Расчет процесса расширения
1. Для дизелей находится степень предварительного расширения (1.54) и степень последующего расширения . (1.55) 2. Температура газов в конце процесса расширения, К: . (1.56) 3. Давление газов в конце расширения, МПа: . (1.57)
4. Для оценки правильности выбора значения температуры отработавших газов производится проверка по формуле Мазинга: . (1.58) Значения температуры , принятое в исходных данных и полученное расчетом по формуле (1.58), не должны отличаться более чем на 15 %. В противном случае принимается уточненное значение (см. п.9, с.9).
5. Уточняется значение n 2 по формуле (1.12) и вновь выполняются пп.1‑4 до тех пор, пока погрешность вычисления n 2 не составит 0,001. При этом величина теплоемкости рассчитывается по формулам (1.46) или (1.47) и табл.1.14.
Расчет индикаторных параметров рабочего цикла двигателя
1. Производится определение расчетного среднего индикаторного давления теоретического цикла для бензиновых двигателей, МПа: (1.59) или для дизелей: (1.60) и действительного среднего индикаторного давления цикла, МПа: , (1.61) где ‑ коэффициент полноты индикаторной диаграммы: для бензиновых двигателей =0,94...0,97; для дизелей =0,92...0,95.
2. Вычисляется индикаторный КПД . (1.62)
3. Удельный индикаторный расход топлива, г/(кВт×ч): . (1.63)
Расчет эффективных показателей двигателя
1. Для определения эффективных показателей, как известно, необходимо произвести оценку механических потерь мощности или среднего давления механических потерь . При выполнении расчета рабочего цикла величину определяют по эмпирическим зависимостям как функцию средней скорости поршня, МПа: для карбюраторных двигателей при S/D >1:
; (1.64) при S/D <1: ; (1.65) для дизелей с неразделенной камерой сгорания: ; (1.66) с разделенной камерой сгорания: . (1.67)
2. Среднее эффективное давление, МПа: . (1.68) 3. Механический КПД . (1.69) 4. Эффективный КПД . (1.70) 5. Эффективный удельный расход топлива, г/(кВт×ч): . (1.71) 6. Эффективный крутящий момент, Н×м: . (1.72)
Расчет размеров и удельных параметров двигателя
1. Определяется рабочий объем цилиндров двигателя, л: (1.73) и одного цилиндра . (1.74)
2. Рассчитываются диаметр цилиндра, мм: (1.75) и ход поршня, мм: . (1.76) Принимаются округленные в соответствии с ГОСТ 621-87 или ГОСТ 654-81 значения S и D.
3. Часовой расход топлива равен, кг/ч: . (1.77)
4. Уточняется величина средней скорости поршня, м/с: . (1.78)
5. По окончательно принятым значениям D и S определяются основные параметры и показатели двигателя: ; (1.79) ; (1.80) . (1.81) Ошибка по сравнению с ранее принятым значением cm не должна превышать 10…15%.
Методика динамического расчета кривошипно-шатунного механизма двигателя
Кинематический анализ КШМ
Кинематический анализ движения элементов КШМ (поршня, шатуна, кривошипа) проводится на основе результатов расчета рабочего цикла двигателя (диаметр цилиндра, ход поршня). Расчет скоростей и ускорений перечисленных элементов необходим для последующего динамического расчета. Для основных конструктивных схем КШМ автомобильных двигателей, разрабатываемых при курсовом проектировании (рис.2.1), рассчитываются: ‑ угловая скорость вращения кривошипа, рад/с: , где j ‑ угол поворота кривошипа, отсчитываемый от положения поршня в ВМТ; n ‑ частота вращения КВ, мин-1; ‑ окружная скорость конца кривошипа, м/с: ; ‑ центростремительное ускорение конца кривошипа, м/с: ; ‑ перемещение, скорость и ускорение поршня (табл.2.1), где ‑ относительное смещение (выбирается в пределах 0,05...0,15); а ‑ смещение оси цилиндра от оси коленчатого вала (см.рис.2.1);
‑ максимальная скорость поршня, м/с: .
