Методы разрешения конфликтов
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Конфликт в турфирме может принимать различные формы. Но какова бы ни была природа конфликта, менеджер должен уметь анализировать его, понимать и управлять им. При этом его действия осуществляются в следующей последовательности: · изучение причин (источников) конфликта; · ограничение числа участников конфликта; · анализ конфликта; · выбор средств и методов разрешения конфликта; · работа по разрешению конфликта; · анализ последствий конфликта; · принятие мер по ликвидации (ограничению) негативных последствий конфликта. Для управления конфликтами используются две группы методов: структурные и межличностные. Структурные методы направлены главным образом на предупреждение конфликтов и представляют собой совокупность мер организационного и разъяснительного характера. Включают четыре основных варианта: · разъяснение требований к работе; · координационные и интеграционные механизмы (установление иерархии полномочий, создание специальных, интеграционных служб и др.); · общеорганизационные комплексные цели (установление для всей организации четко сформулированных комплексных целей); · создание эффективной системы вознаграждений, исключающей столкновение интересов различных подразделений и работников, стимулирующей снижение конфликтности. Межличностные методы. При попадании в конфликтную ситуацию менеджеру для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения. Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях: уклонение (уход от конфликта), сглаживание (приспособление), конкуренция, компромисс, сотрудничество. Уклонение (уход от конфликта) используется, когда обе стороны мало заинтересованы в разрешении конфликта и пытаются сохранить видимость хороших отношений.
Сглаживание (приспособление). Такая тактика используется, когда одна из сторон (как правило, с более высоким рангом) к исходу конфликта безразлична, предоставив другой стороне получить то, что для нее важнее, а самой – оставаясь без выигрыша, по крайней мере, не проиграть. Конкуренция – принуждение партнера к принятию своей точки зрения. Используется в случае, когда ранг у одного из оппонентов оказывается более высоким. Применение такой силовой стратегии часто сопровождается запугиванием, шантажом, дезинформацией и проч. Поскольку обычно проигравшая сторона с поражением не смиряется, конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой. Компромисс, т.е. тактика примирения, соглашения, в рамках которого выгоды и потери делятся примерно поровну. Поскольку при этом обе стороны оказываются не в проигрыше, она считается целесообразной и широко используется на практике. Однако оптимального решения при этом принять, как правило, не удается и сама проблема сохраняется. Решение конфликта через сотрудничество нацеливает стороны на прекращение противоборства, совместный поиск и устранение его причин. Такая стратегия выгодна всем, она превращает оппонентов в партнеров, а следовательно, улучшает ситуацию в коллективе. В своей практической деятельности для разрешения конфликтных ситуаций руководители часто прибегают к другим мерам административного и педагогического характера (табл. 12.1). Эффективным способом улаживания организационных конфликтов являются также переговоры. Таблица 12.1 Средства и способы разрешения конфликтов
Природа и причины стресса Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. У работников туристской отрасли часто встречаются ситуации, вызывающие стресс (например, нехватка времени, конфликты с партнерами или клиентами и т.п.). Появляется нервозность, раздражительность, обеспокоенность. Вместе с тем, незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Опасен сильный стресс, характеризующийся чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Типичными симптомами стресса являются: · усталость и пониженный тонус; · неспособность сосредоточиться; · низкая сопротивляемость болезням; · нервозность и раздражительность; · эмоциональная неустойчивость; · впечатлительность и легкая ранимость; · проблемы со сном; · хроническое беспокойство и др. Выделяют две группы факторов стресса (стрессоров): организационные и личностные (табл. 12.2). Таблица 12.2 Основные факторы стресса
Управление стрессами По оценкам специалистов стресс становится причиной 70 процентов всех заболеваний, что ведет к значительным прямым и косвенным финансовым потерям. В связи с этим профилактика стрессов становится обязанностью и руководителей и каждого работника. Менеджеры должны принимать меры к устранению или уменьшению источников стресса, научиться смягчать негативные состояния персонала. В этих целях необходимо:
· четко формулировать цели и конкретные задачи подчиненных; · знать реальные способности каждого работника и выбирать для него соответствующий объем и тип работы; · точно определять полномочия работников, меру их ответственности и систему оценки их труда; · по необходимости менять стиль руководства; · развивать способности работников, чаще делегировать им полномочия, обеспечивать доступ к необходимой информации; · стараться сделать работу для подчиненных более интересной, практиковать переброску на другие операции; · вовлекать подчиненных в происходящие изменения, постоянно информировать их о нововведениях и результатах деятельности; · создавать стимулирующую обстановку, за эффективную работу предусматривать хорошее вознаграждение; · планировать карьеру подчиненных; · сложные вопросы трудовой деятельности обсуждать с подчиненными; · создавать хорошие условия для труда и отдыха работающих; · поощрять стремление сотрудников к здоровому образу жизни; · оказывать помощь работникам в решении их вопросов за пределами служебной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|