Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Поведение потребителя




Вопросы для повторения

1. Что означает транзитивность предпочтений?

 

2. Предположим, что угловые коэффициенты наклона кривых безразличия из некоторого семейства не отрицательны. Что вы можете сказать о желаемости этих двух товаров?

 

3. Объясните, почему две кривые безразличия не могут пересекаться.

 

4. Нарисуйте множество кривых безразличия, для которых предельная норма замещения постоянна. Нарисуйте две бюджетные линии с различными угловыми коэффициентами. Покажите, каков будет в каждом случае выбор, максимизирующий удовлетворение потребностей. Какие можно сделать выводы?

 

5. Объясните, почему при максимальном удовлетворении потребностей предельная норма замещения для двух продуктов должна равняться отношению их цен.

 

6. Объясните, почему возможно ухудшение положения человека при нормировании потребления какого-либо товара.

 

7. После объединения с Западной Германией потребители из бывшей Восточной Германии выказывали предпочтение автомобилям "Мерседес-Бенц'' по сравнению с "Фольксвагеном". Однако, конвертировав свои сбережения в западногерманские марки, они дружно отправились в фирмы, продающие "Фольксвагены". Как вы можете объяснить этот на первый взгляд парадоксальный факт?

 

8. Опишите принцип равенства предельных величин. Объясните, почему принцип может нарушаться, если потребление одного или обоих товаров происходит при возрастании предельной полезности.

 

9. Какова разница между порядковыми (ординалистскими) и численными (кардиналистскими) характеристиками полезности? Объясните, почему численные характеристики полезности не являются необходимыми для ранжирования выбора потребителя.

 

10. Цены компьютеров в долларовом исчислении существенно снизились за прошедшие 20 лет. Почему индекс потребительских цен может завысить индекс изменения стоимости жизни для людей, живущих в США и интенсивно использующих компьютеры?

 

Упражнения

1. Повсюду в этой главе предполагалось, что потребительские предпочтения не меняются. Однако в некоторых ситуациях они неизбежно меняются, как только продукт потреблен. Ответьте, почему и как могут измениться во времени предпочтения, на примере следующей пары товаров:

а. сигареты;

б. обед в ресторане со специфической кухней (первый раз).

 

2. Нарисуйте индивидуальные кривые безразличия для двух товаров (гамбургер, пиво) для следующих индивидуумов.

а. Эл любит пиво и терпеть не может гамбургеры. Он всегда предпочитает как можно больше пива независимо от количества имеющихся гамбургеров.

б. Бетти безразлично, состоит ли потребительский набор из трех кружек пива или из двух гамбургеров.

Ее предпочтения не меняются, если она уже что-нибудь съела или выпила.

в. Крис, съедая гамбургер, запивает его кружкой пива, и не будет употреблять одно без другого.

г. Дорин любит пиво, но у нее аллергия на мясо. Каждый раз, когда она съедает гамбургер, она покрывается сыпью.

 

3. Цена пластинки равна 8 долл., а аудиокассеты — 10 долл. Из своего бюджета в 80 долл. Филипп уже купил 4 пластинки. Таким образом, у него осталось 48 долл. на покупку дополнительных пластинок и кассет. Нарисуйте его бюджетную линию. Укажите его выбор, если он остаток денег потратит на 1 пластинку и 4 кассеты.

 

4. Дебора обычно покупает газированный напиток, когда идёт смотреть фильм в кинотеатр, где продают на выбор напитки в банках трёх размеров. 8-унцевая баночка стоит 1,5 долл., 12-унциевая стоит 2 долл. и 16-унциевая – 2,25 долл. Опишите бюджетное ограничение Деборы, когда она решает, сколько купить баночек разного размера.

 

5. Предположим, что Билл рассматривает масло и маргарин как совершенно заменяемые блага.

а. Нарисуйте кривые безразличия, которые описывают предпочтения Билла.

б. Являются ли эти кривые безразличия выпуклыми? Почему?

в. Если масло стоит $2 за пачку и маргарин только $1 и Билл имеет бюджет в $20, то какой товарный набор он предпочтёт купить? Можете ли Вы изобразить выбор Билла графически?

 

6. Пусть Аня и Ваня решили каждый потратить 1000 рублей в год на покупку освежительных напитков – алкогольных или безалкогольных. Аня и Ваня существенно отличаются друг от друга в плане предпочтений относительно алкогольных/безалкогольных напитков. Ваня предпочитает алкоголь, а Аня больше предпочитает «лёгкие» напитки и соки.

