Листы бумаги или карточки по числу участников, на которых написано: "Мои пространственные ниши наслаждения. Мои духовные ниши наслаждения".
Время
Упражнение – 10-15 мин., обсуждение – 10-15 мин. на каждого участника.
Инструкция
Шаг 1
"Пожалуйста, обдумайте и найдите места, где вы чувствуете себя совершенно комфортно, одно пребывание в которых доставляет вам удовольствие. Запишите название этих мест на карточке и обдумайте, как вы расскажете о них группе.
Теперь вспомните занятия, которые доставляют вам удовольствие, и также запишите их на карточке. Иногда одно связано с другим, иногда – нет. Подумайте, как вы расскажете об этих занятиях группе".
Шаг 2
Каждый участник рассказывает группе о своих нишах наслаждения.
Обсуждение
"Достаточно ли имеющихся ниш, или имеет смысл искать или создавать новые? Какие ниши наслаждения надежнее – пространственные или духовные?"
Комментарии
При необходимости тренер может либо сам назвать свои духовные и пространственные ниши наслаждения, либо привести примеры этих ниш.
Страховка
Примеры пространственных ниш наслаждения: дача, горы, берег моря, рабочий кабинет, салон автомобиля, постель, концертный зал, ванная комната, бассейн, рынок, солярий, тренажерный зал, яхта. Примеры ниш духовного наслаждения: чтение, классическая музыка, праздничное застолье, секс, болтовня с подружками, лекция, послеобеденный сон, подводное плавание, компьютерные игры.
Ролевая игра 1. ПРИГЛАШЕНИЕ К НАСЛАЖДЕНИЮ
Материалы
Не требуется.
Время
Упражнение – 10-20 мин. на участника, обсуждение – 15-20 мин.
Инструкция
"Сейчас мы попробуем пригласить в наши духовные и пространственные ниши наслаждения людей, с которыми мы хотели бы разделить наслаждение. Это могут быть как члены нашей группы, так и те люди, которых среди нас нет. В этом случае отсутствующих здесь будет играть кто-либо из нас. (На этом этапе можно использовать психодраматический прием "мысли вслух".) Если вы приглашаете в свою нишу члена группы, то просто расскажите ему, что в этой нише есть хорошего, и ответьте на его вопросы.
Если вы будете приглашать отсутствующего здесь человека, то сначала нам нужно будет его представить и рассказать немного о нем". (Представление отсутствующего проводится с использованием психодраматического приема "смены ролей".)
Обсуждение
При обсуждении слово в первую очередь дается тем, кого приглашали к наслаждению. "Насколько удовольствие было точно и ярко описано? Что вас насторожило? Что заинтересовало? Учитывались ли ваши индивидуальные интересы в процессе приглашения?"
Комментарии
Здесь используются основные принципы психодраматической пробы будущего, описанные ранее. Обычно участники очень вовлекаются в эти ролевые игры, и каждому нужно дать возможность "отыграть" все ниши и всех потенциальных партнеров. Тренер и котренер внимательно следят за тем, чтобы члены группы не допускали критических и язвительных замечаний по поводу характера ниш наслаждения протагониста. Если такое случается, то сослаться можно на правило "Наслаждение у каждого свое собственное".
Домашнее задание
До следующего занятия постарайтесь пригласить к наслаждению кого-либо из ваших близких. Точно опишите партнеру, в чем именно состоит наслаждение, и научите его тому, что вы умеете сами.
Упражнения 29 - 43
Упражнение 29. ПЕРЕПИСАННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ
Материалы
Листы бумаги, ручки или карандаши. С согласия участников автобиографии могут быть записаны на диктофон.
Время
Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
"За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и счастье. Наша задача будет сейчас состоять в том, чтобы рассказать собственную биографию, оставив в ней только позитивные моменты, то есть такие события и обстоятельства, которые вам доставили удовольствие, радость или другие приятные чувства.
Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей". Участники группы по очереди рассказывают подготовленные позитивные автобиографии.
Обсуждение
"Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным? Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым?"
Комментарии
При кажущейся простоте задания его выполнение может быть связано с некоторыми трудностями. Участники, например, могут "соскальзывать" на описание неприятных событий или ощущений, с ними связанных. Тренер внимательно следит за рассказом каждого и помогает при необходимости сконцентрироваться на том положительном, что есть в каждом моменте биографии. Тренер может также обращаться за помощью в этом к группе. По возможности и с согласия участников диктофонная запись автобиографий может быть расшифрована и роздана участникам группы. Эти биографии участникам предлагается дополнить новыми позитивными событиями в их жизни.
Упражнение 30. ПРОЕКТ БИОГРАФИИ
Материалы
Листы бумаги, ручки или карандаши. С согласия участников биографии могут быть записаны на диктофон.
Время
Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
"Теперь, когда мы навели порядок в нашем прошлом, мы попробуем пофантазировать и заглянем в наше позитивное будущее. Мы будем полностью свободны в наших фантазиях и сочиним каждый сам себе биографию на ближайшие 5-10 лет, включив в нее все наши мечты и планы, а также события и обстоятельства, которые вам наверняка доставят удовольствие и радость. Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей". Участники группы по очереди рассказывают подготовленные биографии.
Обсуждение
"Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным? Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым?"
Комментарии
Тренер внимательно следит за рассказом каждого и помогает при необходимости не отвлекаться на оценку реальности описываемых событий, их достижимости и т. д., а сконцентрироваться на том положительном, что есть в каждом моменте биографии. По возможности и с согласия участников диктофонная запись позитивных биографий также может быть расшифрована и роздана участникам группы.
Домашнее задание
Позитивные биографии участникам предлагается дополнить новыми позитивными событиями, которые они могут заимствовать из услышанных ранее рассказов.