Упражнение 55. СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ
Материалы
| Записи участников, сохраненные после упражнения "Растущие цели".
|
Время
| Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
|
Инструкция
|
|
Шаг 1
| "Это упражнение выполняется в парах. Посмотрите друг на друга и выберите человека, с которым вы могли бы обсудить ваши цели. Ваша задача состоит в том, чтобы проинформировать друг друга о своих целях и найти возможные совпадения. Конечно, не следует ожидать полного совпадения целей. Наша задача в том и состоит, чтобы в обсуждении найти такие вещи, к которым вы оба могли бы стремиться". (При нечетном количестве участников в упражнении принимает участие котренер.)
|
Шаг 2
| "Теперь я попрошу объединиться с ближайшей парой. Обсудите, пожалуйста, цели пар и ваши личные цели и попытайтесь прийти к согласию относительно того, что вам вчетвером может доставлять удовольствие".
|
Шаг 3
| Один из представителей каждой подгруппы рассказывает всей группе, какие согласованные цели есть у его "четверки". Участники критически анализируют цель с использованием "Критериев цели, доставляющей удовольствие".
|
Обсуждение
| "Какие трудности возникли в процессе согласования целей? Чье описание согласованных целей было самым удачным? Какие правила труднее всего соблюдать?"
|
Комментарии
| В обсуждении часто выясняется, что присоединиться к цели проще, если человек рассказывает о том, какие формы удовольствия он испытывает или может испытать при реализации данной цели. Иными словами, задача тренера состоит в том, чтобы участники, представляя свою цель, концентрировались не на ее формальных моментах, а на удовольствии, с ней связанном.
|
Упражнение 56. НЕПРИЯТНЫЕ ДЕЛА
Материалы
| По пять пустых маленьких карточек на каждого участника. Некоторое количество карточек нужно иметь в запасе. На оборотной стороне карточки оставлено место для рангов по следующим пунктам:
29. Степень неприятности
30. Легкость выполнения
31. Требуемое время
|
Время
| Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
|
Инструкция
| Каждому участнику выдается 5 карточек. "На имеющихся у вас карточках запишите, пожалуйста, те неприятные дела, которые вам необходимо сделать, невыполненные обещания и неприятные, но необходимые встречи. Если пяти карточек не хватит – можете взять у меня еще. Теперь, пожалуйста, расположите перед собой карточки таким образом, чтобы слева от вас оказались наиболее неприятные вещи, а справа – менее неприятные... Занесите, пожалуйста, ранги – места в полученном ряду – на оборотную сторону карточки". (Подобным образом происходит ранжирование по другим категориям: слева – легкие в выполнении, справа – трудные дела, слева – требующие немного времени, справа – требующие много времени.)
|
Обсуждение
| "Давайте теперь выберем карточку, имеющую наименьшие ранги по степени неприятности и легкости выполнения. Что вам мешает завершить это неприятное дело? Когда вы сможете его завершить или как минимум начать его завершение?"
|
Комментарии
| Обычно это упражнение не вызывает трудностей. При обсуждении нужно особо следить за неприятными вещами периодического характера – сдача экзаменов, уборка в квартире, работы в саду, техосмотр, разговор с пьяным мужем или родительские собрания. Если таких задач накапливается много, то нужно упомянуть, что их решение требует особого систематического подхода, который будет тренироваться далее. После завершения обсуждения участники группы получают домашнее задание до следующей встречи завершить как минимум одно неприятное дело. Если завершение этого дела требует специальной тренировки навыков самоутверждения или ведения переговоров, то имеет смысл провести предварительный тренинг завершения неприятного дела в ролевой игре. На следующей встрече работа группы начинается с обсуждения выполнения домашнего задания. Если кто-либо задание не выполнил, то этот факт особо не обсуждается и не оценивается, просто задание переносится на период до следующей встречи. В ходе обсуждения тренер отмечает (если только этого не сделают сами участники), что удовольствием может быть само быстрое завершение неприятного дела или выполнение до сих пор не выполненного обещания.
|
Упражнение 57. ЧТО МНЕ ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ?
Материалы
| По десять пустых маленьких карточек на каждого участника. Некоторое количество карточек нужно иметь в запасе. На оборотной стороне карточки оставлено место для рангов по следующим пунктам:
1. Степень удовольствия
2. Степень доступности для меня
3. Частота
Среди карточек каждому участнику выдается одна, на которой уже написано: "Быстрое завершение неприятного дела".
|
Время
| Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
|
Инструкция
| Каждому участнику выдается десять маленьких карточек. "На карточках напишите, пожалуйста, какие занятия доставляют вам удовольствие. Пожалуйста, заполните все карточки. Теперь, пожалуйста, расположите перед собой карточки таким образом, чтобы слева от вас оказались вещи, которые доставляют вам максимальное удовольствие, а справа – менее приятные... Занесите, пожалуйста, ранги – места в полученном ряду – на оборот карточки". Подобным же образом происходит ранжирование по другим категориям (слева – доступные, справа – труднодоступные; слева – редко происходящие, справа – часто происходящие).
|
Обсуждение
| "Давайте теперь перевернем карточки и отберем карточки с малыми рангами по четырем категориям". "Можем ли мы чаще заниматься этими делами?"
|
Комментарии
| Часто участники группы с удивлением обнаруживают, что у них достаточно времени для того, чтобы наслаждаться, но они по разным причинам не делают этого. Имеет смысл расспросить их, отчего так происходит.