а. Нарисуйте кривые безразличия отдельно для Ани и отдельно для Вани.

б. Используя понятие предельной нормы замещения, объясните, почему так отличаются эти два набора кривых безразличия.

в. Если Аня и Ваня оба платят одинаковые цены за напитки, покупая их в разных количествах, то будут ли предельные нормы замещения одинаковы для них или нет? Объясните.

 

7. Антонио купил в первый год обучения 8 новых учебников по 50 долл. каждый. Использованные книги стоят только по 30 долл. Когда в книжном магазине объявили, что на следующий год новые книги подорожают на 20%, а использованные — на 10%, отец Антонио выделил ему дополнительно 80 долл. Улучшилось или нет положение Антонио после изменения цен в следующем году?

 

8. Саманта и Джейсон тратили по 24 долл. в неделю на прокат видеокассет и посещение кинотеатров. Когда цены на то и другое были одинаковыми — по 4 долл., то каждый из них брал напрокат по 3 видеокассеты и 3 раза в неделю ходил в кино. Цена проката уменьшилась до 2 долл., а цена билетов увеличилась до 6 долл. В этой ситуации Саманта берет напрокат 6 видеокассет и покупает 2 билета в кино, а Джейсон — 9 кассет и 1 билет.

а. Улучшилось или ухудшилось положение Саманты после изменения цен?

б. Улучшилось или ухудшилось положение Джейсона после изменения цен?

 

9. Конни Консьюмер имеет месячный доход 200 долл. и тратит его на два продукта — мясо (М) и картофель (Р).

а. Пусть фунт мяса стоит 4 долл., а фунт картофеля - 2. Начертите бюджетное ограничение.

б. Пусть функция полезности Конни имеет вид u(М, Р) = 2М + Р. Какая комбинация продуктов для нее максимизирует полезность? (Мясо и картофель абсолютно взаимозаменяемы.)

в. Супермаркет, где Конни покупает продукты, проводит рекламную кампанию, предусматривающую премии. Если Конни покупает 20 фунтов картофеля (по цене 2 долл.), то получает еще 10 фунтов бесплатно. Это правило распространяется только на первые 20 фунтов. Все, что покупается сверх этих 20 фунтов (исключая премию), продается снова по 2 долл. за фунт. Нарисуйте соответствующее бюджетное ограничение.

г. Вспышка картофельной гнили подняла цену па картофель до 4 долл. Супермаркет закончил проводить рекламную кампанию. Каким стало бюджетное ограничение Конни в этом случае? Какой набор из мяса и картофеля обеспечивает максимальную полезность?

10. Полезность продуктов питания F и одежды С для Джейн описывается функцией u(F,C) = FC.

а. Нарисуйте кривые безразличия, соответствующие уровням полезности, равным 12 и 24. Являются ли они выпуклыми?

б. Пусть цена единицы продуктов питания равна 1 долл., а одежды - 3 долл. Джейн тратит на питание и одежду 12 долл. Изобразите соответствующую бюджетную линию.

в. Какой набор максимизирует полезность? Решите графически.

г. Какова предельная норма замещения одежды продуктами питания при максимальной полезности?

д. Предположим, что Джейн купила 3 единицы продуктов питания и 3 - одежды, истратив весь свой бюджет в 12 долл. Будет ли предельная норма замещения одежды продуктами больше 1/3? Объясните.

 

11. В Ульяновске цена авокадо дважды больше, чем персиков, а в Москве авокадо стоит так же, как персики. Если потребители в Ульяновске и в Москве максимизируют свои функции полезности, то будут ли предельные нормы замещения персиков на авокадо одинаковыми в этих регионах или разными? Если нет, то где по модулю MRS будет больше?

 

12. Оля часто летает на самолёте, пользуясь ценовыми скидками, так что цена на билет падает на 25%, если она пролетела 40000 км в год, и затем ещё на 50%, если она пролетела 75000 км. Можете ли Вы нарисовать бюджетную линия для Оли, если первое благо – авиаполёты в км., а второе – затраты на все остальные блага?

 

13. Полезность, которую Светлана получает от потребления еды F и одежды C задаётся функцией u(F,C) = FC. Предположим, что её доход в 1990 г. равен $1200 и что цены еды и одежды соответственно равны $1 за единицу еды и одежды. К 2000 г., однако, цена еды выросла до $2 и цена одежды до $3. Пусть индекс стоимости жизни для 1990 г. равен 100. Рассчитайте индекс стоимости жизни Светланы для 2000 г. (Подсказка: Светлана потратит одинаковые суммы денег на одежду и еду).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...