Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книга премудрости Соломона




Наименование книги "Книга Премудрости Соломона" (иногда с добавлением: "сына Давидова") находится в списках 70, а также в переводах: итальянском, сирийском, арабском, славянском и русском. В Вульгате она надписывается: Liber Sapientiae - "Книга Премудрости". В греческой Библии - Solomwntoz - "Премудрость Соломона". Такое надписание указывает, прежде всего, на содержание книги, главным предметом которой является учение о Премудрости Божией, её начале, свойствах и действиях в мире.

Имя Соломона здесь находится потому, что писатель книги ведет свою речь (иногда) от лица главного представителя и первого учителя ветхозаветной библейской мудрости - царя, пророка, философа и поэта Соломона, а также потому, что предмет её учения сходен с учением книги Притчей Соломона.

Имя писателя книги неизвестно. Те сведения, которые мы можем извлечь из Книги Премудрости Соломона, помогут только определить национальность писателя. Первоначальный язык этой книги, несомненно, чисто греческий.

О личности писателя - общий вывод получается такой, что книга написана египетским иудеем, жившим в эпоху Птоломеев, в третьем или втором веке до Рождества Христова, получившим иудейское богословское образование, знавшим и греческую науку, особенно философию александрийской школы. Имя его не сохранилось. Иудейству эта книга была неизвестна. В новозаветных книгах видят следы знания её у апостола Павла, а далее у святых Климента Римского, Иринея Лионского, Ипполита, Киприана и др. Единство и целостность книги ныне признается всеми.

По содержанию и внешней форме книга разделяется на две части: в первой автор от собственного лица увещает всех людей быть добродетельными и мудрыми, так как это поведение полезно и для земной, и для загробной жизни (1-6 гл.), во второй - от лица Соломона прославляется мудрость Божественная и Её действие в мире человеческой истории, особенно в жизни еврейского народа в период исхода из Египта, казней и 40-летнего странствования (7-19 гл.).

Книга Премудрости Соломона никогда не существовала в еврейском каноне. В каноне Восточной Православной Церкви эта книга также не находилась и не находится, но входит в состав Православной Библии.

Главным предметом содержания книги Премудрости Соломона служит учение об истинной богооткровенной религии как проявлении Премудрости Божией, и об идолопоклонстве как порождении заблуждающегося ума человеческого. Задавшись мыслью обличить нелепость и гибельность язычества, выяснить истинность и спасительность богооткровенной религии иудейской, а чрез то и другое - утешить страждущих и научить их терпению и стойкости в вере и благочестии, писатель сначала изображает современное ему состояние язычников, - господствующих и угнетающих, - и иудеев, которые, будучи почитателями истинного Бога и праведными, терпят гонения от язычников (1-2). В следующих четырех главах он говорит о несомненности награды праведным страдальцам и неизбежности наказания гонителей-язычников, если не здесь на земле, то за гробом.

В обличение язычников, полагавших, что наряду с богами жизни и неба существуют боги смерти и ада, писатель Премудрости Соломона высказывает ряд догматических положений и учит, что "Бог смерти не сотворил", и случающаяся теперь гибель живых существ не радует Его, потому что при творении все было назначено к бытию, а не к уничтожению, и все живые существа носят в себе источник жизни: ада разрушения в них нет, нет и царства ада на земле (1, 13-14). Причина же смерти - нравственная, а не субстанциальная: "праведность бессмертна" и теперь (1, 15). Именно нечестивые своими делами и словами привлекают её и делаются достойными вкусить её жребий (1, 16). А между тем это противно сущности природы человеческой, потому что "Бог создал человека для нетления", сотворив его "образом собственной сущности", по которой Бог вечен и всеблажен (2, 23 ср. Быт. 1, 27). Но зависть диавола к такому высокому назначению человека ввела в мир смерть, и теперь внутренно, во существу, духовно и телесно вкушают её те, которые принадлежат к уделу диавола (1, 24 ср. Ин. 8, 44):

Праведник же, если и скончается, в покое будет и душа его в руце Божией: страдание же и смерть имеют для него лишь искусительное и искупительное значение, так что ранняя кончина его и жестокие страдания служат лишь к уверованию в истинности его будущего прославления.

В заключение, как основание истинности такого учения, писатель от лица Премудрого Соломона, согласно 1-9 главам книги Притчей, излагает учение о Премудрости Божией как Ипостасной Божественной силе и о благотворных плодах её действий среди людей и в мире вообще (7-9 гл.).

С 10-й главы начинается второй отдел, в котором то же учение о неразумии неверия и идолопоклонства и плодотворности следования мудрости Божией развивается и доказывается не теоретически и догматически, как в первом отделе, а практическим путем опыта и истории - на примерах лиц и народов. В оправдание этого опыта писатель рассматривает историю патриархов Адама, Ноя, Авраама, Иакова, которые спаслись мудростью, и нечестивых египтян и хананеев, наказанных Богом за их нечестие (10-12 гл.).

Чтобы выявить заслуженность этого наказания, писатель в следующих трех главах (13-15) говорит об идолопоклонстве, - об его происхождении и значении, и затем снова возвращается к событиям времен исхода евреев из Египта и продолжает параллель между евреями и египтянами в их исторических взаимоотношениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...