Листы бумаги, ручки или карандаши. С согласия участников рассказы о целях могут быть записаны на диктофон.
Время
Подготовка – 5 мин., упражнение – 10 мин. на участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
"Подумайте, пожалуйста, о том, к чему вы стремитесь, о тех состояниях, достижение которых доставляет (или может доставить) вам удовольствие. Назовите, пожалуйста, четыре таких состояния, воспользовавшись следующим ассоциативным рядом: 1) Зимняя цель – никому не видна и редко осуществляется, поскольку лежит глубоко в земле в виде зернышка. Может вырасти в цель видную и красивую при соответствующем уходе и заботе. 2) Весенняя цель – при данных условиях уже проросла, но росток нежный и беззащитный, может быть легко затоптан. 3) Летняя цель – созрела и цветет, цветы всем видны и очевидны, могут быть и плоды. 4) Осенняя цель – зрелая и плодоносящая, требует лишь постоянного полива, цвести и плодоносить при должном уходе будет долго". После непродолжительной подготовки, в ходе которой участники формулируют свои цели на листках бумаги, тренер предлагает каждому рассказать группе о собственных целях. Целесообразно, чтобы тренер начал с рассказа о своих собственных целях.
Обсуждение
"Можете ли вы сказать, что эти цели могли бы быть привлекательны и для вас самих?" "Действительно ли речь идет о целях или мы имеем дело со средствами?"
Комментарии
Очень часто в ходе выполнения упражнения и при его обсуждении возникает дискуссия о различиях между целями и средствами, целями и мечтой, целями и последствиями. Это различие следует детально обсудить и проиллюстрировать примерами. В нашей программе мы предпочитаем использовать следующие рабочие разъяснения. Цель, задача и мечта понимаются как разные уровни одного и того же процесса определения состояния, достижение которого доставит удовольствие. Различие состоит лишь во временной перспективе. Цели и последствия различаются тем, что наступление последствий может нести с собой негативные чувства. Достижение же цели всегда приносит удовлетворение. Если цель достигнута, а удовольствия нет, значит, были допущены ошибки при постановке цели. Наибольшие дискуссии обычно вызывает различие цели и средства. Мы предпочитаем рассматривать в качестве средств достижения цели все предметные, вещные формы ее выражения. Сама же цель рассматривается как то эмоциональное состояние или настроение, которое возникает при обретении этих вещей. Например, хороший современный и надежный автомобиль мы будем считать средством, а мобильность, гордость или комфорт – целью. Иными словами, целью в дискуссии будет признано лишь определенное удовольствие от обладания средствами достижения этого удовольствия. Далее, имеет смысл отметить (если участники сами не сделают этого в дискуссии), что иногда существует довольно много разных средств достижения цели (например, ощущения гордости или мобильности) и эти средства иногда совершенно неравноценны. Иногда возникают сомнения по поводу того, к чему – зиме, осени, весне или лету – следует отнести ту или иную цель. Чтобы рассеять эти сомнения, тренеру и котренеру рекомендуется и самим выполнить это упражнение, объясняя, почему именно к этому времени года они отнесли данную цель. Если сомнения остаются, участникам можно предложить просто следовать своим собственным ассоциациям.
Домашнее задание
"Прочитайте еще раз ваш инвентарь целей и проверьте, не оказалась ли какая-либо важная для вас цель пропущенной, и не включили ли вы в список целей что-либо второстепенное и несущественное".
Упражнение 52. ОЦЕНКА ЦЕЛЕЙ
Материалы
Информационный листок "Критерии цели, создающей удовольствие" (см. Приложение 3).
Время
Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
"Пожалуйста, прочитайте информационный листок "Критерии цели, создающей удовольствие". Попробуйте с использованием этого листка оценить каждую вашу формулировку по шести критериям. Используйте просто значки "+" и "-".
Обсуждение
"Согласны ли вы с перечисленными критериями цели, создающей удовольствие? Можно ли отказаться от некоторых критериев? Может быть, эти критерии должны быть дополнены? Как выглядят ваши цели применительно к этим критериям?"
Комментарии
Обычно критерии горячо обсуждаются. Практически не бывает так, что все цели удовлетворяют всем критериям. Здесь имеет смысл отметить, что критерии не имеют абсолютного значения, они – лишь ориентиры, позволяющие определить и переформулировать фальшивые цели. Очень часто вопросы возникают в связи с пятым пунктом критериев, требующим формулировки целей с максимальной свободой действий. Здесь необходим бывает теоретический комментарий по поводу теории Джулиана Роттера.
Упражнение 53. ОШИБОЧНЫЕ ЦЕЛИ
Материалы
Как вариант: участникам могут быть розданы бланки, на которых будут написаны перечисленные ниже цели.
Время
Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника
Инструкция
"Попробуйте найти ошибки в приведенных ниже формулировках целей:
17. Хочу иностранную машину
18. Чтобы муж меньше пил
19. Хочу жить отдельно от родителей с любимым парнем
20. Недельку отдохнуть, и чтобы меня никто не трогал
21. Хочу замуж
22. Мне нужен новый компьютер
23. Не хочу работать
24. Научиться играть на гитаре
25. Хочу быть хорошим специалистом, и чтобы все меня уважали
26. Мне нужна трехкомнатная квартира
27. Не хочу ухаживать за больной бабушкой
28. Мне срочно нужно похудеть"
Обсуждение
"Что легче – соблюдать или нарушать правила? Отчего это так?"
Комментарии
Если кто-либо из членов группы отмалчивается, то тренер или котренер прямо обращаются к нему с вопросом "А ты что по этому поводу думаешь?"
Упражнение 54. ИСПОРЧЕННЫЕ ЦЕЛИ
Материалы
Списки целей из упражнения "Растущие цели".
Время
Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция
"Пожалуйста, попробуйте переформулировать собственные цели так, чтобы нарушить как можно большее количество "Критериев цели, приносящей удовольствие". Участников группы я попрошу помочь каждому найти такую формулировку, которая нарушает как можно большее количество правил".
Комментарии
Тренер активно вовлекает в выполнение упражнения участников группы. Если удастся превратить "порчу целей" в коллективное творчество, то упражнение обычно проходит очень весело. Тренер может вмешиваться с предложениями такого рода: "А теперь сделаем цель недостижимой", "Попробуем-ка переложить ответственность за достижение цели на других людей".