Основные школы менеджмента
Стр 1 из 10Следующая ⇒ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Менеджмент туристкой индустрии Тема1. Эволюция концепций менеджмента. Школы управления и подходы к менеджменту
Эволюция менеджмента туризма Прежде чем управление выделилось в состоятельную область знаний, вид профессиональной деятельности человечество постепенно по крупицам накапливало опыт в этой сфере. Первые организованные путешествия, зарегистрированные в Египте, Греции и Риме, как правило, совершались не по собственной воле и не доставляли удовольствия. Главными их мотивами были коммерция, открытие новых земель, завоевания, религиозные миссии и т.п. Часто это были очень сложные, связанные с риском для жизни перемещения больших групп людей. Организация таких путешествий и походов требовала определенной подготовки, знаний и навыков, в том числе умения предвидеть, планировать, вдохновлять (мотивировать), направлять и координировать деятельность людей, т.е. всего того, что мы сегодня называем управлением. Уже тогда в обществе ценились такие человеческие качества как инициативность, ответственность, способность к риску. Появление менеджмента (в том числе и менеджмента туризма) как самостоятельного вида профессиональной деятельности следует отнести к концу XIX столетия. Объективной предпосылкой его появления стала промышленная революция в Англии, способствовавшая росту городского населения, развитию транспортных средств, появлению класса богатых людей, что явилось толчком в формировании рынка путешествий. Постепенно возрастающие потребности в отдыхе и развлечениях обусловили появление агентов транспортных компаний, а позднее - агентов-менеджеров по путешествиям. Первым менеджером в области туризма считают английского предпринимателя Томаса Кука, в 1841 г. организовавшего перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. Позднее, в 1847 г., он создал туристское общество, которое продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределы.
Рыночная ситуация, сложившаяся в США и странах Западной Европы в первой половине XX столетия и ставшая еще одним толчком в формировании рынка путешествий, потребовала профессиональной подготовки специалистов-менеджеров. Функции агентов транспортных компаний и менеджеров по путешествиям взяли на себя различные туристские бюро, ассоциации, агентства, компании и фирмы, оказывающие самые разнообразные услуги. В туристской индустрии появилось множество мелких предприятий (агентства, семейные мотели, придорожные рестораны и т.п.), функционирующих независимо друг от друга, без какого-либо централизованного управления, однако нуждающихся в эффективном менеджменте. В XXI столетии туризм принимает глобальные размеры и становится мировой индустрией номер один. Точкой отсчета возникновения организованного туризма в России считают 1777 г., когда в Москве появился «План предприемлемого путешествия в чужие края» Вениамина Генша. В соответствии с этим планом каждый из путешественников должен был вручить организатору туристского мероприятия гонорар, установленный по контракту. Развитию путешествий и экскурсий в значительной степени способствовали Русское географическое общество (1845 г.) и Российское общество туристов (1895 г.), которые, по сути, явились первыми организаторами туризма на территории России. В послереволюционные годы в СССР управление туризмом было поручено профсоюзу, ВЛКСМ и Наркомпросу. В 1929 г. было создано Всесоюзное общество «Интурист». В послевоенные годы создаются Бюро международного туризма «Спутник» (1950 г.) и система Советов по туризму, руководство которой осуществлялось Центральным Советом ВЦСПС по туризму. В международном масштабе туристскую деятельность координирует Всемирная туристская организация (ВТО), созданная в 1968 г.
Развал СССР в 1991 г. привел к распаду единой централизованной системы управления туризмом. В независимых республиках начали создаваться свои органы управления и туристские организации различных форм собственности. В Беларуси в этот период происходят преобразования в системах «Интурист», «Спутник», «Беларустурист», появляются первые частные турфирмы, акционерные общества и совместные предприятия. Управление туризмом поручается Государственному комитету по внешним экономическим связям. Позднее создаются Министерство спорта и туризма (1996 г.) и Национальное агентство по туризму (2002 г.). Параллельно с государственными органами управления образовываются общественные формирования – Белорусская федерация туризма и Белорусский союз туристских организаций. Можно сказать, что в 2000 г. в Беларуси система управления туризмом уже была сформирована, создана законодательная база и с помощью административных и экономических рычагов осуществлялось государственное регулирование туристской деятельности.
