Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вторичное покорение Армении




В то время как на востоке ал-Хаджжаджу пришлось после гражданской войны утверждать власть халифа в борьбе с внутренними врагами, на севере наместникам приходилось по существу заново завоевывать Армению, лавировавшую между двух огней. Попытки сохранить независимость хотя бы во внутренних делах, лавируя между могущественными соседями, неизменно кончались вторжением с одной или другой стороны. Слабость позиции Армении усугублялась отсутствием у нее внутреннего единства. В стране, рассеченной горными хребтами на множество изолированных районов, реальную власть в которых осуществляли мелкие владетели, нахарары, с собственными отрядами и собственными интересами, любой политический союз, заключенный верховной властью, легко мог быть разрушен одним из таких князьков, обратившихся из личных интересов к другой стороне, и вызвать вторжение стороны противоположной. Правда, та же географическая особенность осложняла завоевателям полное и быстрое покорение страны.

Договор Смбата Багратуни, заключенный с арабами в 695 г., ценой признания вассальной зависимости и выплаты дани (размер которой мы не знаем), подарил Армении несколько лет спокойной жизни. Византия, занятая внутренними проблемами и отбивавшаяся от атак арабов в Малой Азии и Африке, лишена была возможности влиять на ситуацию в Закавказье, сохраняя за собой лишь Четвертую Армению. Об ослаблении ее позиций в этом регионе свидетельствует переход на сторону арабов в 696/97 г. патрикия (правителя? ) Лазика Сергия.

Наместником Джазиры с резиденцией в Мосуле с 693 г. был брат халифа Мухаммад ибн Марван. Отсюда обычно направлялись войска для походов в Закавказье, поэтому и Арминия потенциально находилась в сфере компетенции наместника Джазиры. В эти годы договор, видимо, определял такую степень автономии Арминии, что Мухаммад ибн Марван даже формально не считался ее наместником и граница с Византией, где велись активные военные действия, была вне его компетенции. В 695/96 г. ему приходилось больше внимания обращать в сторону Ирака, откуда грозили нападения хариджитов.

Хронология этих походов иногда вызывает вопросы, а сведения о них чрезвычайно кратки и в арабских, и в христианских источниках, поэтому останавливаться на них мы не будем. Ситуация девяностых годов VII в. не позволяла Абдалмалику вести серьезные военные действия. Все ограничивалось мелкими вторжениями с обеих сторон. Не до войны было и Византии: в 698 г. до Константинополя не только добралась чума – его осадили моряки и отряды провинциальной знати, недовольной политикой Леонтия. После четырехмесячной осады город был взят, вступление победителей сопровождалось грабежами и убийствами. Императора свергли с престола, отрезали нос и отправили в монастырь. В начале 699 г. императором стал флотоводец Апсимар, принявший тронное имя Тиберия III; он был выразителем интересов провинциальной знати, страдавшей от нападения арабов, и должен был активно защищать границы Малой Азии, но в 699 г. никаких решительных действий не предпринимал, видимо из-за той же чумы.

Обстановка в Константинополе, связанная со сменой власти, помогла находившемуся там в почетном плену правителю Албании Вараз-Трдату освободиться и возвратиться на родину. Император бросил его сыновей в темницу, а Вараз-Трдат стал вассалом халифа, избавившись от необходимости платить дань одновременно трем суверенам.

В 700 г. Тиберий нанес арабам поражение в районе Самосаты (Сумайсата). Захват этой крепости открывал кратчайший путь на Эдессу (Руху), важный городской центр Северной Сирии и один из старейших очагов христианства. Действительно серьезное поражение византийцы нанесли Смбату Багратуни, воевавшему на стороне арабов, после чего он перешел на сорону византийцев. На следующий год арабы начали активные действия сразу на нескольких направлениях, в Киликии они захватили важный укрепленный пункт, Мопсуэсту (Масису), отремонтировали ее укрепления и оставили гарнизон, а западнее Малатийи – городок Туранду.

Используя укрепление позиций на границе с Византией, Мухаммад ибн Марван в 83/702 г. совершил поход на Арминию. Целью похода было наказание Смбата Багратуни. Как это осуществлялось, арабские авторы не сообщают, говорится лишь, что Мухаммад разгромил армян, те запросили мира, он заключил с ними мирный договор, оставил наместником некоего Нубайха ибн Абдаллаха ал-Анази. Армянские источники подробно повествуют о бедствиях и жестокости Мухаммада, но причиной вторжения считают злую волю кровожадного арабского военачальника, не упоминая изменение позиции Смбата. Армянский автор сообщает, что Мухаммад вторгся в область, южнее озера Ван, жители ее, спасаясь от арабов, укрывались в неприступных горных твердынях. Мухаммад склонял их к сдаче обещанием помилования, а затем взрослых убивал, а детей обращал в рабство. Спасаясь от мести арабов, Смбат с группой князей дошел до Аракса, переправился через него и укрылся в хорошо укрепленном селении. Преследовавший его пятитысячный арабский отряд, остановившийся перед его стенами, пробыл всю ночь на морозе и не смог выдержать атаки отборной армянской конницы. Отступая через замерший Аракс, арабские конники тесно столпились на льду, и лед проломился. Лишь 300 человек добрались до другого берега и нашли приют у некой княгини Шушаник, которая не позволила Смбату добить беглецов.

