху лампы), сигнализирующая о переводе клапана ФВУ в положение, обеспечивающее поступление воздуха через фильтр-поглотитель;
Рис. 5. Пульт управления и сигнализации П11-5: 1—защитная крышка; 2. 3 и 4— сигнальные лампы I, 2, 3 баллонов ППО; 5— переключатель рода работы ППО-ОПВТ; 6 -защитная крышка. 7 - кнопка СБРОС; 8 — кнопка ПРОВЕРКА; 9 — сигнальная лампа Ф; 10 - предохранитель на 2 А; 11 — сигнальная лампа 3О; 12 — сигнальная лампа ОПВТ; 13 - предохранитель на 10 А; 14 — сигнальная лампа ПО; 15. 16 и П - кнопки ручного дублирования ОРВ, 3О, ПО
лампа ОПВТ (надпись на корпусе пульта снизу лампы), сигнализирующая о переводе аппаратуры ЗЭЦ11-3 в режим, исключающий срабатывание баллонов ППО и включение нагнетателя ФВУ; предохранители ПР-10А и ПР-2А (надписи на корпусе пульта снизу предохранителей). Коробка управления вентиляцией (КУВ11-6-1С) предназначена для управления нагнетателем. Она размещена на наклонном лобовом листе корпуса машины за наружным стаканом закрывающего механизма крышки люка механика-водителя.
1.3. ФИЛЬТРОВЕНТНЛЯЦИОННАЯ УСТАНОВКА
Фильтровентиляционная установка обеспечивает; подачу очищенного воздуха в боевое отделение и отделение управления машины и создание в них избыточного давления (подпора); вентиляцию указанных отделений и снижение их загазованности при стрельбе из пушки и пулемета. Фильтровентиляционная установка расположена у перегородки трансмиссионного отделения с правой стороны над подогревателем и состоит из нагнетателя, клапанов, пневматического бустера и дублирующего ручного привода управления клапанами нагнетателя, соединительного патрубка, патрубка с клапаном ФВУ и механизмом его управления, фильтра-поглотителя. Нагнетатель представляет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой воздуха от пыли. Он состоит из электродвигателя, на валу которого закреплены ротор и направляющий аппарат, корпуса и крышки. В крышке имеются патрубки забора воздуха и выброса пыли. На отверстия этих патрубков, выходящих на крышу корпуса машины, установлены клапаны забора воздуха и выброса пыли. Над клапанами установлена броневая защита. При включении нагнетателя клапаны автоматически открываются бустером, при отключении — закрываются усилием пружин. Бустер служит для автоматического открытия клапанов нагнетателя при его включении и закрытия их— при выключении. Он состоит из корпуса, штока, электромагнита со стопором и блок-контактами, микропереключателя, пробки с гайкой и оси, на которой шарнирно установлен бустер и по которой подводится из воздушной системы сжатый воздух к бустеру. Управление работой нагнетателя производится кнопками ПУСК—НАГНЕТАТЕЛЬ—СТОП, расположенными на левом распределительном щитке башни, и автоматически — по командам А, О, Р и ПОЖАР от системы ЗЭЦ11-3, а также ручным аварийным приводом. Ручной аварийный привод предназначен только для аварийного пуска нагнетателя с одновременным открыванием его клапанов. Привод состоит из троса), скобы, кронштейна и рукоятки с кольцом. Фильтр-поглотитель ФПТ-100М предназначен для очистки подаваемого нагнетателем воздуха от отравляющих веществ, бактериальных средств и окончательной очистки воздуха от пыли, которая может быть радиоактивной. Он размещен под нагнетателем на стеллаже и крепится лентами к стеллажу и борту корпуса через амортизаторы, фильтр подсоединяется к патрубку через фланец. ФВУ имеет два режима работы:
режим обычной вентиляции, при котором воздух нагнетателем подается в боевое отделение, минуя фильтр-поглотитель; режим фильтровентиляции, при котором воздух нагнетателем подается в боевое отделение через фильтр-поглотитель. Включение и выключение нагнетателя с одновременным открыванием и закрыванием его клапанов осуществляются от кнопок НАГНЕТАТЕЛЬ—ПУСК и НАГНЕТАТЕЛЬ-СТОП на левом распределительном щитке башни или автоматически аппаратурой ЗЭЦ11-3.
