Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формальные (реквизитные) требования




Реквизитные требования не может игнорировать ни один юрист. В процессе юридической практики совершаются акты, порождающие юридические последствия, и составляются правовые документы. Порой они могут существенно изменить не только правовое положение субъекта права, но и его судьбу. Крайне важно знать, кто составил правовой документ, оформляющий какое- либо юридическое действие. В случае обнаружения юридической ошибки ее необходимо устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально.

Процедурные правила

Подготовка и принятие юридических документов должны осуществляться согласно определенной процедуре. Последствия принятия юридических актов могут быть самыми разнообразными, в том числе неблагоприятными для субъектов права. Соблюдение правил юридической техники, касающихся юридической процедуры, помогает предотвратить злоупотребления при производстве юридически значимых действий, прежде всего со стороны государственных органов и должностных лиц.

-Правила логики

Логика — это правила мышления, ход рассуждений, выработка умозаключений.

Юридическая логика — это логика, которая действует в контексте социальных условий, политики государственной власти и групп людей.

Особенности юридической логики

1. При принятии юридического решения (нормативного или индивидуального) необходимо устанавливать задачи, которые являются основными.

2. Юридическое решение всегда предполагает выбор средств, а также требует находить оптимальное соотношение между целями и средствами.

3. В основе юридического решения лежит система ценностей. Однако важно установить иерархию ценностей для того, чтобы принять правильное решение.

4. Юридические правила — это правила изменчивые, поскольку они регулируют социальную жизнь, находящуюся в динамике. Нормы права эластичны.

Факторы, влияющие на правотворческую логику: социальные условия; политика; мораль; общественное мнение; мировоззрение законодателей; их предпочтения.

Юридическая логика дает возможность:

1) выбрать главную цель в ряду тех целей, которые заслуживают внимания при упорядочении социальной жизни;

2) обеспечить точность в процессе правового регулирования;

3) выработать оптимальное юридическое решение;

4) достичь справедливости при разрешении общих правовых проблем (в процессе правотворчества) и конкретных юридических дел (в правоприменении);

5) реализовать принцип гуманизма на деле, а не только его провозгласить;

6) сделать реальными права и свободы граждан и обеспечить их защиту;

7) гарантировать недопущение ошибок в процессе принятия юридических решений.

Система логических требований (правил) в правотворчестве Характер юридической логики накладывает отпечаток на логические правила, используемые при составлении нормативных актов. Таких правил достаточно много. Некоторые логические правила имеют общий характер. Они важны при принятии всех юридических решений (нормативных и индивидуальных) и при составлении всех правовых документов. Перечислю общие логические правила.

1. Единообразное понимание терминов.

2. Согласованность различных частей правового документа.

3. Согласованность различных правовых документов.

4. Отсутствие противоречий между частями правового документа.

I лава 6. Правила формирования содержания нормативных актов 215

5. Отсутствие противоречий между различными правовыми документами.

6. Последовательность мыслительных операций, используемых

при построении правовых актов.

7. Убедительность правовых документов.

Специфические логические правила, используемые в процессе правотворчества.

1. Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации).

2. Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства.

3. Однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации).

4. Классификация нормативных предписаний.

5. Регламентирование всех элементов логической нормы права.

6. Обеспеченность нормативных предписаний санкциями.

7. Отсутствие дублирования нормативных предписаний.

Структурные правила в юридической технике.

(См. уч. Кашаниной, с. 227)

Структура нормативного акта — это его строение. Одним из главных средств

 

-Структурные правила

Структура правового документа — это его строение. Как и любое строительство, создание правовых документов должно подчиняться определенным канонам. Главный из них — деление правового документа на части.

Это производится для того, чтобы: обеспечить полное изложение необходимой для правового документа информации. Если она не систематизирована, существует реальная опасность того, что часть ее, возможно, будет отсутствовать; обеспечить эффективное усвоение правовой информации теми, кому она адресована. Опять-таки если правовой документ не систематизирован, адресату надо затратить значительные интеллектуальные усилия на ее классификацию и отбор, что вряд ли будет по силам каждому из них, либо это потребует от субъектов больших временных затрат. Здесь уместно привести для аналогии бытовую ситуацию: если в шкафу вещи не разложены строго по полочкам, найти нужную крайне сложно.

Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части:

1. вступительную;

2. основную;

3. заключительную.

Вступительная часть

Во вступительной части правового документа отражается большинство его реквизитов.

Кроме того, если речь идет о нормативном акте, в нем желательно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать юридическому документу обоснованность и убедительность.

У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулировать конкретный случай. Мотивировка индивидуального решения здесь крайне важна, а иначе исполнимость решения окажется под вопросом. Вот почему она столь подробно отражена в основной части документа. Во вступительной части правоприменительного акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта, его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последствия, связанные с возможной отменой правового документа.

Основная часть

В сложных правовых документах основная часть, как правило, подразделяется: на части, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др. В структуре правореализационных актов (например, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы. Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части.

Заключительная часть

Как правило, во всех видах юридических документов заключительная часть невелика. В ней акцентируется внимание на менее значимых моментах, таких как срок действия документа, порядок его обжалования (который в принципе должны все и так знать, поскольку он устанавливается в нормативном акте), перечень отменяемых и изменяемых актов и т.п.

Приложение

Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается соответствующий порядковый номер.

Иногда в приложении содержатся:

§ таблицы;

§ графики;

§ различного рода перечни (лиц, органов, работ и т.д.);

§ образцы документов;

§ карты;

§ бланки;

§ схемы.

Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют прикладное значение. Поэтому их автономное существование, т.е. отдельно от основной части правового документа, вполне оправданно. Если бы такие предписания располагались в самих актах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользования, а материалы, включенные в них, неравноценными по отношению друг к другу.

Ссылки

Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых документов.

Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения.

Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта. При этом орган, воспроизводящий в правовом документе норму права, не выходит за пределы своей компетенции. Воспроизводя ее и включая в общую ткань составляемого им документа, он придает ему лишь дополнительную обоснованность и убедительность.

Сноски

Сноски в правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы, отдельно от текста.

Примечания

Примечания вызывают к себе неоднозначное отношение. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить «по ходу дела», т.е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа.

Примечания позволяют:

1. расширить либо сузить объем информации;

2. предусмотреть исключения из общего правила или индивидуального решения;

3. пояснить или уточнить какое-либо положение;

4. определить условия применимости положения;

5. указать орган, который ответствен за решение того или иного вопроса, и т.д.

Таким образом, случаи использования примечаний могут быть самыми разнообразными.

Однако примечания загромождают и запутывают правовые документы, ухудшают их структуру, рассеивают внимание их исполнителей, затрудняют усвоение и пользование актами. Одним словом, примечания усложняют и без того сложные правовые документы. Вот почему на практике широкое применение примечаний себя не оправдывает.

 

-Правовая лексика

Языковые и графические требования к подготовке проектов нормативных правовых актов. Языковые требования направлены на правильное использование лексических средств языка, выражающих волю нормоустановителя*(141). Речь идет о нормативных грамматических предложениях, юридических фразеологизмах, словах и аббревиатурах и др.

Основная языковая единица текста правовой нормы - нормативное грамматическое предложение, образованное из слов и устойчивых словосочетаний. Подчинена закономерностям организации текста нормативного правового акта и выступает способом выражения норм права. Уровень адекватности воли и интересов нормодателя во многом зависит от технического качества предложения. При достижении указанной цели должны учитываться следующие требования:

соответствие грамматической формы. Особенности регулятивной природы права предполагают строго определенную грамматическую организацию. Таковыми являются констатирующие, повествовательные и утвердительные грамматические предложения. Подлежащее в них часто отсутствует. Природе права, характеру содержащейся в его нормах информации противоречит использование вопросительных, побудительных и иных грамматических предложений;

отсутствие перегрузки простых предложений однородными членами, которые в силу их количества затрудняют восприятие мысли нормоустановителя. С целью облегчения восприятия, так называемую длинность можно преодолеть с помощью простой цифровой графики: 1), 2), 3) или букв - а), б), в), а также добавлений "и т.д.", "и т.п.", "и др.";

недопустимость использования не свойственных регулятивной природе юридических предписаний противопоставительных союзов "а", "но", "чтобы" и тем более таких редких для официальных текстов союзов, как "да", "не то", "хоть", "а также" и др.;

Фразеологические обороты - наиболее устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в нормативном правовом тексте как готовые единицы языка ("если иное не предусмотрено...", "в порядке, установленном...", "ввести в действие...", "признать утратившим силу...").

