Правовое регулирование договорного обязательного медицинского страхования
Страховые механизмы, являющиеся наиболее эффективными и универсальными средствами минимизации и компенсации рисков, рассматриваются как приоритетные и применительно к социальной сфере. Имея в своей основе конструкцию классического, гражданско-правового страхования, социальное страхование обладает существенной отраслевой спецификой. Как справедливо указывается представителями цивилистичес-кой науки, «исторически возникнув из гражданско-правового (материнского) института, оно обособилось в самостоятельную правовую форму, функционально обслуживающую интересы лиц, находящихся в трудовых отношениях, с публично-правовыми механизмами регулирования». Не ставя целью детальное рассмотрение юридической конструкции страхования, отметим, что законодатель, подчеркивая приоритетность развития страхования в системе социального обеспечения, не всегда последователен в части легального воплощения страховых принципов. Сказанное касается, в том числе, системы обязательного медицинского страхования, где право граждан на бесплатную медицинскую помощь обеспечивается системой договоров, включающей договоры о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договоры на оказание и оплату медицинской помощи. Юридическая конструкция данных договоров достаточно четко отражена в одноименных дефинициях ч.1 ст. 38, ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [31, С.145]. Следует отметить: до вступления последнего в законную силу в системе действовал и третий вид договора - договор обязательного медицинского страхования, заключаемый между страхователем и страховой медицинской организацией. Анализ конструкции данного договора с точки зрения классического страхования если и позволял называть его страховым, то со значительными оговорками. Договор выступал основанием обязательства по оказании неких услуг организационного характера: страховая медицинская организация обязывалась «организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи...». Речь не шла о страховой услуге - страховой защитой лицо пользовалось на основании закона с момента заключения трудового договора, соответствующего гражданско-правового договора со страхователем. Именно с этим юридическим фактом законодатель связывал не только возникновение у работодателя статуса страхователя, но и статуса застрахованного лица у работника. Отсутствовала и столь характерная для конструкции договора страхования корреляция прав и обязанностей его сторон в части страховой премии, в данном случае страховых взносов. Основой последней являлся не договор обязательного медицинского страхования, а закон, детально регламентирующий все элементы названной публичной обязанности.
Как справедливо подчеркивалось в литературе, существенной, если не основной, проблемой действующего на тот период Федерального закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» являлось неадекватное определение приоритетов, смещение которых уходило далеко в сторону от самой системы медицинского страхования и интересов застрахованного лица5. Действительно, застрахованное лицо было лишено право выбора страховой медицинской организации, медицинского учреждения, врача и в целом права выбора условий получения медицинской помо-щи6. Отмечая отсутствие достаточных государственных гарантий медицинской помощи, ее доступности и высокого качества, а равно слабое развитие страховых принципов, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.7 предусматривала модернизацию системы обязательного медицинского страхования, в том числе формирование конкурентной ее модели с созданием условий для выбора застрахованным страховщика и медицинской организации.
Новый правовой механизм нашел свое воплощение в ФЗ № 326, закрепившем, в том числе, отказ законодателя от спорной конструкции договора обязательного медицинского страхования. Вместе с тем обоснованно ли говорить о построении именно страховой системы, в основе которой лежит система договоров в пользу застрахованного? Важно отметить, что законодатель четко разграничивает субъектов обязательного медицинского страхования и участников данной системы. Отношения по обязательному социальному страхованию между его субъектами - застрахованным лицом, страхователем и страховщиком, в роли которого выступает Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - возникают в силу закона. Последний гарантирует бесплатное предоставление медицинской помощи в объеме, предусмотренном программами обязательного медицинского страхования. Финансирование данной системы осуществляется исключительно страхователями посредством уплаты обязательных публично-правовых платежей- страховых взносов на обязательное медицинское страхование. С отменой единого социального налога они утратили налоговую природу, однако по-прежнему не способны поддерживать ту тесную связь индивидуального вклада страхователя с размером медицинского обеспечения, предоставляемого при реализации страхового случая, которая присуща страхованию в его классическом понимании. Ст. 3 ФЗ № 326 четко определяет публичный и обезличенный характер страховых взносов, по сути являющихся фискальными взиманиями, поступающими в бюджет фонда с целевым назначением [40, С.156]. Указанные признаки действующего обязательного медицинского страхования, несмотря на законодательные новеллы, с трудом позволяют признать систему страховой. «Поэтому-то как страховая конструкция обязательное медицинское страхование и «функционирует с таким скрипом». Страхование есть объективная экономическая и правовая категория, имеющая свои закономерные специфические признаки и строго определенный набор конструктивных элементов, которые не могут быть изменены субъективными волеизъявлениями, даже если они облечены в форму законов. Вне этих признаков и элементов реализовать свое назначение страхование просто не в состоянии».