Таблица 2.1 Расчетные зависимости для перемещения, скорости и ускорения поршня
Динамический расчет КШМ
Целью динамического расчета является определение действующих на элементы КШМ сил и моментов, знание которых необходимо для расчетов деталей проектируемого двигателя на прочность и износостойкость, анализа неуравновешенности двигателя и т.д. На рис.2.2 изображены векторы суммарных сил и моменты, действующие в КШМ при работе двигателя. В течении рабочего цикла эти силы и моменты непрерывно изменяются по величине и направлению. В курсовом проекте указанные усилия рассчитываются как функции угла поворота КВ через каждые 10° в пределах от нуля до 720° (для четырехтактных двигателей). Отсчет угла поворота КВ ведется от такого положения кривошипа, при котором поршень находится в начале такта впуска. Расчет ведется в следующем порядке.
1. Сила давления газов на поршень, Н: , где p ‑ индикаторное давление газов (давление над поршнем) при заданном угле поворота кривошипа, МПа; ‑ давление в картере двигателя (под поршнем, МПа), которое принимается равным атмосферному давлению для двигателей с вентиляцией картера; ‑ площадь сечения цилиндра, м2.
2. Вычисляется сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс , где ‑ масса поступательно движущихся деталей КШМ: ; ‑ масса деталей поршневой группы; ‑ масса шатуна в сборе; ‑ доля массы шатуна, отнесенная к возвратно-поступательно движущимся деталям (выбирается в пределах 0,25...0,275). Выбор , и может быть сделан по статистическим данным (табл.2.2) или по значениям соответствующих величин двигателя-прототипа. При выборе конструктивной массы поршневой группы следует иметь в виду [6], что меньшие значения относятся к двигателям с меньшим максимальным давлением цикла и большей частотой вращения. Конструктивная масса шатуна зависит от отношения S/D. При отношении S/D <1 ее надо принимать ближе к нижнему пределу.
Основные конструктивные схемы КШМ автомобильных двигателей а - центральный; б - смещенный; в - V-образный КШМ Рис.2.1
3. Суммарная сила, действующая на поршневой палец и направленная вдоль оси цилиндра, равна: . 4. Суммарная сила, действующая вдоль оси шатуна, вычисляется по формуле: , где b ‑ угол отклонения шатуна от оси цилиндра: . Таблица 2.2 Удельная масса элементов КШМ, кг/м2
Таблица 2.3 Некоторые параметры отечественных двигателей [6]
5. Определяется боковая сила, направленная перпендикулярно оси цилиндра: . 6. Вычисляется суммарная нормальная сила, направленная по радиусу кривошипа: . 7. Суммарная тангенциальная сила, направленная перпендикулярно к радиусу кривошипа, равна: . 8. Индикаторный крутящий момент, развиваемый одним цилиндром двигателя, равен: . 9. Определяется результирующая сила, действующая на шатунную шейку кривошипа: , где ее направление относительно кривошипа определяется углом . Здесь ‑ центробежная сила инерции вращающейся части шатуна, направленная по радиусу кривошипа и нагружающая шатунную шейку коленчатого вала:
. Вследствие большого объема вычислений динамический расчет удобнее осуществлять на ПЭВМ (с помощью программы KINDY), а для одного произвольного значения угла j значения всех сил и моментов рекомендуется определить самостоятельно.
Суммарные силы и моменты, действующие в КШМ Рис.2.2
Построение графиков
В результате выполнения динамического расчета КШМ должны быть построены следующие графики, которые помещаются на отдельном листе формата А1:
1) индикаторная диаграмма вместе с диаграммой фаз газораспределения; 2) развернутые по углу поворота КВ диаграммы: ‑ силы давления газов , силы инерции и суммарной силы ; ‑ боковой силы , суммарной силы , действующей вдоль шатуна, и нормальной силы ; ‑ крутящего момента (тангенциальной силы ) и силы , действующей на шатунную шейку КВ; 3) полярная диаграмма силы вместе со схемой КШМ с указанными на ней направлениями и знаками действующих сил; 4) график суммарного крутящего момента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|