Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы принятия управленческих решений




Все методы принятия решений можно разделить на две группы: формализованные (математические) и неформализованные (эвристические).[2]

Формализованные (математические) методы, основанные на получении количественных результатов вычислений, используются в основном при разрешении хорошо структурированных проблем для оценки вариантов решений, выбора и обоснования оптимального варианта. Данные методы базируются на научном подходе и предполагают выбор оптимальных решений путем сбора и обработки значительных массивов информации. Формализованные методы включают:

· экономико-математические модели и методы;

· системный анализ;

· экспертные оценки и суждения.

В совокупности различные математические методы, объединенные общей задачей обоснования наилучших решений, получили название методов исследования операций. Разделяются на четыре основные группы: аналитические, статистические, математического программирования, теоретико-игровые.

Неформализованные (эвристические) методы используются при разрешении сложных слабоструктурированых и неструктурированных проблем для генерирования вариантов решений, их анализа и оценки, выбора и обоснования наилучшего решения. Наиболее широкое распространение получили метод мозгового штурма, метод Дельфы, японская кольцевая система «Кингисё», метод сценариев, метод дерева решений, метод номинальной групповой техники.

 

Требования к управленческим решениям

Для того, чтобы управленческое решение было эффективным и обеспечивало достижение целей туристского предприятия оно должно отвечать определенным требованиям:

· быть простым, логичным и исполнительным;

· иметь четкую целевую направленность;

· быть всесторонне обоснованным;

· быть своевременным;

· адресоваться конкретным исполнителям;

· быть непротиворечивым и согласованным с ранее принятыми и другими принимаемыми решениями;

· быть правомочным;

· быть экономичным и эффективным.

На эффективность решения оказывают влияние также многочисленные внутренние и внешние факторы. Среди внутренних факторов можно выделить:

· согласованность управляющей и управляемой системы;

· уровень квалификации, знаний и опыта исполнителей;

· социально-психологический климат и взаимоотношения внутри организации;

· занимаемую автором решения должность, его авторитет в коллективе;

· устойчивость системы управления и ее восприимчивость к управленческим решениям;

· состояние дисциплины;

· наличие необходимых ресурсов и возможность свободного маневрирования ими.

К внешним факторам, определяющим эффективность решения, относят: законодательную, политическую и социально-экономическую среду; нормативно-правовое обеспечение управленческой деятельности; различные ограничения.

Тема 10 Власть, влияние и авторитет менеджера

 

Власть и влияние

Власть – это потенциальная или реальная возможность влиять на поведение других людей. Власть реализуется в менеджменте как совокупность полномочий, компетентности и лидерства. С помощью власти осуществляется координация деятельности людей и коллективов, распределяются и перераспределяются ресурсы и т.п.

Для того, чтобы обладать властью, руководитель должен держать под контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, в результате чего возникает его зависимость от руководителя. Это могут быть физиологические или социальные потребности, потребность в защищенности, уважении, самовыражении и т.п.

Можно выделить следующие источники власти: формальные (должностные) полномочия, обладание ресурсами, наличие информации, профессионализм, харизма личности.

По классификации Френча и Рейвена власть имеет пять основных форм.

1. Власть, основанная на принуждении. Принцип ее действия состоит в том, что персонал должен знать или верить, что руководитель может наказать его таким образом, что это помешает удовлетворить его основные потребности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Она базируется на вере (знании) персонала, что менеджер имеет возможность вознаградить или предоставить какие-то материальные блага работникам, которые позволят им удовлетворить их основные потребности.

3. Экспертная власть. Принцип ее действия основан на вере или знании персонала, что менеджер обладает такой профессиональной компетентностью и знаниями, что без подчинения ему работники не смогут на должном уровне удовлетворить свои основные потребности.

4. Эталонная власть (власть примера). Основным рычагом воздействия на персонал при данной форме власти является так называемая харизма, т.е. преклонение перед личностью руководителя и безоговорочная вера в его возможности.

5. Законная (традиционная) власть. Она основана на вере или знании персонала, что менеджер имеет право отдавать приказания, а работники обязаны им подчиняться. И только в этом случае персонал сможет удовлетворить свои основные потребности.

В своей практической деятельности руководители туристских фирм используют все формы власти и в различных сочетаниях. Преобладание той или иной конкретной формы власти определяется управленческой ситуацией, изменениями внешней среды, особенностями коллектива и др.

Сегодня правомерно говорить и о власти подчиненных над руководителями, инструментами которой являются качество выполнения работы, знания, поддержка товарищей. Руководители часто нуждаются в неформальных контактах с подчиненными, в получении от них необходимой информации. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей, но не вызывающий отрицательной реакции подчиненных. Руководителю следует сотрудничать с исполнителями, чтобы иметь возможность на них влиять, используя различные формы влияния.

Под влиянием понимается поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Выделяют две группы управленческого влияния - эмоциональное и рассудочное.

В группе эмоциональных средств основное место занимают заражение и подражание. Заражение характеризуется автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Подражание – это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц.

В группу рассудочного влияния входят внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.

Одной из форм влияния, которая может побудить исполнителей к активному сотрудничеству является привлечение сотрудников к управлению. Исследования показывают, что люди работают усерднее на ту цель, которая была сформулирована с их участием, меньше сопротивляются переменам, если участвуют в обсуждении предлагаемых изменений.

Таким образом, страх, вознаграждение, разумная вера в знания, харизма, традиция являются основой власти и влияния руководителей. Важнейшими средствами и способами влияния (воздействия) на подчиненных являются также заражение, подражание, внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ, привлечение к управлению. Важное значение для эффективности применения названных форм власти и способов влияния имеет авторитет руководителя, который применяет эти инструменты управления. Используя их, менеджер должен руководствоваться правилами делового поведения и нормами служебной этики.

 

Авторитет менеджера

Как уже отмечалось, очень важно для руководителя обладать авторитетом. По сути, он имеет реальную власть только в пределах приобретенного у подчиненных делового авторитета. В случае отсутствия авторитета, а значит и уважения все действия руководителя как бы пропускаются сквозь «фильтр недоверия» и, как правило, обесцениваются.

Авторитет означает общее признание значимости руководителя в возглавляемой им организации. Это заслуженное доверие, которым он пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе.

В отличие от власти авторитет принято толковать как ненасильственное влияние, лишенное элементов принуждения.

Авторитет является важнейшим фактором личного влияния. Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. Его решения воспринимаются подчиненными с заведомым доверием и быстрее реализуются.

Различают два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус); реальныйавторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус). Официальный (должностной) авторитет формируется в системе организационных отношений, реальный авторитет создается качествами личности руководителя и в первую очередь профессионализмом и коммуникабельностью, способностью стать лидером коллектива и влиять на подчиненных.

Авторитет трудно завоевать, но легко потерять. Он требует непрерывного поддержания и укрепления. Однако заботясь об укреплении авторитета, менеджер должен следить за тем, чтобы он не подавлял им инициативу подчиненных. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху: в результате появляется мнимый или ложный авторитет (псевдоавторитет). Выделяют следующие разновидности псевдоавторитета: авторитет расстояния, авторитет доброты, авторитет педантизма, авторитет чванства, авторитет подавления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...