Толкование Конституции Российской Федерации
Толкование Конституции РФ представляет собой уяснение содержания конституционной нормы. Основанием для толкования Конституции РФ является обнаруживающаяся неопределенность, неясность, неоднозначность в понимании ее положений в процессе правотворчества и правореализации, в связи с конкретными фактическими и правовыми ситуациями. Толкование норм Конституции РФ может быть официальным и неофициальным. Неофициальное толкование вправе давать отдельные граждане, политические партии и общественные объединения, ученые, практические работники. Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное толкование дают люди, 4.3. Толкование Конституции Российской Федерации не обладающие специальными юридическими знаниями, что влечет иногда неверное понимание действующих норм. Профессиональное толкование дают специалисты-юристы, государственные и муниципальные служащие, обладающие в сфере своей профессиональной деятельности определенными юридическими знаниями. Доктринальное толкование дают ученые-юристы в форме научных трудов, комментариев к нормативным правовым актам. Оно содержит глубокий анализ действующего законодательства, аргументацию сделанных выводов. Официальное толкование норм Конституции РФ дается компетентными органами и имеет обязательный характер. Оно бывает нормативным и казуальным. Нормативное толкование необходимо при наличии неясных, нечетких формулировок в нормативном правовом акте, что затрудняет реализацию этой нормы правоприменительными органами. Оно дается компетентным органом, обязательно для всех лиц и органов, которые прямо попадают под юрисдикцию органа, производящего толкование, и распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы. Таковы, например, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
Нормативные разъяснения оформляются специальным актом, но не содержат новых, самостоятельных правовых норм. Они лишь уточняют и конкретизируют предписания правовой нормы. Официальное толкование бывает двух видов. Первое, аутентичное толкование, исходит от органа, издавшего данную правовую норму. Второе толкование осуществляется не нормотворческими органами, а другими, получившими на это полномочия от государства (руководящие указания Пленума Верховного Суда РФ). Казуальным толкованием называется разъяснение смысла нормы права, даваемое компетентным государственным органом применительно к конкретному случаю. Такое толкование осуществляется, например, судебными органами. Частью 5 ст. 125 Конституции РФ установлено, что ее толкование дает Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти 78 Глава 4. Теоретические основы конституционализма субъектов РФ. Конституционный Суд РФ толкует Конституцию только при наличии запроса вышеназванных органов. Толкование Конституционного Суда РФ является официальным и осуществляется в форме абстрактного нормоконтроля. Способы толкования норм конституции: грамматический, логический, систематический, историко-полити-ческий, телеологический, функциональный. Грамматическое толкование предполагает уяснение смысла нормы Конституции посредством анализа текста толкуемой нормы, его морфологической и синтаксической структуры. Логическое толкование включает необходимость использования законов и правил формальной логики для уяснения смысла, содержания нормы Конституции.
Систематическое толкование означает изучение нормы Конституции в тесной логической связи с другими нормами Конституции, близкими по содержанию. Историко-политическое толкование определяет необходимость уяснения социально-политической обстановки, которая обусловила создание и действие нормы Конституции. Телеологический способ толкования дает возможность уяснить цели и намерения, которые преследовал законодатель при принятии Конституции, ее программно-целевые установки, содержащиеся в преамбуле Конституции и других ее частях1. 4.4. Охрана и защита Конституции Российской Федерации Охрана конституции означает закрепление в самой конституции и иных нормативных правовых актах мер профилактики, выявления и пресечения конституционных нарушений, средств защиты конституционных норм. Охрана Конституции РФ обеспечивается предписаниями самих конституционных норм, которые закрепляют обязанности Российского государства в целом, органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан по соблюдению Конституции РФ. Так, ст. 2 Конституции РФ провозгла- 1 См.: Витрук Н. В. Верность Конституции. М„ 2008. С. 137. 4.4. Охрана и защита Конституции Российской Федерации шает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства*. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ указано, что «захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону*. На охрану конституционных норм направлено содержание всех федеральных законов и актов органов государственной власти и местного самоуправления. Примером может служить гл. 5 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за посягательства на права граждан. Защита Конституции предполагает активные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан по устранению нарушений конституционных норм, восстановлению основных прав и свобод граждан.
