Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 18. Вторая гражданская война




Глава 18. Вторая гражданская война

Смерть Йазида I и начало двоевластия

27 мухаррама 64/25 сентября 683 г. сирийское войско подошло к Мекке.

Абдаллах ибн аз-Зубайр, говоривший, что он всего лишь один из голубей Ка‘бы, ищущий у нее защиты, расположил свой лагерь во дворе ал-Масджид ал-Харам, стены которой были не только символической, но и реальной защитой от нападения. Сирийцы полмесяца не предпринимали активных действий, не желая нарушать святость ее территории и возбуждать враждебность жителей, еще не присоединившихся к Ибн аз-Зубайру.

Первое столкновение произошло 11 октября за пределами мечети. В нем погибли три сирийца и четыре зубайровца. После этого стычки и поединки, в которых с обеих сторон погибло несколько именитых людей, стали происходить постоянно, не меняя положение в чью-либо сторону. Убедившись в непреклонности Ибн аз-Зубайра, ал-Хусайн ибн Нумайр пошел на небывалый шаг – установил на горе Абу Кубайс, возвышающейся с юга над мечетью, катапульту и стал метать в нее камни.

История с этой катапультой и обстрелом Ка‘бы сильно затемнена желанием историков максимально очернить тех, кто осмелился так надругаться над святостью мечети. Если у ранних историков упоминается только одна катапульта, то у более поздних появляются камнеметные машины разного типа, которые не только мечут камни, но и забрасывают мечеть зажигательными снарядами и горящей паклей. Сообщается, что камнем из катапульты был расколот Черный камень. Однако он мог пострадать и от пожара, случившегося несколько дней спустя. По всей вероятности, катапульта действовала недолго и погибла от удара молнии вместе со всеми обслуживавшими ее людьми.

Ка‘ба серьезно пострадала несколькими днями позже. Осень была холодная, люди в мечети грелись у костров, и в субботу 3 (точнее – 4) раби 1/31 октября 683 г. от случайной искры загорелись легкие постройки, в которых использовалось много сухих пальмовых листьев. Сильный ветер раздул пламя и перебросил его на покров Ка‘бы, а от него занялись деревянные прослойки стен, отчего часть их разрушилась. Это печальное для ислама событие не повлияло на ситуацию вокруг мечети: безрезультатное противостояние продолжалось еще почти месяц.

Судьба Халифата решалась в это время в другом месте. 14 раби 1/10 ноября 683 г. в Хувварине пьяный Йазид во время охоты упал с лошади и разбился. Умирая, он успел назначить преемником своего старшего сына Му‘авийю. Этот выбор был сделан Йазидом примерно год назад, когда он после сильного печеночного приступа, опасаясь за будущее, призвал своего двоюродного брата, вождя калбитов Хассана ибн Малика ибн Бахдала, и принял от него и ближайшего окружения присягу Му‘авийи как наследнику.

Его выбор не был удачным. Му‘авийа ни духом, ни телом не был пригоден для руководства государством. Болезненность направляла его мысли в сторону смерти, современники характеризовали его как «благочестивого юношу, много думающего о потустороннем». Не желая осквернять себя делами бренного мира, он поручил их Хассану ибн Малику и оставил в провинциях прежних наместников. Хассан ибн Малик был авторитетен в Палестине и Сирии, но ничего не значил за их пределами. Халифат оказался обезглавленным, и это сразу дало себя знать.

Весть о смерти Йазида пришла в Мекку через 16 дней, 1 раби II/27 ноября; Абдаллах ибн аз-Зубайр сразу перестал быть мятежником, поскольку новому халифу он присяги не приносил. Не присягнул ему и ал-Хусайн ибн Нумайр. Он вступил в переговоры с Ибн аз-Зубайром и даже предложил присягнуть ему, если он поедет с ним в Сирию и там объявит себя халифом. Ибн аз-Зубайр отказался покинуть надежную Мекку и сменить ее на Сирию, где был бы чужаком. Кроме того, ал-Хусайн ибн Нумайр, участник избиения мединцев, был неприемлем для него как союзник. Когда он проезжал мимо Медины, к нему присоединились Умаййады, опасавшиеся мести мединцев.

Не приняли нового халифа или заняли выжидательную позицию и другие провинции. Египтяне, враждебно относившиеся к наместнику, назначенному Йазидом, явно склонялись к Ибн аз-Зубайру и вступили в переписку с ним. Ирак, со времен Али недолюбливавший власть сирийцев, был готов не признать нового халифа. Убайдаллах ибн Зийад, находившийся по зимнему времени в Басре, вместо того чтобы организовать присягу, созвал басрийцев и после речи, в которой обрисовал им, какого расцвета достигла Басра и как благоденствуют они сами в его правление, предложил затем присягнуть ему как амиру, до того как в Дамаске разберутся со властью. Басрийцы присягнули ему в этом, хотя потом многие, выходя из мечети, отирали руки о двери и стены, чтобы стереть с руки принесенную рукобитием присягу.