Фразеологические сочетания - одно из главных условий адекватности выражения нормативной воли и точности регламентирования, способ достижения документально-юридического стиля проекта нормативного правового акта и соответствующего объема (плотности) информации.

Основное требование к написанию всех фразеологизмов - их точное воспроизведение в правовых нормах. Речь идет о буквальном формулировании фразеологического оборота и его адаптации со смыслом предложения и текстом нормативного правового акта в целом.

Слово выступает своеобразным "кирпичиком" любого текста, в том числе и нормативного. Рассмотрим требования к использованию наиболее употребляемых в правовом регулировании свойств слов.

Одним из таких приемов, причем наиболее часто встречающимся, выступает полисемия или многозначность слова. Наиболее активно в правотворческой практике полисемируют слова "акт", "положение", "орган", "лицо", "область", "структура", "ведомство", "фонд", "состав", "очередь", "пункт", "набор". Например, слово "акт" имеет в законодательстве, по наблюдению специалистов, свыше двадцати значений. К правилам использования правовой полисемии следует отнести:

- недопустимость использования не устраненной нормативным грамматическим предложением или сочетанием многозначности слова. Например, в нормотворческой практике без смысловой адаптации, как правило, не используется уже упомянутое слово "акт" (должно быть: "акт-документ", "акт-толкование", "акт-разъяснение");

- недопустимость "насыщения" нормативного текста многозначными словами и сочетаниями. Обилие слов с переносным значением отрицательно влияет на точность выражения юридических норм, что вызывает трудности ее понимания и толкования.

Следующий, не менее значимый прием нормотворческой техники - синонимия, т.е. взаимозаменяемость слов или словосочетаний ("законодательный - представительный", "временное выселение - эвакуация"). Закономерностью правотворчества считается стремление к минимуму синонимов, что основано на точности и ясности содержания нормативного текста, как условии его единообразного понимания и применения.

В правотворческой деятельности нередко в качестве приема используется антонимия - взаимоисключаемость, противоположность значений слов ("губернатор - спикер"; "исполнительная государственная власть - представительная (законодательная) государственная власть"; "мэр города - дума города"). К требованиям надлежащего применения антонимов в тексте проекта нормативного акта следует отнести:

- соблюдение принципа симметричности (взаимоисключаемости слов или словосочетаний) при использовании антонимической пары;

- по возможности необходимо избегать противопоставления многозначных слов, а также слов, находящихся в синонимической зависимости.

С позиции происхождения, активности использования и других обстоятельств, слова подразделяются на самостоятельные лексические группы (архаизмы, просторечия, профессионализмы и т.п.). Каждая из групп в той или иной мере способна адаптироваться в праве, использоваться в текстах нормативных правовых актов.

Архаизмы - название существующих в реальной действительности предметов и явлений, по каким-либо причинам вытесненных (вытесняемых) другими словами активной лексики. Архаизмы в праве - слова и словосочетания, привнесенные в право экономической сферой и иными сферами жизни ("угодья", "душеприказчик", "кровная месть", "растрата", "брань", "нажива", "кормилец", "пари", "сокрытие", "такового").

Правотворческая практика рекомендует беречь правовые архаизмы (и привнесенные, и собственные), не пытаться беспричинно, как это нередко бывает, вытеснять их синонимами, например, иностранного происхождения.

При возвращении в современную правовую лексику выражений прошлого следует убедиться, стало ли слово (сочетание) общеизвестным (такое произошло со словами "община", "станица", "дружина", "полиция", "департамент", "пристав").

Иноязычная лексика. В настоящее время иностранная лексика в правовом регулировании занимает все более и более активные позиции. Она представляет собой заимствованные из иных языков слова и выражения, используемые в русском лексиконе.

Общее правило использования иноязычных слов и выражений можно сформулировать так: не следует перезагружать текст проекта нормативного правового акта иноязычной лексикой. Злоупотребление в нормативных правовых документах иноязычной терминологией создает трудности понимания юридических норм, предполагает обращение к словарям, иной справочной литературе.

Профессионализмы, как разновидность лексики, служат обозначению различных производственных и технологических процессов, орудий, предметов труда. По характеру это лексика специальная, используемая в достаточно узких сферах деятельности человека.

Применяя профессионализмы в проектах нормативных актов, следует учитывать, что данная лексическая группа не является общеупотребительной, и поэтому следует придерживаться правила максимального ограничения ее использования. Между тем полностью избежать употребления профессионализмов вряд ли возможно, а с позиции достижения точности выражения воли нормоустановителя - нецелесообразно. В этой связи допустимо использование в тексте акта широко известных профессионализмов, тех, которые стали частью общеупотребительной лексики ("перевалочная база", "прирельсовый склад", "давальческое сырье", "натуральный норматив", "пункт пересменки", "пассажировместимость").

Просторечная и жаргонная лексика - разновидность разговорно-бытовой речи, активно проникающей в нормативные правовые акты как федерального, так и регионального и муниципального уровня ("бродяга", "бродяжничество", "волокита", "потрава", "наперсток", "пособие", "ставка в игре" и др.). Допустимо использование жаргонов и иной просторечной лексики в случаях значительной адаптации слова в общеупотребительном языке, когда современнику неэстетичность языковой единицы малозаметна или незаметна вообще ("увязка", "взаимоувязка", "разбивка").

Своеобразным приемом нормативной техники является использование такой языковой единицы, как аббревиатура - сокращение, образованное из первых букв слов, входящих в словосочетание.

Технические аббревиатурные дефекты способны затруднить понимание юридических норм и повлиять на смысловое качество текста документа. Во-первых, это случаи нерасшифрованности аббревиатур в текстах нормативных правовых актов. Если учесть, что они выступают регуляторами общего характера и адресованы не только специалистам, то какие-либо сложности в их понимании недопустимы. Во-вторых, это применение аббревиатур, имеющих дуплеты (ФАС - Федеральная авиационная служба, Федеральный арбитражный суд).

К языковым способам и правилам выражения правовых норм тесно примыкают графические - символизация содержания текста нормативного правового акта.

Цель нормотворческой графики - членение текста, придание ему строгой композиционности, структурированности. Под членением текста нормативного правового акта понимается его разделение на структурные элементы и организация содержания (оглавление разделов, оформление приложений, схем, таблиц и т.п.). При проектировании нормативного акта необходимо помнить: графика правового документа, его символика (реквизиты) - есть способ последовательного расположения нормативного материала, придания ему композиционной оформленности.

Каждая из разновидностей нормативно-правовой графики (рубрикационная; заголовочная; графика статей) выполняет свои функции в оформлении внешней стороны закона.

Рубрикационная графика закона представляет собой разделение текста (содержания) на составные, логически связанные элементы (отделы, разделы, подразделы, части, главы, параграфы и др.).

Заголовочная графика. Заглавие - важнейшая структурная часть нормативного правового акта, позволяющая в предельно краткой форме выразить основную идею документа.

Графика статей. Статья нормативного акта - основной носитель правовой информации. При составлении статей проекта нормативного акта нужно учитывать следующие правила. Статья нормативного акта должна иметь порядковый номер, быть посвящена одной проблеме, одному вопросу и озаглавлена. Это придает строгость содержанию документа. Кроме того, название статьи облегчает работу с ней правоприменителя.

 

-формальные (реквизитные) правила

Для идентификации правового документа и его учета в целях принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта.

К их числу относятся:

§ название вида правового акта;

§ название органа, его издавшего;

§ наименование (полное и сокращенное);

§ дата принятия;

§ номер правового акта.

Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа.

Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются атрибутом правового акта.

К ним относятся:

§ место (название города);

§ дата подписания;

§ полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ;

§ фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ;

§ его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа).

Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.

Вид правового акта

Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа.

Если вести речь о нормативных актах, издаваемых в Российской Федерации, то их система многоуровневая. За каждым уровнем закрепляется определенный вид нормативного акта. Так, федеральный закон как вид нормативного акта имеет высшую юридическую силу (за исключением Конституции РФ и федеральных конституционных законов) по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям, инструкциям ведомств).

С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т.д.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...