Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности стратегии развития малого бизнеса в России




 

Малое предпринимательство является в настоящее время одной из ключевых движущих сил каждого региона Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что ситуация в малом предпринимательстве за пять последних лет определялась двумя основными аспектами. С одной стороны, существенно увеличилось количество малых предприятий, численность их работников, возросли объемы производства. С другой стороны, роль и место малого предпринимательства явно не достаточны, что отмечается в решениях правительства по ускорению развития этого сектора экономики. Так, в сравнении с зарубежными странами доля продукции, произведенной малыми предприятиями в нашей стране пока мала.

Именно поэтому проблема обоснования стратегии развития малого предпринимательства в нашей стране представляется актуальной. Предлагаемый подход к разработке стратегии обладает существенной новизной. Главной особенностью малого предпринимательства является то, что в стране существует более полутора миллионов малых предприятий. Для каждого из этих предприятий разработать отдельную стратегию его развития не возможно. Разрабатываемая стратегия должна объединять цели и задачи развития всех малых предприятий или хотя бы их абсолютного большинства.

В настоящей работе рассмотрена концепция разработки стратегии развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

При разработке стратегии необходимо рассматривать несколько вариантов развития малого предпринимательства.

Стратегия развития малого предпринимательства (далее Стратегия) разработана с использованием следующих материалов:

·         федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ;

·         статистических сборников Федеральной службы государственной статистики, выпушенных с 2006 по 2010 годы;

·         концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

·         стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия предназначена:

·         для определения приоритетных направлений развития малого предпринимательства Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации;

·         для обеспечения согласованности действий органов государственной власти различных уровней и малых предприятий;

·         для подготовки предложений по разработке и корректировке законодательной и нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства;

·         для формирования и реализации целевых программ и проектов развития малого предпринимательства.

Стратегия должна включать в себя следующие основные разделы:

·         оценку текущего состояния и основных системных проблем развития малого предпринимательства в Российской Федерации;

·         определение целевых показателей, характеризующих малое предпринимательство, его роль и место в экономике страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

·         определение тенденций развития пяти основных для малых предприятий видов экономической деятельности (обрабатывающие производства, строительство, торговля, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом);

·         комплекс федеральных и региональных мер поддержки малого предпринимательства;

·         оценку потребности в инвестициях для достижения предлагаемых целевых показателей;

·         обоснование численности работников, формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров;

·         предложения по совершенствованию законодательной и нормативной базы, регламентирующей рассматриваемый сектор экономики;

·         развитие необходимой инфраструктуры и улучшение институционального климата;

·         ожидаемые результаты реализации Стратегии;

·         описание организационного обеспечения реализации Стратегии.

Разработка Стратегии основывается на анализе текущего состояния малого предпринимательства, закономерностей и тенденций его развития. В таблице 1.2.1. приведены некоторые основные показатели деятельности малых предприятий.


 

Табл. 1.2.1. Динамика малых предприятий в России

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Численность работников, тыс. чел 8045,2 8582,8 9239,2 10436,9 10247,5 11096,7
кол-во малых предприятий,тыс. 979,3 1032,8 1137,4 1347,7 1602,5 1621,8
объем произ-ва (оборот),млрд. руб. 9613 12099 15469 18728 16873 18925

 

Снижение численности работников и объема производства в 2009 году были обусловлены кризисными явлениями. При небольшом росте числа предприятий, численность их работников и объем производства существенно, соответственно на 9 и 12 процентов, возросли в 2010 году по сравнению с 2009 годом (после окончания экономического кризиса). Существенно, что малые предприятия показали свою динамичность, способность к трансформации деятельности и адекватному реагированию на изменения экономической ситуации. Уже в 2010 году потери, связанные с кризисом удалось практически полностью нивелировать.

На сто тысяч человек населения в России количество малых предприятий увеличилось с 802 в 2007 году до 1133 в 2010 году. Вместе с тем, этот показатель значительно меньше, чем в странах Европейского Союза и США 4500 и 7400 соответственно.

Малые предприятия в настоящее время специализируются на пяти основных видах экономической деятельности. К первому виду относятся обрабатывающие производства, включающие предприятия, производящие пищевые продукты, выпускающие текстильную и швейную продукцию, изделия из кожи, из дерева, ведущие издательскую и полиграфическую деятельность, предприятия нефтяной, химической, машиностроительной промышленности, а также другие аналогичные производства.