Убайдаллах послал делегацию к куфийцам, предлагая им принести такую же присягу, но они ответили отказом. Известие об этом вдохновило противников Убайдаллаха в Басре, начавших пропаганду в пользу Ибн аз-Зубайра. Убайдаллах прибег к испытанному средству поддержания авторитета: приказал досрочно выплатить жалованье воинам и пособие семьям. Писцы трудились над списками, не разгибая спины, даже ночью при светильниках. Но это не принесло примирения. Тамимиты, среди которых было много хариджитов, потребовали от Убайдаллаха выпустить их собратьев, заключенных в темницу. Убайдаллах отговаривал их: «Они погубят вас», – но вынужден был уступить их настояниям, что, естественно, усугубило положение. К тому же в это время, по-видимому, из Мекки вернулись хариджиты, сражавшиеся вместе с Ибн аз-Зубайром, во главе с Нафи ибн ал-Азраком. Они рассорились с Ибн аз-Зубайром, после того как он заявил, что одобрял и одобряет правление Усмана ибн Аффана. Их появление еще больше осложнило положение.

Убайдаллах оказался в изоляции: обширное семейство Зийада отказалось поддержать его в вооруженной борьбе против его противников, остались в стороне и его подопечные бухарские стрелки.

Убайдаллах пытался опереться на аздитов, соперничавших с тамимитами, среди которых было много хариджитов, но они согласились только укрыть их на своей территории. Ночью он со своим братом Абдаллахом перебрался под их покровительство. В Басре разгорелась межплеменная борьба. Глава тамимитов ал-Ахнаф ибн Кайс блокировал резиденцию, казнохранилище и канцелярии (диваны), чтобы их никто не узурпировал.

В дополнение к политической неопределенности и начавшимся междоусобицам в Халифате наступила необычайно холодная зима. На севере Сирии и Месопотамии выпал снег, ударили такие морозы, что Евфрат в течение шести дней был покрыт льдом. Погибло много маслин и виноградников, пало много скота, были и человеческие жертвы. Обычные после такой зимы неурожай и голод обещали стать прекрасной питательной средой для эпидемии чумы.

В середине февраля безвластие в Халифате достигло апогея. После трех месяцев добровольного заточения Му‘авийа ибн Йазид объявил общий сбор на моление и заявил, что отрекается от власти, потому что не может справиться с ней и предложил, что либо он назовет достойного человека, либо мусульмане выберут, кого хотят. Однако не произошло ни того, ни другого. Преемника себе он не назначил, хотя мать настаивала, чтобы он предложил своего брата и ее сына Халида. Вскоре он скоропостижно скончался, похоже, пав жертвой начинавшейся эпидемии чумы. С его смертью исчезла последняя видимость власти.

Растерянные придворные предложили возглавлять молитву до выбора преемника племяннику Му‘авийи ибн Абу Суфйана (по отцовской линии) и Абдаллаха ибн аз-Зубайра (по материнской линии) Усману ибн Анбасе, но он отказался, заявив, что уезжает к своему дяде Абдаллаху.

Наиболее естественный преемник Му‘авийи, Халид ибн Йазид, сам не рвался к высшей власти, будучи человеком совершенно иного склада; его интересовали нетрадиционные для мусульман науки – позже он стал известен занятиями химией и переводами с греческого, но на него ставил его двоюродный дядя ал-Хасан ибн Малик. Кроме того, реальной политической силой в Сирии после бегства Умаййадов из Медины стали представители родов, параллельных роду Абу Суфйана, прежде всего род ал-Хакама, возглавляемый Марваном ибн ал-Хакамом.

На фоне горячих событий в Хиджазе и Ираке смерть Му‘авийи II прошла настолько малозаметно, что ни даты смерти, ни длительности правления никто толком не запомнил; оно определяется в пределах от 40 дней до трех месяцев. После смерти Му‘авийи ибн Йазида Абдаллах ибн аз-Зубайр счел возможным объявить себя халифом 7 или 9 раджаба 64/29 февраля или 2 марта 684 г. Он принимал присягу с обязательством следовать Книге и обычаю пророка и праведных халифов (первых трех, о его отношении к Али трудно что-то сказать). Решение самому провозгласить себя халифом неприятно поразило тех его сторонников, которые сражались вместе с ним за проповедовавшуюся им идею избрания халифа советом. «Неужели ты не мог подождать, когда мы выберем тебя и присягнем тебе», – упрекал его один из его сторонников. Хариджиты тоже сочли себя обманутыми и ушли кто в Йамаму, кто в Басру. Число их на фоне всеобщего признания Ибн аз-Зубайра было невелико, но они стали мощным катализатором антиумаййадского движения в Аравии, Ираке и Иране.

Отказались присягнуть Ибн аз-Зубайру и два почтеннейших представителя мусульманской аристократии: Мухаммад ибн ал-Ханафийа и Абдаллах ибн Умар, считавший себя как сына халифа более достойным претендентом на этот сан, чем сын аз-Зубайра.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...