Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические этапы развития науки конституционного права. 43




святыни, все научные труды должны были иметь сноски на классиков марксизма-ленинизма и решения очередного съезда КПСС.

Исследователи конституционного права в советский период истории России доказывали превосходство «про­летарской?- демократии над «буржуазной*, основных прав и свобод человека по советским конституциям над буржу­азными правами и свободами, системы Советов над буржу­азным парламентаризмом.

Однако и в этот тяжелый для развития науки консти­туционного права период были ученые, которые избегали словословий в адрес правящей партии, занимались разра­боткой научно-правовых категорий, методологии, которы­ми пользовалась наука. Так, Л. Д. Воеводин и Я. В. Витрук разрабатывали концепции, основные понятия элементного состава правового положения личности. С. А. Авакьян впер­вые поставил вопрос о наличии государственно-правовой ответственности. А. И. Ким создал теорию избирательного права и избирательной системы. В. С. Основы» предложил теорию конституционных правовых норм и отношений. И. Д. Левин написал содержательный труд, посвященный суверенитету. Труды этих и других ученых сохраняют ак­туальность и для ученых современности.

Современный этап развития науки конституционно­го права России. С середины 1980-х гг. в Советском Со­юзе была объявлена перестройка политической системы общества, которая осуществлялась посредством принятия конституционно-правовых норм, внесения изменений, до­полнений сначала в Конституцию СССР 1977 г., а затем и в Конституцию РСФСР 1978 г.

В основе осуществляемых реформ лежал поворот к иде­ям, концепциям, общечеловеческим ценностям, которые разрабатывались дореволюционными государствоведами, получили закрепление в конституциях многих демократи­ческих государств. В числе таких идей: естественные, неот­чуждаемые права и свободы человека; естественно-правовая концепция взаимоотношений личности и государства; пра­вовое, конституционное, социальное государство; местное самоуправление; необходимость наличия конституционно­го контроля, разделение властей; парламентаризм; институт единоличного президента; идеологический и политический плюрализм.

Глава 2. Конституционное право как наука и учебный курс

Вопросы н задания для самоконтроля

По мере закрепления этих идей в тексте Конституции РСФСР 1978 г. посредством изменений и дополнений, при­нятия Конституции РФ 1993 г, перечисленные идеи полу­чают отражение, развитие в трудах ученых. Для науки со­временного конституционного права характерно изучение достижений дореволюционной науки конституционного права, науки конституционного права зарубежных стран, обновление методологической базы исследования.

В числе видных представителей современной науки кон­ституционного права следует назвать С. А. Авакъяна, из­вестного своими работами практически по всем проблемам конституционного права. В их числе: «Политический плюра­лизм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы» (1996 г.), «Федеральное Собрание — парламент России* (1999 г.), «Россия: граждан­ство, иностранцы, внешняя миграция» (2003 г.); «Конститу­ционное право России» (в 2 т.; 2007 г.) и др.

О. Е. Кутафин оставил значительный след в науке кон­ституционного права неоднократно переиздававшимися учебниками, подготовленными совместно с Е. И. Козло­вой, а также работами: «Предмет конституционного права» (2001 г.), «Источники конституционного права» (2002 г.), «Российское гражданство» (2003 г.), «Российская автоно­мия» (2006 г.).

Многообразным проблемам развития российского кон­ституционализма посвящены работы А. С. Автономова, М. В. Баглая, А. А. Безуглова, Н. А. Бобровой, Н. А. Бог­дановой, Н. С. Бондаря, О. Н. Булакова, Н. В. Бутусовой, В. А. Виноградова, Б. Н. Габричидзе, Ю. А. Дмитриева, Л. Б. Ескииой, В. Д. Зорькина, Т.Д. Зражевской, В. Т. Ка-бышева, Е. И. Козловой, А. Н. Кокотова, В. В. Комаровой, И. А. Кравца, М. А. Краснова, А. И. Лукьянова, Е. А, Лукья­новой, Н. А. Михалевой, Л. А. Нудиенко, Т. М. Пряхипой, Р. А. Ромашова, М. С. Саликова, Б. А. Страшуна, Ю. А. Ти­хомирова, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркипа, С. М. Шахрая, Ю. Л. Шульженко и др.

