Схема угасания безусловных рефлексов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ специальности: «Лечебное дело - 040100», 4 курс
по изучению раздела педиатрия /для работы на внеаудиторном занятии по теме
ДОНОШЕННЫЙ И НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК. ВРОЖДЕННЫЕ БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. ТРАНЗИТОРНЫЕ СОСТОЯНИЯ. Составитель: Дудкина М.В. доцент кафедры, к.м.н. Методические рекомендации утверждены Протоколом ФМС № 8 от 7.02.2011 Зав. кафедрой Решетник Л.А.
Иркутск
Методические рекомендации составлены доц. кафедры детских болезней ИГМУ, к.м.н. Дудкиной М.В. под редакцией зав. кафедрой детских болезней ИГМУ, профессора, д.м.н., Заслуженного врача РФ Решетник Л.А., доцента кафедры детских болезней ИГМУ Ждановой Е.И., к.м.н. Рецензенты: зав. кафедрой педиатрия №1 ИГМУ проф., д.м.н. Мартынович Н.Н. зав. кафедрой педиатрии №2 ИГМУ проф., д.м.н. Савватеева В.Г.
Рекомендовано к изданию ФМС ИГМУ от 7.02.2011 протокол № 8 Методические рекомендации предназначены для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 4 курса лечебного факультета по теме:«Доношенный и недоношенный ребенок. Врожденные безусловные рефлексы. Транзисторные состояния». ОГЛАВЛЕНИЕ
© Дудкина М.В., 2011 © ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, 2011
Цель занятия: обучить студентов оценке соматического и неврологического статуса ребенка на основании анатомо-физиологических особенностей доношенного и недоношенного ребенка и перинатальных факторов риска. Вопросы для повторения: 1. АФО кожи и подкожно-жировой клетчатки у детей грудного возраста. 2. Методика обследования кожи и подкожно-жировой клетчатки. 3. Физиология родов. Студент должен знать: 1. Терминологию и основные показатели неонатального периода. 2.Критерии доношенного и недоношенного ребенка. 3.АФО центральной нервной системы (ЦНС) новорожденного, в т.ч. врожденные безусловные рефлексы. 4.Транзиторные состояния периода новорожденности. 5.Факторы, способствующие недонашиванию беременности. 6.Особенности ухода и кормления недоношенного ребенка. Студент должен уметь: 1. Собрать анамнез у матери новорожденного. 2.Правильно обработать руки перед осмотром новорожденного. 3.Провести общий осмотр новорожденного. 4.Оценить данные лабораторных исследований: общий анализ крови, мочи, копрологию. 5. По данным анамнеза, объективных и дополнительных методов исследования определить наличие факторов риска формирования у новорожденного патологических синдромов и заболеваний. 6. Провести беседу с матерью об особенностях ухода за новорожденным. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы новорожденного ребенка. Кора головного мозга новорожденного, несмотря на незаконченность развития, способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций. В первые месяцы после рождения регуляция основных жизненных функций осуществляется преимущественно таламо-паллидарной системой. Развитие безусловных и условных рефлексов во многом зависит от анатомической и функциональной зрелости экстерорецепторов. Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован на столько, что способен воспринимать звуковые раздражители сразу после рождения ребенка. Новорожденные, и даже недоношенные, дети реагируют на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием, закрыванием глаз и др. Отчетливая реакция на звук обнаруживается в спокойном состоянии ребёнка и почти не отмечается во время крика, кормлении и глубокого сна. К моменту рождения корковый и подкорковый отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, зрительный нерв и сетчатка имеют признаки неполного развития. В первые 2-3 недели у ребёнка наблюдается физиологическая светобоязнь. К моменту рождения у доношенных детей выражены безусловные рефлексы: пищевой (сосательные и глотательные движения), оборонительный (мигание глаз), ориентировочный (движение глаз в освещенную сторону). На основе их возникают условные рефлексы, вначале элементарные, а затем и более сложные. У новорожденного ярко выражена пищевая доминанта - пищевой суммарный рефлекс, слабее вестибулярная, выражается в торможении ребёнка при быстрой перемене положения тела. К концу 2-й и на 3-й недели жизни у ребёнка вырабатывается условный рефлекс на положение для кормления грудью и на покачивание в люльке. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1-го месяца.
