Особенности стратегии развития малого бизнеса в России
Малое предпринимательство является в настоящее время одной из ключевых движущих сил каждого региона Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что ситуация в малом предпринимательстве за пять последних лет определялась двумя основными аспектами. С одной стороны, существенно увеличилось количество малых предприятий, численность их работников, возросли объемы производства. С другой стороны, роль и место малого предпринимательства явно не достаточны, что отмечается в решениях правительства по ускорению развития этого сектора экономики. Так, в сравнении с зарубежными странами доля продукции, произведенной малыми предприятиями в нашей стране пока мала. Именно поэтому проблема обоснования стратегии развития малого предпринимательства в нашей стране представляется актуальной. Предлагаемый подход к разработке стратегии обладает существенной новизной. Главной особенностью малого предпринимательства является то, что в стране существует более полутора миллионов малых предприятий. Для каждого из этих предприятий разработать отдельную стратегию его развития не возможно. Разрабатываемая стратегия должна объединять цели и задачи развития всех малых предприятий или хотя бы их абсолютного большинства. В настоящей работе рассмотрена концепция разработки стратегии развития малого предпринимательства в Российской Федерации. При разработке стратегии необходимо рассматривать несколько вариантов развития малого предпринимательства. Стратегия развития малого предпринимательства (далее Стратегия) разработана с использованием следующих материалов: · федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ;
· статистических сборников Федеральной службы государственной статистики, выпушенных с 2006 по 2010 годы; · концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); · стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия предназначена: · для определения приоритетных направлений развития малого предпринимательства Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации; · для обеспечения согласованности действий органов государственной власти различных уровней и малых предприятий; · для подготовки предложений по разработке и корректировке законодательной и нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства; · для формирования и реализации целевых программ и проектов развития малого предпринимательства. Стратегия должна включать в себя следующие основные разделы: · оценку текущего состояния и основных системных проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации; · определение целевых показателей, характеризующих малое предпринимательство, его роль и место в экономике страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе; · определение тенденций развития пяти основных для малых предприятий видов экономической деятельности (обрабатывающие производства, строительство, торговля, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом); · комплекс федеральных и региональных мер поддержки малого предпринимательства; · оценку потребности в инвестициях для достижения предлагаемых целевых показателей;
· обоснование численности работников, формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров; · предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы, регламентирующей рассматриваемый сектор экономики; · развитие необходимой инфраструктуры и улучшение институционального климата; · ожидаемые результаты реализации Стратегии; · описание организационного обеспечения реализации Стратегии. Разработка Стратегии основывается на анализе текущего состояния малого предпринимательства, закономерностей и тенденций его развития. В таблице 1.2.1. приведены некоторые основные показатели деятельности малых предприятий.
Табл. 1.2.1. Динамика малых предприятий в России
Снижение численности работников и объема производства в 2009 году были обусловлены кризисными явлениями. При небольшом росте числа предприятий, численность их работников и объем производства существенно, соответственно на 9 и 12 процентов, возросли в 2010 году по сравнению с 2009 годом (после окончания экономического кризиса). Существенно, что малые предприятия показали свою динамичность, способность к трансформации деятельности и адекватному реагированию на изменения экономической ситуации. Уже в 2010 году потери, связанные с кризисом удалось практически полностью нивелировать. На сто тысяч человек населения в России количество малых предприятий увеличилось с 802 в 2007 году до 1133 в 2010 году. Вместе с тем, этот показатель значительно меньше, чем в странах Европейского Союза и США 4500 и 7400 соответственно. Малые предприятия в настоящее время специализируются на пяти основных видах экономической деятельности. К первому виду относятся обрабатывающие производства, включающие предприятия, производящие пищевые продукты, выпускающие текстильную и швейную продукцию, изделия из кожи, из дерева, ведущие издательскую и полиграфическую деятельность, предприятия нефтяной, химической, машиностроительной промышленности, а также другие аналогичные производства.
К такому виду экономической деятельности, как строительство относят малые предприятия, ведущие новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения. Следующим видом экономической деятельности является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В дальнейшем этот вид деятельности будет называться кратко - торговля. К малым предприятиям транспорта и связи относятся предприятия сухопутного, водного, воздушного видов транспорта, а также все виды предприятий электросвязи, почтовой и курьерской деятельности. Сфера экономической деятельности, связанная с операциями с недвижимым имуществом, включает в себя не только различные операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление сопутствующих услуг, но и аренду машин и оборудования без оператора и прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, а также ряд вспомогательных услуг. Распределение численности работников и оборота малых предприятий между рассмотренными выше основными видами экономической деятельности приведено в таблице 1.2.2. Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что среди малых предприятий преобладают предприятия специализированные на торговой деятельности.
Табл.1.2.2. Распределение малых предприятий по показателям численности работников и обороту в разрезе видов деятельности.
Важной для рассмотрения тенденций развития малого предпринимательства является оценка роли малых предприятий в отраслях народного хозяйства нашей страны. Итоги соответствующего анализа приведены в таблице 1.2.3. В ней представлена доля, приходящаяся на малые предприятия, от всех предприятий страны, по соответствующему виду экономической деятельности.
Табл. 1.2.3. Доля малых предприятий по видам деятельности
Малые предприятия в торговле, строительстве и операциях с недвижимым имуществом, как по численности работников, так и по обороту занимают значительное (около 30%) место в соответствующих видах деятельности экономики страны (табл.1.2.3). Анализ данных таблицы 1.2.3. показывает, что имеются предпосылки для увеличения объемов производства малых предприятий в таких видах деятельности, как торговля, строительство и операции с недвижимым имуществом. При этом необходимо учитывать, что возможности роста производства в этих видах экономической деятельности ограничены. В значительно большей степени можно наращивать долю малых предприятий в обрабатывающих производствах, транспорте и связи, сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, образовании, здравоохранении, коммунальных услугах. Доля малых предприятий в последних пяти отраслях (не указанных в таблице 1.2.3.) составляет в настоящее время менее пяти процентов от всех предприятий соответствующих видов деятельности. В процессе исследований были выявлены системные проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства. Основными из них являются: · слабая теоретическая проработка экономических аспектов малого предпринимательства; · недостаточный учет особенностей малого предпринимательства в действующем законодательстве, правовых и нормативных актах; · наличие административных барьеров, тормозящих вхождение малых предприятий на существующие рынки; · многочисленные проверки, особенно со стороны фискальных органов, затрудняющие работу малых предприятий; · трудности финансирования проектов организации и развития малых предприятий, высокие процентные ставки по кредитам; · имеющая место тенденция увеличения налоговых и других отчислений; · негативный образ малых предприятий и их владельцев в средствах массовой информации и восприятии граждан нашей страны; · слабая подготовка кадров, особенно работников специально подготовленных для работы в малых предприятиях; · слабое развитие инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности малых предприятий;
· низкий уровень поддержки малых предприятий и защиты их интересов, особенно в муниципальных органах управления; · отсутствие последовательной тарифной политики, особенно в сфере ЖКХ; · слабое стимулирования передовых форм малого предпринимательства и небольшой объем его финансирования; · слабая проработка вопросов институционального обеспечения деятельности малых предприятий; · низкий уровень инвестиционной привлекательности малых предприятий; · на большинстве малых предприятий производительность труда не соответствует сегодняшним реалиям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|