Исторические этапы развития науки конституционного права. 43
святыни, все научные труды должны были иметь сноски на классиков марксизма-ленинизма и решения очередного съезда КПСС. Исследователи конституционного права в советский период истории России доказывали превосходство «пролетарской?- демократии над «буржуазной*, основных прав и свобод человека по советским конституциям над буржуазными правами и свободами, системы Советов над буржуазным парламентаризмом. Однако и в этот тяжелый для развития науки конституционного права период были ученые, которые избегали словословий в адрес правящей партии, занимались разработкой научно-правовых категорий, методологии, которыми пользовалась наука. Так, Л. Д. Воеводин и Я. В. Витрук разрабатывали концепции, основные понятия элементного состава правового положения личности. С. А. Авакьян впервые поставил вопрос о наличии государственно-правовой ответственности. А. И. Ким создал теорию избирательного права и избирательной системы. В. С. Основы» предложил теорию конституционных правовых норм и отношений. И. Д. Левин написал содержательный труд, посвященный суверенитету. Труды этих и других ученых сохраняют актуальность и для ученых современности. Современный этап развития науки конституционного права России. С середины 1980-х гг. в Советском Союзе была объявлена перестройка политической системы общества, которая осуществлялась посредством принятия конституционно-правовых норм, внесения изменений, дополнений сначала в Конституцию СССР 1977 г., а затем и в Конституцию РСФСР 1978 г. В основе осуществляемых реформ лежал поворот к идеям, концепциям, общечеловеческим ценностям, которые разрабатывались дореволюционными государствоведами, получили закрепление в конституциях многих демократических государств. В числе таких идей: естественные, неотчуждаемые права и свободы человека; естественно-правовая концепция взаимоотношений личности и государства; правовое, конституционное, социальное государство; местное самоуправление; необходимость наличия конституционного контроля, разделение властей; парламентаризм; институт единоличного президента; идеологический и политический плюрализм.
Глава 2. Конституционное право как наука и учебный курс Вопросы н задания для самоконтроля По мере закрепления этих идей в тексте Конституции РСФСР 1978 г. посредством изменений и дополнений, принятия Конституции РФ 1993 г, перечисленные идеи получают отражение, развитие в трудах ученых. Для науки современного конституционного права характерно изучение достижений дореволюционной науки конституционного права, науки конституционного права зарубежных стран, обновление методологической базы исследования. В числе видных представителей современной науки конституционного права следует назвать С. А. Авакъяна, известного своими работами практически по всем проблемам конституционного права. В их числе: «Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы» (1996 г.), «Федеральное Собрание — парламент России* (1999 г.), «Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция» (2003 г.); «Конституционное право России» (в 2 т.; 2007 г.) и др. О. Е. Кутафин оставил значительный след в науке конституционного права неоднократно переиздававшимися учебниками, подготовленными совместно с Е. И. Козловой, а также работами: «Предмет конституционного права» (2001 г.), «Источники конституционного права» (2002 г.), «Российское гражданство» (2003 г.), «Российская автономия» (2006 г.). Многообразным проблемам развития российского конституционализма посвящены работы А. С. Автономова, М. В. Баглая, А. А. Безуглова, Н. А. Бобровой, Н. А. Богдановой, Н. С. Бондаря, О. Н. Булакова, Н. В. Бутусовой, В. А. Виноградова, Б. Н. Габричидзе, Ю. А. Дмитриева, Л. Б. Ескииой, В. Д. Зорькина, Т.Д. Зражевской, В. Т. Ка-бышева, Е. И. Козловой, А. Н. Кокотова, В. В. Комаровой, И. А. Кравца, М. А. Краснова, А. И. Лукьянова, Е. А, Лукьяновой, Н. А. Михалевой, Л. А. Нудиенко, Т. М. Пряхипой, Р. А. Ромашова, М. С. Саликова, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркипа, С. М. Шахрая, Ю. Л. Шульженко и др.
Вопросы конституционного правосудия были развиты в трудах Я. В. Витрука, Г. А. Гаджиева, В. А. Кряжкова, В. О. Лучина, М. А. Митюкова, С. В. Нарутто, С. Э. Несмеяновой, Ж. И. Овсепян, Основы правового положения личности исследованы в работах Я. В. Витрука, Г. Н. Комковой, Е. А. Лукашевой, Г. В. Мальцева, О. О. Миронова, Л. А. Нудненко, Ф. М. Ру-динского, Б. С. Эбзеева и др. Проблемы федерализма поднимаются в исследованиях Б. С. Крылова, В. В. Невинского, М. С. Саликова, И. А, Умно-вой, Т. Я. Хабриевой. Развитию избирательного права и избирательной системы посвящены работы Ю. А. Веденеева, А. В. Иванченко, С. Д. Князева, Е. И. Колюшина, М. С. Матейковича, И. А. Старостиной и др. Местное самоуправление исследуется в работах Я. С. Бондаря, Р. Ф. Васильева, И. В. Выдрина, Е. В. Гриценко, Е. И. Колюшина, И. И. Овчинникова, Я. Л. Пешина, Н. С. Тимофеева, В. И. Фадеева, Е. С. Шугриной. Конституционное право России как учебный курс Конституционное право России как учебная дисциплина представляет совокупность знаний о конституционном праве как отрасли и науке. Учебный курс конституционного права предназначен для изучения данной отрасли российского права студентами юридических факультетов и юридических высших и средних учебных заведений. Учебный курс готовится учеными в соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации. В то же время программы учебного курса конституционного права России, отвечая в целом вышеназванным стандартам, могут не совпадать в различных учебных заведениях. Задача учебного курса — изложение знаний о конституционно-правовом законодательстве в соответствии со структурой, предметом и положениями науки конституционного права. В силу имеющихся различий в подходах Ученых к трактовке тех или иных нормативных правовых актов, концепций науки конституционного права допустимо своеобразие в структуре и содержании учебного курса, подготовленного различными научными коллективами и отдельными учеными.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте характеристику предмета конституционного права России как науки и покажите его соотношение с предметом отрасли конституционного права России. Глава 2. Конституционное право как наука и учебный курс 2. Дайте определение понятия конституционного права России как науки. 3. Назовите задачи и источники конституционного права России как науки. 4. Какова методология пауки конституционного права России? 5. Охарактеризуйте исторические этапы развития науки конституционного права России. 6. Дайте характеристику конституционного права России как учебного курса. Литература 1. Авакьян, С. А. Конституционное право России: учеб, курс / С. А. Авакъян. - 4-е изд. - Т. 1. - М., 2010. -С. 140-153. 2. Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: материалы Всерос. науч. семинара / под ред. Н. В. Витрука. — М., 2008. 3. Богданова, И, А. Система науки конституционного права / Н. А. Богданова. — М., 2001. 4. Куприц, Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России / Н. Я. Куприц. — М., 1980. 5. Куприц, Н. Я. Из истории науки советского государственного права / Н. Я. Куприц. — М., 1971. Раздел II КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
3.1. Конституция РСФСР 1918 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|