1.4. ПОДПОРОМЕР
Подпоромер служит для замера избыточного давления (подпора) в боевом отделении машины. Он установлен на крыше слева сзади сиденья командира я представляет собой стеклянную трубку с шариком. Трубка помещена в корпусе. установленном на втулке. При снятом колпачке Подпоромер соединяется с атмосферой. При обычной эксплуатации трубка закрыта колпачком. Если избыточное давление в боевом отделении достигло 35 мм вод. ст., шарик подпоромера поднимается в трубке в верхнее положение.
1.5. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
Исполнительные механизмы системы защиты обеспечивают автоматическое закрывание отверстий в машине, которые в процессе эксплуатации могут быть открыты. К ним относятся: механизм закрывания выходных жалюзи системы охлаждения двигателя; механизм переключения клапана ФВУ; бустер привода управления клапанами нагнетателя; механизм остановки двигателя.
1.6. РАБОТА СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
При ядерном взрыве под влиянием гамма-излучения, воздействующего на ПРХР, по сигналу (команде) этого прибора машина останавливается (если она двигалась) и герметизируется, включается фильтр-поглотитель и через 30—50 с после выдачи команды А включается нагнетатель, который создает в отделении управления и боевом отделении машины избыточное давление очищенного воздуха. Для обеспечения этого ПРХР выдает в аппаратуру. ЗЭЦ11-3 сигнал А, по которому происходит одновременно: срабатывание механизма остановки двигателя — прекращается подача топлива в двигатель и он останавливается; остановка нагнетателя и закрытие клапанов нагнетателя; срабатывание исполнительного механизма герметизации выходных жалюзи; переключение клапана ФВУ в положение работы ФВУ через фильтр-поглотитель; загорание на измерительном пульте ПРХР полным накалом лампы А; загорание лампы Ф на пульте П11-5 аппаратуры ЗЭЦ11-3; выдается прерывистая звуковая сигнализация всем членам экипажа через ТПУ; через 30—50 с после ядерного взрыва снимается команда с механизма остановки двигателя и автоматически включается нагнетатель с открытием его клапанов. При низком уровне гамма-излучения от зараженной радиоактивными веществами местности по сигналу, выработанному аппаратурой ПРХР, герметизируется боевое отделение машины. Включается нагнетатель, и клапан ФВУ переводится в положение, при котором воздух из нагнетателя проходит через фильтр-поглотитель. Создается избыточное давление (подпор) очищенного воздуха. При этом машина продолжает двигаться. Для обеспечения этого ПРХР выдает команду Р в аппаратуру ЗЭЦ11-3. При этом происходит одновременно: перевод клапана на патрубке ФВУ в положение, при котором воздух из нагнетателя проходит через фильтр-поглотитель; пуск нагнетателя с открытием его клапанов; загорание па измерительном пульте ПРХР полным накалом лампы Р и выдача прерывистой сигнализации всем членам экипажа по ТПУ; загорание сигнальной лампы Ф на пульте П11-5 аппаратуры ЗЭЦ11-3. В случае необходимости измерения радиации переключатель УСТ. ПУЛЯ—КОНТРОЛЬ на измерительном пульте ПРХР установить в положение 5 Р/ч или 150 Р/ч. При появлении в воздухе отравляющих веществ ПРХР выдает на аппаратуру ЗЭЦ11-3 команду О. При этом происходит срабатывание тех же исполнительных механизмов, что и по команде Р, только вместо лампы Р на измерительном пульте ПРХР загорается полным накалом лампа О.
1.7. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
Меры безопасности
При работе и обслуживании системы защиты необходимо соблюдать следующие меры безопасности: после прохождения зараженной зоны взводить механизм управления 'положением клапана ФВУ, т. е. отключать фильтр-поглотитель только после специальной обработки внутренних полостей ФВУ; заменять фильтр можно только в противогазе, резиновом фартуке и резиновых перчатках; дегазацию, дезактивацию наружных поверхностей машины производить только при выключенном нагнетателе, при этом на штуцерах броневой защиты крышки ВЗУ ПРХР должны быть установлены резиновые колпачки; после пребывания машины в зоне заражения ОВ необходимо: перед заменой ПДФ, очисткой нагревателя ПДФ и трубки обогрева от пыли в течение 2 ч прокачивать через датчик чистый воздух; при замене ПДФ использованный фильтр удалять из машины с помощью пинцета и уничтожать сжиганием; после выполнения всех работ с датчиком руки вымыть водой с мылом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|