Вопросы конституционного правосудия были развиты в трудах Я. В. Витрука, Г. А. Гаджиева, В. А. Кряжкова, В. О. Лучина, М. А. Митюкова, С. В. Нарутто, С. Э. Несме­яновой, Ж. И. Овсепян,

Основы правового положения личности исследованы в работах Я. В. Витрука, Г. Н. Комковой, Е. А. Лукашевой,

Г. В. Мальцева, О. О. Миронова, Л. А. Нудненко, Ф. М. Ру-динского, Б. С. Эбзеева и др.

Проблемы федерализма поднимаются в исследованиях Б. С. Крылова, В. В. Невинского, М. С. Саликова, И. А, Умно-вой, Т. Я. Хабриевой.

Развитию избирательного права и избирательной си­стемы посвящены работы Ю. А. Веденеева, А. В. Иван­ченко, С. Д. Князева, Е. И. Колюшина, М. С. Матейковича, И. А. Старостиной и др.

Местное самоуправление исследуется в работах Я. С. Бондаря, Р. Ф. Васильева, И. В. Выдрина, Е. В. Гри­ценко, Е. И. Колюшина, И. И. Овчинникова, Я. Л. Пешина, Н. С. Тимофеева, В. И. Фадеева, Е. С. Шугриной.

Конституционное право России как учебный курс

Конституционное право России как учебная дисциплина представляет совокупность знаний о конституционном пра­ве как отрасли и науке. Учебный курс конституционного права предназначен для изучения данной отрасли россий­ского права студентами юридических факультетов и юри­дических высших и средних учебных заведений.

Учебный курс готовится учеными в соответствии со стандартами, утвержденными Министерством образова­ния и науки Российской Федерации. В то же время про­граммы учебного курса конституционного права России, отвечая в целом вышеназванным стандартам, могут не со­впадать в различных учебных заведениях.

Задача учебного курса — изложение знаний о консти­туционно-правовом законодательстве в соответствии со структурой, предметом и положениями науки конститу­ционного права. В силу имеющихся различий в подходах Ученых к трактовке тех или иных нормативных правовых актов, концепций науки конституционного права допусти­мо своеобразие в структуре и содержании учебного курса, подготовленного различными научными коллективами и отдельными учеными.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте характеристику предмета конституционного права России как науки и покажите его соотношение с предметом от­расли конституционного права России.

Глава 2. Конституционное право как наука и учебный курс

2. Дайте определение понятия конституционного права Рос­сии как науки.

3. Назовите задачи и источники конституционного права Рос­сии как науки.

4. Какова методология пауки конституционного права России?

5. Охарактеризуйте исторические этапы развития науки кон­ституционного права России.

6. Дайте характеристику конституционного права России как учебного курса.

Литература

1. Авакьян, С. А. Конституционное право России: учеб, курс / С. А. Авакъян. - 4-е изд. - Т. 1. - М., 2010. -С. 140-153.

2. Актуальные проблемы преподавания конституцион­ного и муниципального права: материалы Всерос. науч. се­минара / под ред. Н. В. Витрука. — М., 2008.

3. Богданова, И, А. Система науки конституционного права / Н. А. Богданова. — М., 2001.

4. Куприц, Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России / Н. Я. Куприц. — М., 1980.

5. Куприц, Н. Я. Из истории науки советского государ­ственного права / Н. Я. Куприц. — М., 1971.

Раздел II

КОНСТИТУЦИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЕ РАЗВИТИЕ

 

3.1. Конституция РСФСР 1918 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...