Защита норм Конституции осуществляется прежде всего Федеральным Собранием РФ, которое обязано обеспечить соответствие принимаемых им нормативных правовых актов Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определяющим в соответствии с Конституцией РФ основные направления внутренней и внешней политики государства, в ст. 80 Конституции назван Президент РФ. Ответственным за реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, определенных Президентом, в соответствии с Конституцией является Правительство РФ. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ). Это предписание ст. 115 Конституции РФ одна из многочисленных мер, обеспечивающих верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов Российской Федерации. Защиту норм Конституции РФ призваны осуществлять органы государственной власти субъектов РФ. Они несут ответственность за нарушение Конституции РФ, обеспе-80 Глава 4. Теоретические основы конституционализма чивают соответствие Конституции РФ принимаемых ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности. Защита Конституции РФ возложена Конституцией и на органы местного самоуправления. При этом если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт РФ либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, он вправе обратиться в суд. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ или отдельных их положений не соответствующими Конституции РФ, принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта РФ либо закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает ответственность органов муниципального образования перед государством (ст. 72). Согласно ст. 73 данного Закона, если соответствующим судом будет установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) 4.5. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске. Специальным органом контроля за соблюдением предписаний Конституции РФ в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений и граждан является прокуратура РФ, осуществляющая общий надзор за соответствием правовых актов и действий перечисленных субъектов конституционно-правовых отношений Конституции РФ. Специфическим, активно действующим государственным органом, призванным контролировать соблюдение норм Конституции РФ о правах и свободах человека, является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и аналогичные органы в субъектах РФ.
В условиях строительства правового государства неуклонно растет роль и значение судебных органов в охране и защите Конституции РФ, и прежде всего Конституционного Суда РФ, характеристика которых будет дана в других главах учебного курса. Субъектом охраны и защиты Конституции РФ являются граждане Российской Федерации. Формами охраны и защиты Конституции РФ гражданами могут быть: обращения в судебные органы, органы прокуратуры, милиции в связи с нарушением норм Конституции РФ, закрепляющей их основные права, свободы и интересы. Особую значимость имеет возможность обращения граждан России с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ. 4.5. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации Помимо Конституции РФ в российскую правовую систему входят конституции и уставы субъектов РФ. Конституция (устав) субъекта РФ — это основной закон субъекта Федерации, принимаемый им самостоятель- 82 Глава 4. Теоретические основы конституционализма но и закрепляющий политическую, экономическую основы, систему, порядок формирования и деятельности, компетенцию органов государственной власти, систему местного самоуправления, а также иные положения, отнесенные Конституцией РФ и федеральным законодательством к ведению субъекта РФ. Конституция (устав) субъекта Федерации имеет учредительный характер, который, однако, носит вторичный характер по отношению к Конституции РФ. Несмотря на различие в наименованиях основных законов субъектов РФ, они равнозначны по своей юридической силе, значению и роли в правовой системе соответствующих субъектов РФ. Все иные нормативные акты субъекта РФ не могут противоречить конституции или уставу. Конституции (уставы) субъектов РФ и поправки к ним принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти. Однако в отношении республик федеральный закон оговаривает возможность принятия конституции и внесения в нее поправок иным путем (например, посредством референдума), если это предусмотрено в самой конституции республики. Основные законы субъектов РФ принимаются на основании и в соответствии с Конституцией РФ и не могут противоречить ее положениям. Основные законы субъектов РФ закрепляют принадлежность власти населению, соблюдение интересов жителей субъектов Федерации (Воронежская, Ростовская, Оренбургская области). Вместе с тем основные законы субъектов РФ отражают специфику национальной государственности, выражающейся в названии законодательных (представительных) органов государственной власти, структуре и порядке фор-мирования двухпалатных парламентов (Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Якутия), характере депутатского мандата, разнообразии моделей взаимодействия государственных органов законодательной и исполнительной власти, административно-территориальном делении, государственной символике, наличии гражданства в отдельных республиках. Все конституции имеют норму о двуязычии, признании государственными русского языка и языка коренной национальности (ст. 42 Конституции Якутии, ст. 41 Конституции Татарстана). На этих языках публикуются
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|