К такому виду экономической деятельности, как строительство относят малые предприятия, ведущие новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения.

Следующим видом экономической деятельности является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В дальнейшем этот вид деятельности будет называться кратко - торговля.

К малым предприятиям транспорта и связи относятся предприятия сухопутного, водного, воздушного видов транспорта, а также все виды предприятий электросвязи, почтовой и курьерской деятельности.

Сфера экономической деятельности, связанная с операциями с недвижимым имуществом, включает в себя не только различные операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление сопутствующих услуг, но и аренду машин и оборудования без оператора и прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, а также ряд вспомогательных услуг.

Распределение численности работников и оборота малых предприятий между рассмотренными выше основными видами экономической деятельности приведено в таблице 1.2.2. Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что среди малых предприятий преобладают предприятия специализированные на торговой деятельности.

 

Табл.1.2.2. Распределение малых предприятий по показателям численности работников и обороту в разрезе видов деятельности.

Вид деятельности Доля в численности работников малых предприятий Доля в обороте малых предприятий
Торговля 0,33 0,67
Обрабатывающие произ-ва 0,16 0,10
Строительство 0,16 0,09
Транспорт и связь 0,05 0,03
Операции с недвижимым имуществом 0,16 0,07
Прочие 0,14 0,04

 

Важной для рассмотрения тенденций развития малого предпринимательства является оценка роли малых предприятий в отраслях народного хозяйства нашей страны. Итоги соответствующего анализа приведены в таблице 1.2.3. В ней представлена доля, приходящаяся на малые предприятия, от всех предприятий страны, по соответствующему виду экономической деятельности.

 

Табл. 1.2.3. Доля малых предприятий по видам деятельности

Вид деятельности численность работников малых предприятий Оборот малых предприятий
Торговля 0,28 0,39
Обрабатывающие произ-ва 0,15 0,11
Строительство 0,30 0,43
Транспорт и связь 0,10 0,10
Операции с недвижимым имуществом 0,32 0,34

 

Малые предприятия в торговле, строительстве и операциях с недвижимым имуществом, как по численности работников, так и по обороту занимают значительное (около 30%) место в соответствующих видах деятельности экономики страны (табл.1.2.3).

Анализ данных таблицы 1.2.3. показывает, что имеются предпосылки для увеличения объемов производства малых предприятий в таких видах деятельности, как торговля, строительство и операции с недвижимым имуществом. При этом необходимо учитывать, что возможности роста производства в этих видах экономической деятельности ограничены.

В значительно большей степени можно наращивать долю малых предприятий в обрабатывающих производствах, транспорте и связи, сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, образовании, здравоохранении, коммунальных услугах. Доля малых предприятий в последних пяти отраслях (не указанных в таблице 1.2.3.) составляет в настоящее время менее пяти процентов от всех предприятий соответствующих видов деятельности.

В процессе исследований были выявлены системные проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства. Основными из них являются:

·         слабая теоретическая проработка экономических аспектов малого предпринимательства;

·         недостаточный учет особенностей малого предпринимательства в действующем законодательстве, правовых и нормативных актах;

·         наличие административных барьеров, тормозящих вхождение малых предприятий на существующие рынки;

·         многочисленные проверки, особенно со стороны фискальных органов, затрудняющие работу малых предприятий;

·         трудности финансирования проектов организации и развития малых предприятий, высокие процентные ставки по кредитам;

·         имеющая место тенденция увеличения налоговых и других отчислений;

·         негативный образ малых предприятий и их владельцев в средствах массовой информации и восприятии граждан нашей страны;

·         слабая подготовка кадров, особенно работников специально подготовленных для работы в малых предприятиях;

·         слабое развитие инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности малых предприятий;

·         низкий уровень поддержки малых предприятий и защиты их интересов, особенно в муниципальных органах управления;

·         отсутствие последовательной тарифной политики, особенно в сфере ЖКХ;

·         слабое стимулирования передовых форм малого предпринимательства и небольшой объем его финансирования;

·         слабая проработка вопросов институционального обеспечения деятельности малых предприятий;

·         низкий уровень инвестиционной привлекательности малых предприятий;

·         на большинстве малых предприятий производительность труда не соответствует сегодняшним реалиям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...