Основные школы менеджмента Развитие менеджмента туризма было тесно связано с развитием науки управления и исследованиями, проводимыми в этом направлении. В первой половине ХХ столетия были разработаны и позднее получили развитие новые подходы к управлению, которые фактически отражают эволюцию менеджмента как науки. В этот период получили развитие четыре четко различимые школы управления: школа научного управления; административная (классическая) школа; школа человеческих отношений; количественная школа. Школа научного управления наиболее тесно связана с именами Ф. Тейлора, Г. Ганта, супругов Л. и Ф. Гилберт, Г. Эмерсона, Г. Форда. Создатели школы и их последователи полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Основоположником научного управления считают американского инженера Ф. Тейлора. Главное внимание он уделял повышению производительности труда с помощью отбора способных рабочих, рациональной организации их труда, установления научно-обоснованных норм и методов выполнения работы, надзора за рабочими, дифференцированной заработной платы. Все это, по мнению Тейлора, обеспечивало процветание предпринимателя и развитие фирмы, повышало благосостояние каждого работника. Тейлор считал, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности и с помощью соответствующей системы оплаты можно добиться максимальной производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон, сформулировавший 12 принципов производительности труда: отчетливо поставленные цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; регулирование производства (диспетчирование); нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; письменные стандартные инструкции; вознаграждение за производительность. Заслуга Тейлора и его последователей состояла в том, что они создали первую научную школу менеджмента и добились признания его в качестве самостоятельного вида деятельности. Вместе с тем, они несколько упрощенно представляли мотивы человеческого поведения и недооценивали роль человеческого фактора. Административная (классическая) школа (А. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер, Д. Муни). Одним из наиболее ярких представителей административной или классической школы управления является французский инженер, менеджер – практик А. Файоль, считающийся по праву «отцом научного менеджмента». Объектом интересов Файоля стали организация в целом и процессы управления. Менеджмент он рассматривал как набор последовательных операций (функций). Все функции управления он разделил на общие, относящиеся к любой сфере деятельности (планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль) и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием (техническая, коммерческая, финансовая, бухгалтерская, защитная, административная). Главное внимание Файоль уделял административным операциям и прежде всего управлению персоналом.
Файоль считал, что повысить эффективность деятельности предприятия можно за счет совершенствования процесса управления. Он сформулировал 14 принципов (правил) управления, которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности: разделение труда, властные полномочия, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Предложенные Файолем принципы управления производством не потеряли актуальность и сейчас. Школа человеческих отношений (Э. Мейо, М. Фоллет, Ф. Ротлисберг, А. Маслоу, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор). Основной отличительной характеристикой этой школы является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на регулирование производственных отношений между людьми. Представители этой школы пришли к пониманию того, что люди – это не только «производственный фактор», а члены «социальной системы предприятия», нормальное существование которых требует удовлетворения не только физиологических (пища, одежда и др.), но и социальных (общение, признание, самовыражение и др.) потребностей. Важную роль в создании школы человеческих отношений сыграли Хотторнские эксперименты (1927 – 1939 г.г.), проводившиеся под руководством Э. Мейо. Эти эксперименты показали важность человеческого фактора, неформальных связей, возникающих на производстве, выявили необходимость изучения и учета мотивов деятельности человека в процессе труда. Главным выводом из проведенного исследования было доказательство того, что производительность труда можно существенно увеличить, создав на предприятии благоприятный социально-психологический климат. Количественная школа. Становление этой школы связано прежде всего с развитием математики, статистики, инженерных наук. Новое направление отличалось от предшествующих широким применением в управлении количественных методов, известных под общим названием исследование операций. Внедрение в сферу управленческой деятельности компьютеров позволило обеспечить менеджеров необходимыми им данными, что сделало более точным и эффективным процесс принятия управленческих решений. Математические методы и прежде всего прогнозирование, моделирование, линейное и нелинейное программирование, теория массового обслуживания, построение графиков производства, анализ безубыточности широко используются для решения задач в процессе производства различных товаров и услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|