Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
Конституция РФ впервые включает главу, посвященную порядку принятия и изменения действующей Конститу-72 Глава 4. Теоретические основы конституционализма ции. В отличие от предшествующей Конституции РСФСР 1978 г., которая допускала возможность внесения изменений в Конституцию двумя третями голосов народных депутатов высшего законодательного органа государственной власти, действующая Конституция содержит сверхсложный порядок внесения в нее поправок и пересмотра. Такой порядок внесения поправок и пересмотра Конституции является важнейшей гарантией политической и экономической стабильности России, стабильности ее Основного Закона. Конституция РФ устанавливает три процедуры поправок и пересмотра Конституции в зависимости от значимости конституционных норм. Прежде всего Конституция РФ определяет круг субъектов конституционной инициативы, которым дано право ставить вопрос об изменении или пересмотре положений Конституции. В их числе: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Конституция содержит различные подходы к пересмотру различных глав Конституции в зависимости от их значимости. Федеральное Собрание не может пересмотреть основополагающих глав Конституции РФ: гл. 1 «Основы конституционного строя*, гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Регламент Государственной Думы закрепляет, что предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно содержать новую редакцию указанных глав или их статей, частей, пунктов, а также обоснование- новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе для подготовки заключения.
Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, оно считается одобренным и соответствующее постановление Государственной Думы направляется в Совет Федерации для последующего рассмотрения. Предложение о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно быть 4.2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции... поддержано не менее чем тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ в идентичной редакции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Порядок формирования и деятельности Конституционного Собрания должен быть урегулирован федеральным конституционным законом, который до сих пор не принят. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя тремя голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Иная процедура внесения поправок предусмотрена для гл. с 3 по 8 Конституции РФ, что объясняется вторым местом этих норм в иерархии после норм гл. 1,2 и 9.
Согласно Федеральному закону от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации* поправки к гл. 3—8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. При этом под поправкой понимается любое изменение текста гл. 3—8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции. Предложение о поправке к Конституции РФ должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции РФ. Поступившее в Государственную Думу предложение 0 поправке к Конституции РФ направляется в комитет 1 °сударственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ и Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» об условиях 74 Глава 4. Теоретические основы конституционализма и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции РФ. Результатом такой проверки должно стать решение, которое может содержать два варианта. Первый — предложение о возвращении проекта закона о поправке инициатору, т.е. отклонение проекта. Второй — предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона о поправке, направляемой вместе с проектом закона о поправках в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой. Проект закона о поправке обсуждается в Государственной Думе в порядке трех чтений и считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее он в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, который обязан его рассмотреть. Закон о поправке к Конституции считается принятым при условии его одобрения голосами не менее трех четвертей членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона РФ о поправке к Конституции РФ Совет Федерации вправе внести в Государственную Думу предложение о создании согласительной комиссии.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ не позднее пяти дней со дня его принятия направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые обязаны рассмотреть закон в срок не позднее одного года со дня его принятия. Законодательный орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации. Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон РФ о поправке к Конституции РФ в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов РФ направляется Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона РФ о поправке к Конституции подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президс-н-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|