Безусловные рефлексы и рефлексы позы. Ребёнок рождается с комплексом рефлексов, которые играют важную роль в его развитии. В дальнейшем по мере развития коры головного мозга они тормозятся и на их базе развивается условные рефлексы. Поэтому значение процессов становления и угасание безусловных рефлексов имеет большое значение в оценке неврологического статуса ребенка раннего возраста. В норме безусловные рефлексы обнаруживаются у новорожденных с первых часов жизни и физиологичны до 2-3 мес., а затем начинают ослабевать и исчезают к 4-5 мес. У глубоко недоношенных детей безусловные рефлексы тормозятся на 2-3 мес. позже, в зависимости от степени недоношенности. У здорового новорожденного выраженность ответных реакций, быстрота их появления в ответ на стимуляцию зависит от генетически детермированного типа высшей нервной деятельности. Кроме того, у одного и того же ребенка возбудимость сменяется утомляемостью, сном, состоянием насыщения. Рефлексы выражены более отчетливо, если они вызываются в спокойной обстановке, когда ребенок не испытывает дискомфорт, а наносимые раздражения не причиняют ему боли.
Исследуя безусловно - рефлекторную сферу новорожденных и грудных детей, необходимо учитывать не только наличие того или иного рефлекса, но и время его появления с момента нанесения раздражения, его полноту, силу угасания и быстроту угасания. Схема угасания безусловных рефлексов
Поисковый рефлекс (искательный рефлекс Куссмауля). Поглаживание пальцем в области угла рта, не прикасаясь к губам, вызывает опускание рта и поворот головы в сторону. Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибании головы. При болевом раздражении происходит поворот головы в противоположную сторону. Поисковый рефлекс хорошо выражен перед кормлением. Поисковый рефлекс выражен у детей до 3-4 месячного возраста, а затем тактильный раздражитель сменяется зрительным, и ребёнок оживляется при виде бутылки с молоком или приготовлении матери к кормлению.
Хоботковый рефлекс. Быстрый удар пальцами по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, и губы вытягиваются в хоботок. “Хоботок” является постоянным компонентом сосательных движений. Рефлекс физиологичен до 2-3 мес. (рис.1).
Сосательный рефлекс. Если поместить соску в рот новорожденному на глубину 3-4 см, ребенок совершает ритмические сосательные движения. Рефлекс физиологичен до 1-го года жизни.
Хватательный рефлекс. Если поместить указательные пальцы врача на ладони новорожденного, не касаясь дорзальной стороны, и надавить на ладонь, происходит сгибание пальцев новорожденного и захватывание пальцев. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает сгибание пальцев. Если нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит разгибание стопы и Рис.3 Рис.4 веерообразное расхождение пальцев. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. (рис.3,4).
Рефлекс Галанта. Положение на животе. При раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника новорожденный изгибает позвоночник так, что он образует дугу, открытую в сторону раздражителя, голова поворачивается в туже сторону, нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. В первые дни жизни ребенка этот рефлекс ослабевает и хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни. Физиологичен рефлекс до 3-4 мес. (рис.11).
голову, лордозирует туловище, приподнимает таз, сгибает руки и ноги. Этот рефлекс вызывает отрицательную реакцию со стороны новорожденного, поэтому его надо вызывать последним. Рефлекс физиологичен до 3-4 мес. (рис. 12,13).
ползание. Если к подошвам подставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движения рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорожденного становятся выраженными после 3-4 дня жизни. Физиологичен рефлекс до 4 мес., затем угасает. Самостоятельное ползание начинает развиваться с 7-8 мес. (рис.14,15).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|