Закрепив всеобщность медицинского страхования и бесплатный характер медицинской помощи, законодатель стремится обеспечить доступность и качество последней за счет развития рыночных начал в сфере здравоохранения и конкуренции между участниками системы обязательного медицинского страхования. Предоставление застрахованному лицу права выбора страховой и медицинской организации является, с одной стороны, средством развития данной конкуренции, а с другой - в определенной степени делает систему обязательного медицинского страхования более ориентированной непосредственно на получателя социально-страхового обеспечения. В качестве основы реализации права застрахованного лица на медицинскую помощь выступают: договор между страховой медицинской организацией и территориальным фондом о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; договор между страховой и медицинской организацией на оказание и оплату медицинской помощи. Применительно к рассматриваемой системе договоры являются элементами сложного фактического состава, с наличием которого закон связывает осуществление застрахованным лицом принадлежащих ему в силу ФЗ № 326 прав. Данные договоры по своей сущности являются публичными договорами, договорами присоединения, заключаемыми на условиях, определенных законодательством и программами обязательного медицинского страхования в соответствии с типовыми формами, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Без сомнений, в указанном случае конструкция договора, заимствованная из сферы гражданского права, приобрела качественное своеобразие и специфику. Так, именно застрахованный, реализуя свое право, обязывает страховую медицинскую организацию заключить договор на оказание и оплату медицинской помощи с конкретной медицинской организацией, включенной в соответствующий реестр.
Подчеркивая публичность этого договора, закон исключает право страховой организации на отказ в его заключении медицинской организации, избранной застрахованным. При этом Федеральный фонд обязательного медицинского страхования толкует норму п. 5 ст. 39 ФЗ № 326 более широко, указывая на безусловную обязанность страховой медицинской организации заключить договор на оказание и оплату медицинской помощи со всеми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации. Что касается застрахованного, то он, не являясь стороной договора, вправе требовать бесплатного предоставления медицинской помощи при наступлении страхового случая. Ст. 37 ФЗ № 326 подчеркивает принадлежность всей системы взаимосвязанных договоров, опосредующих обязательное медицинское страхование, к категории договоров в пользу третьего лица - застрахованного. Однако при ближайшем рассмотрении конструкции данных договоров в этом возникают обоснованные сомнения [42, С.187]. Договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования наряду с ФЗ № 326 является основанием наделения страховых медицинских организации и осуществления последними отдельных полномочий страховщика. По своей сути он носит посреднический характер и регламентирует прежде всего финансовую составляющую социального страхования, но порождает, в том числе, и обязательства страховой организацией по оформлению, переоформлению, выдаче полиса обязательного медицинского страхования, ведению персонифицированного учета, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи т. д. Как представляется, указанные обязательства реализуются в рамках производных (вспомогательных) социально-обеспечительных отношений. Вместе с тем это не меняет квалификации рассматриваемого договора как не имеющего социально-обеспечительного характера. Право требовать надлежащего исполнения страховой организацией обязательств по финансовому обеспечению обязательного медицинского страхования у застрахованного лица отсутствует. В силу положений ст. 38 ФЗ№ 326 страховая медицинская организация несет ответственность за нарушение договорных обязательств только перед своим контрагентом - территориальным фондом. Ответственность же перед застрахованным лицом ограничивается исключительно возмещением страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи. Поскольку специальных правил возмещения вреда застрахованному лицу Ф З № 32611 не предусматривает, вред подлежит возмещению по правилам, установленным гражданским законодательством для деликатных обязательств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|