|
Упражнение 58. ДАРИТЬ РАДОСТЬ
Материалы
| Желательно наличие у каждого участника немножко душевного тепла.
|
Время
| Упражнение – одна неделя, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника.
|
Инструкция
| "В течение недели постарайтесь доставить максимум приятных чувств окружающим вас людям. Используйте для этого всю доброту, которую вы в себе найдете. Поверьте, меньше ее от этого не станет. Не расстраивайтесь, если люди начнут пугаться и отказываться от удовольствия. Вы сами так поступали в начале нашего тренинга".
|
Обсуждение
| "Что вам самим дало выполнение этого упражнения? Какие возникли трудности при его выполнении?"
|
Литература
1. Brengelmann J. (1988) Erfolg und Stress im Management-Verhalten. Munchen: R. Pfeiffer, 1988.
2. Ellis A. (1989) Training der Gefuhle: wie Sie sich hartnackig weigern, unglucklich zu sein. Munchen: mvg-Verlag, 1989.
3. Kanfer F.H. (1970) Self-Regulation: Research, issues and speculation. In: Neuringer C., Michael J.L. (Eds.) Behavior modification in clinical psychology. N.Y.: Appleton, 1970.
4. Kopenhofer E., Lutz R. (1984) Therapieprogramm zum Aufbau positiven Erlebens und Handelns bei depressiven Patienten. Weinsberg: Weissenhof-Verlag Dr. Jens Kunow.
5. Lutz R. (1995) Gesundheit und Krankheit: Antworten der Allgemeinen Psychologie // Lutz R., Mark N. (Hrsg.) Wie gesund sind Kranke? Gottingen: Hogrefe, 1975, S. 77-91.
6. Lutz R. (1996): Gesundheit und Genu?: Euthyme Grundlagen der Verhaltenstherapie. In: Lehrbuch der Verhaltenstherapie. Vol. 1: Grundlagen, Diagnostik, Verfahren, Rahmenbedingungen. (Ed: Margraf, J.) Berlin: Springer, c. 113-128.
7. Meichenbaum D. (1997) Methoden der Selbstinstruktion / Kanfer F.H., Goldstein A.P. (Hrsg.) Moglichkeiten der Verhaltensanderung. Munchen: U&S., 1997.
8. Meichenbaum D. (1979) Kognitive Verhaltensmodification. Munchen: U&S, 1979.
9. Rotter J.B. (1954) Social Learning and Clinical Psychology. New York: Englewood Cliffs, 1954.
10. Rotter J.B., Chance J.E., Phares E.J. (1972) Applications of a Social Learning Theory of Personality. New York, 1972.
11. Wietasch A.-K. (2001) Aufmerksamkeitskontrolle bei sozialer Phobie. Unveroffentl. Manuscript. Dissertation: Marburg-Lahn, 2001.
12. Zullow H., Oettingen G., Peterson С. and Seligman M.E.P. (1988) Explanatory style and the historical record: Caving LBJ, Presidential candidates, and East versus West Berlin. American Psychologist, 1988, 43, 673-682.
13. Арнхейм P. (1974) Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
14. Арсеньева Л. (2001) "Умирающим от любви" // Русская Германия, № 36, 2001.
15. Бандура А. (2000) Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
16. Бек А. (1999) Техники когнитивной психотерапии // Фенько А.Б., Игнатьева Н.С., Локтаева М.Ю. (ред.) Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология. М.: МПЖ, 1999, с. 142-167.
17. Большаков В.Ю. (1996) Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
18. Вацлавик П. (1993) Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1993.
19. Вачков И. (2000) Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 2000.
20. Гегель Г.В.Ф. (1994) Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб.: Наука, 1994.
21. Зелигман М. (1997) Как научиться оптимизму. Москва: а.о. "Вече".
22. Изард К.Э. (1999) Психология эмоций. СПб.: Издательство "Питер", 1999.
23. Киппер Д. (1993) Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Независимая фирма "Класс", 1993.
24. Лейтц Г. (1994) Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л.Морено. М.: Прогресс, 1994.
25. Леонтьев А.Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
26. МакМаллин (2001) Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.
27. Мольц М. (1992) Я – это я, или как стать счастливым. СПб.: Лениздат, 1992
28. Ромек В.Г. (2000) Теория выученной беспомощности М. Селигмана // Журнал практического психолога, № 3-4, 2000, с. 218-235.
29. Ромек В.Г. (2002) Поведенческая психотерапия. М.: Академия, 2002.
30. Ромек В.Г. (2002б) Бихевиоральная психодрама. Использование техник психодрамы в поведенческой терапии // Журнал практического психолога, № 2-3, 2002, с. 171-176.
31. Ромек В.Г. (2002в) Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002.
32. Сидоренко Е.В. (2001) Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2001.
33. Собчак Л.Н. (2002) Метод цветовых выборов. СПб.: Речь, 2002.
34. Солсо Р.Л. (1986) Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
35. Федоров А.П. (2002) Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПб.: 2002.
36. Фопель К. (1999) Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999.
37. Фромм Э. (1990) Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.
38. Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. (2002) Базисное руководство по психотерапии. СПб.: Речь, 2002.
39. Хрящева Н.Ю. (2001) (ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2001.
40. Эллис А., Драйден У. (2002) Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. СПб.: Речь, 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: