К вопросу о юридической конструкции договоров в системе обязательного медицинского страхования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Адекватных механизмов защиты прав застрахованных лиц не предусматривает и договор на оказание и оплату медицинской помощи. Являясь социально-обеспечительным договором, он возлагает на медицинскую организацию обязанность по предоставлению медицинской помощи третьему лицу - застрахованному - в объеме, гарантированном программами обязательного медицинского страхования. Обязанность по оплате медицинской помощи лежит в силу договора на страховой организации. Предоставив выбор мед.организации, врача застрахованному лицу, законодатель не обеспечил должных гарантий соблюдения прав последнего на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию. Рыночные механизмы и развивающаяся конкуренция между участниками системы обязательного медицинского страхования рассматриваются им как достаточные гарантии обеспечения доступности и качества медицинской помощи. Оценивая взаимные права и обязанности страховой и медицинской организаций, с очевидностью приходишь к выводу, что договор на оказание и оплату медицинской помощи призван, прежде всего, обеспечить целевое использование средств обязательного медицинского страхования. Безусловно, ФЗ № 326 и договор предусматривают меры ответственности за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, а равно за неоплату или несвоевременную оплату оказанной медицинской помощи. Однако ответственность медицинской и страховой организаций наступает перед территориальным фондом и стороной по договору на оказание и оплату медицинской помощи. Что касается застрахованного лица, то его права могут быть защищены посредством предъявления требования о возмещении медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи [47, С.147].
Как представляется, действующая система обязательного медицинского страхования является страховой только лишь по названию, но не по содержанию. Оказание медицинской помощи носит всеобщий и безусловный характер, при этом столь отличающая страхование эквивалентность предоставляемого страхового обеспечения размеру уплаченных страховых взносов в системе отсутствует. Так, программы обязательного медицинского страхования предусматривают единые для всех застрахованных лиц стандарты медицинской помощи, которая оплачивается по единым нормативно установленным тарифам. Последние учитывают только нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо. Также и действующий в системе обязательного медицинского страхования персонифицированный учет не имеет своей целью обеспечение соотносимости между медицинским обеспечением застрахованного лица и суммой страховых взносов, уплаченных его страхователем13. Для сравнения можно привести систему обязательного пенсионного страхования, где страховые взносы, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете и формируют страховое обеспечение. Безусловно, в данном случае можно вести речь только об условной эквивалентности, поскольку пенсионное страхование осуществляется, в том числе, на основе принципа солидарности, но это не умаляет страховых начал системы. Что четко прослеживается в самой природе страховых взносов на данный вид страхования, которые определяются законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, имеющие персональное целевое назначение, так это обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Применительно к системе обязательного медицинского страхования хотелось бы подчеркнуть, что рамках «страхования» осуществляется предоставление социального обеспечительного блага - медицинской помощи - на бесплатной основе и по единым минимальным стандартам. Это характерно для государственной системы социального обеспечения. Что касается договоров в системе страхования, то они, не являясь социально-страховыми, оформляют наделение страховых организаций отдельными полномочиями страховщика, опосредуют осуществление участниками финансовых и организационных услуг, контроль за целевым использованием средств обязательного медицинского страхования. При этом интересы застрахованного лица не находят своего отражения и защиты в действующей системе. Все это позволяет утверждать о неадекватности избранной законодателем формы регулирования тому социальному риску, который подлежит компенсации, минимизации. Таким образом наметилась негативная тенденция финансового и организационного сближения социального страхования с системой государственного социального обеспечения. Это ставит перед учеными и практиками вопрос о поиске путей решения обозначенных проблем, в частности указывает на необходимость построения системы медицинского социального страхования, эффективно сочетающей как обязательное, так и добровольное, на основе конструкции договора медицинского страхования, имеющего социально-обеспечительный страховой характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Медицинское страхование — форма защиты населения, которая заключается в гарантии оплаты помощи врачей за счёт накопленных средств. Она гарантирует гражданину предоставление некоторого объёма услуг бесплатно в случае нарушения здоровья. Обязательное медицинское страхование (ОМС) реализуется в соответствии с госпрограммой. Оно является всеобщим для граждан страны. Добровольное медицинское страхование в России позволяет получать дополнительные услуги, не предусмотренные ОМС. Это может быть определенное число посещений специалистов, стационарное лечение и др. Участвуя в добровольной программе, человек самостоятельно выбирает виды и объем услуг, учреждения, в которых он хочет обслуживаться. При заключении договора клиент уплачивает взнос, который позволяет ему в течение определенного срока получать обслуживание по выбранной программе без доплаты.
Страхователь – лицо, которое платит взносы. Это может быть человек или организация. Страховщик – юридическое лицо, которое осуществляет медицинское страхование. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) - заведения, в которых предоставляется спектр медицинских услуг людям с различными заболеваниями. К ним относятся: терапевтические, хирургические, психиатрические, неврологические, педиатрические медучреждения, родильные дома и реабилитационные центры. Полис - документ, подтверждающий участие человека в программе. медицинское страхование в россии Страховая медицинская организация (СМО) - юридическое лицо с уставным капиталом, которое занимается исключительно добровольным или обязательным медицинским страхованием. Деятельность осуществляется в двух направлениях: накопление средств для оказания помощи населению; экспертиза после получения услуг. Поскольку целью заключаемого договора является предоставление застрахованным гражданам медицинской помощи, то необходимо определить правовое положение застрахованных в данном договоре. Не являясь стороной договорного соглашения, они в соответствии со ст. 27 Закона о медицинском страховании получают самостоятельное право предъявлять требования к СМО по заключенному договору за невыполнение условий договора ОМС, а в соответствии со ст. б Закона о медицинском страховании - право на предъявление иска к СМО независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования. Таким образом, застрахованные, получая самостоятельное право требования, становятся субъектом обязательственного правоотношения, возникающего на основании заключенного договора ОМС. Именно такую ситуацию предусматривает ст. 430 ГК РФ, регулирующая договоры в пользу третьих лиц. Страхователем по договору ОМС является лицо, уплачивающее страховые взносы. Закон о медицинском страховании подразделяет страхователей на две группы (ст. 2 Закона о медицинском страховании): страхователи работающего населения (юридические и физические лица) и страхователи неработающего населения (органы исполнительной власти и органы местного самоуправления).
Одной из актуальных проблем правового регулирования договора ОМС на современном этапе является проблема определения страхователей неработающего населения. На практике нередко возникали споры о том, кто должен быть страхователем неработающего населения: органы местного самоуправления или органы исполнительной власти субъекта РФ. Данный вопрос был рассмотрен Конституционным Судом РФ, который в своем определении от 08.04.03 № 131-0 «По запросу Арбитражного суда Сахалинской области о проверке конституционности положений статьи 17 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» указал, что «органы местного самоуправления не освобождаются от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в т. ч. путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население». Однако необходимо отметить, что на момент вынесения данного определения Конституционного Суда РФ Федеральный закон от 06.10.99 № 184-ФЗ»Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон об органах государственной власти субъектов РФ) действовал в редакции от 11.12.02. Федеральным законом от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.) в данный закон была введена глава IV.1 «Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации». Согласно подп. 22 п. 2 содержащейся в ней статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации ОМС неработающего населения.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей на момент вынесения указанного определения Конституционного Суда РФ, к компетенции органов местного самоуправления относилось осуществление мер по ОМС граждан. Таким образом, анализ изменившегося законодательства позволяет прийти к выводу о том, что страхователями неработающего населения являются органы исполнительной власти субъекта РФ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Нормативно-правовые акты: 1. Рекомендация Международной Организации Труда от 12 мая 1944 г. № 67 об обеспечении дохода\\ Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева, Международное бюро труда, 1991. 2. Конституция Российской Федерации: принята на всенар. голосовании 12 дек. 1993 г. // Рос. газета. – 1993. – 25 дек. 3. Об организации страхового дела в Российской Федерации: федер. закон [от 27 ноября 1992 г. № 4015-I] (с изм. на 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. –1993 г.-№ 2. 4. Рекомендация Международной Организации Труда об обеспечении дохода[12 мая 1944 г.] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 2. – Ст. 163. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ] (с изм. на 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994 г. -№ 238-239– Ст. 987. 6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон [от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ] (с изм. на 4 июня 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 12 августа 1998 г. -№ 153-154– Ст. 137. 7. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон [от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ] (с изм. на 29 декабря 2015 г. № 394-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 12 августа 1998 г. -№ 31-154– Ст. 3803. 8. Об основах обязательного социального страхования: федер. закон [от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ] (с изм. на 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ) // Рос. газета. – 21 июля -1999 г. 9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федер. закон [от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ] (с изм. на от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 15 декабря -2001 г. № 297 – Ст. 2156. 10. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон [от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ] (с изм. на 4 июня 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 17 декабря -2001 г. № 52– Ст. 137. 11. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон [от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ] (с изм. на 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – декабря- 2006 г. № 297 – Ст. 2581. 12. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: федер. закон [24 июля 2009 г. № 212-ФЗ] (с изм. на 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 7 июля- 2009 г. -№ 30 ст. 3738. 13. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: федер. закон [от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ] (с изм. на 3 июля 2016 г. № 286-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – ноября- 2010 г. № – Ст. 6422. 14. Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» [от 25 июля 2013 г. № 645] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – от 25 июля - 2013 г.– Ст. 4086. 15. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ [от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – от 14 мая - 2014 г.– Ст. 4086.
Литература 16. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация правового регулирования как принцип права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. -2013. -№ 3.- С. 8-16. 17. Андреев В. С. Вопросы теории советского права социального обеспечения: Научные труды. М.: МГЮА, 2013. Т. -528 с. 18. Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. М., 1987.- 350 с. 19. Андреев В. С. Материальное обеспечение граждан СССР в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности: Научные труды. М.: МГЮА, 2013.- 528 с. 20. Астрахан Е. И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М., 1961. -327 с. 21. Александров А.И. Страхование. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 350 с. 22. Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право РФ. – М: Норма, 2011. - 281с. 23. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. – М.: Статут, 2015. – 483 с. 24. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М.: Юрист, 2013. – 536. 25. Гражданское право: Учебник / Под ред. Толстого Ю.К. и Сергеева А.П. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРОСПЕКТ, 2013. – 632 с. 26. Еременко В.И. Страховое право: Учеб. пособие. – М.: Норма, 2011. – 334 с. 27. Зенин И.А. Гражданское право РФ: Учебное пособие. – М: МЭСИ, 2013. – 391 с. 28. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: БЕК, 2015. -430 с. 29. Каминский П. А., Павлюченко В. Г., Хмелевская С. А. Социальное страхование. М., 2013. -268 с. 30. Кирилловых А. А. Правовое регулирование обязательного медицинского страхования // Законодательство и экономика. 2015. № 6. С. 62 — 76. 31. Лушников А. М., Лушникова М. В., Тарусина Н. Н. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Проспект, 2015.-378с. 32. Мартьянова Т.С. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. Издание Бюро МОТ в Москве. М., 2013. -157 с. 33. Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2013.- 600 с. 34. Лушников А. М., Лушникова М. В., Барышникова Т. Ю. Теория социального обеспечения: прошлое и настоящее. Ярославль: ЯрГУ. 2015. -288 с. 35. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Перспективы развития. М.: Городец, 2012.- 344 с. 36. Миронова Т. К. Право и социальная защита. М., 2013.-336 с. 37. Павлюченко В. Г. Обязательное медицинское страхование в России. М., 2011.- 412 с. 38. Парамонова С. В. Проблемы и перспективы пенсионной системы России. Красноярск, 2013.- 220 с. 39. Перемышленникова О. Н. Основные принципы взимания страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Финансовое право. -2013.- № 7.- С. 31-34. 40. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2015. -573 с. 41. Право социального обеспечения России / отв. ред. К. Н. Гу-сов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014. -640 с. 42. Право социального обеспечения: учебник / под ред. М. В. Филипповой. М.: Юристъ, 2013.- 446 с. 43. Ульянишев В.Г. Страховое право. – М.: Юридическая литература, 2013. – 361 с. 44. Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. Омск, 2015. -382 с. 45. Фогельсон Ю.Б. Введение в страховое право. – М: Юристъ, 2015 г. – 423с. 46. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. – М: Юристъ, 2015. – 489 с. 47. Шахов В.В., В.Н. Григорьев, С.Л. Ефимов. Страховое право: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2014. – 483 с. 48. Шевченко Г.Н. Регрессные обязательства между субъектами гражданских правоотношений. – М.: ИНФРА, 2015. – 394 с. 49. Шиминова Н.Я. Основы страхового права России. – М.: Юрист, 2015. – 495 с. Судебная практика 50. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.11.2012 № 27-П // Собрание законодательства РФ. - 2012. -№ 48. 51. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 № 6-П // Собрание законодательства РФ. -2005. -№ 23. 52. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 № 18-П // Собрание законодательства РФ. -2000. -№ 3. 53. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П // Собрание законодательства РФ. -1998.- № 10. 54. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 27 мая 1998 г. № 10] // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1998. – № 55. Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2014 г. № Ф07-1061/14 по делу № А21-6831/20\\Вестник ВАС. 2014. № 2. 56. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 апреля 2014 г. № Ф05-1549/14 по делу № А40-106868/2013\\Вестник ВАС. 2014. № 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|