Победителям досталась богатая добыча. Часть ее Смбат отправил императору в подтверждение сообщения о победе, вместе с породистыми арабскими скакунами были посланы носы, отрезанные у убитых врагов. Император ответил на это присвоением Смбату высшего придворного звания куропалата. Новый куропалат, ожидая дальнейшего разворота событий, обосновался в горной крепости Тухарк в области Тайк (южнее северной Аджарии).

В отместку за это в 702–703 гг. Мухаммад огнем и мечом прошел Арминию, подавил восстание и поставил гарнизоны в главных городах. Ишхан Албании, Вараз-Трдат, обиженный византийцами, остался верен Халифату и даже, вероятно, попросил Мухаммада припугнуть хазар, чтобы избавить Албанию от набегов. Дойдя до Дербента, Мухаммад получил известие о том, что армяне вновь восстали и осадили гарнизон Двина, а с запада на помощь к ним идет византийская армия с отрядом Смбата. Мухаммад немедленно возвратился в крепость на оз. Севан, загнал повстанцев и вышел навстречу византийцам в верховья Аракса. Византийцы не выдержали удара и бежали. Смбату пришлось вновь искать убежища в Византии, а Мухаммад вернулся в Арминию добивать остатки повстанцев.

Под влиянием победы арабов князь Ваган, правитель Четвертой Армении, признал вассальную зависимость от Халифата, за что получил у византийского историка нелестный эпитет «Семидьявольский».

Месть Мухаммада мятежным нахарарам была неслыханно жестокой. Их пригласили в Нахичеван якобы для занесения в списки на получение жалования, собрали в церкви и, заперев двери, сожгли живыми. В Нахичевани сгорело 800 человек и еще 400 – в расположенном на другом берегу селенье Храм. Князья избежали этой участи, но поплатились драгоценностями и имуществом, а наиболее провинившиеся все же были казнены.

В Мосул к Мухаммаду направился армянский католикос Сахак, чтобы заступиться за свою паству. По дороге он заболел и умер в Харране, оставив письменное послание. Можно догадываться, что не только о милосердии к подопечным думал глава армянской церкви, но и о положении самой церкви в новых условиях, о сохранении церковных владений и налоговых льготах. Отношения церкви с военно-феодальной верхушкой, которая инициировала восстания, были не идеальными, между ними шла борьба за собственность и политическое влияние. Феодалы критически относились к претензиям церкви стать над их властью. Не зря армянский историк Каланкатваци, сообщая о мученической гибели нахараров в огне, замечает, что это было им наказанием за то, что вдохновляемые злым духом, они не уважали духовенство: насмехались над католикосом и священниками и нападали на монахов. В соперничестве феодалов и церкви мусульманские власти могли стать на сторону церкви при условии ее лояльности, тем более что армянская и албанская церковь противостояла византийскому влиянию.

Буквально на следующий год, в 704 г., мусульманским властям пришлось вмешаться в церковный спор. Католикос Албании Нерсес, поддержанный правительницей страны, Спрам (вдовой Вараз-Трдата? ), с частью епископов решил принять догмы православия, соответственно вступив в контакт с византийцами. Епископы, оставшиеся верными монофизитству, во главе с князем Шеройе, собравшись в Партаве (Барда‘а), предали анафеме Нерсеса и его сторонников, и пригласили нового католикоса Илию приехать и восстановить правоверие. Илия написал Абдалмалику, что Нерсес поминает в молитвах императора и собирается отдать ему страну. Абдалмалик пообещал дать распоряжение наместнику арестовать Нерсеса и Спрам. Нерсес пытался скрыться, был найден, предстал перед Илией, был допрошен, наказан в соответствии с приказом халифа и скован одной цепью со Спрам. Отказавшись от пищи, он через восемь дней умер. Тот же собор избрал нового католикоса Албании (Арран).

Наместником большой провинции Арминийа, включавшей Армению и Албанию, был назначен Абдаллах ибн Хатим ибн ан-Ну‘ман ал-Бахили, который вскоре умер, и его место занял его брат Абдал‘азиз, остававшийся на этом посту почти 20 лет. Абдал‘азиз помиловал участников восстания и разрешил вернуться на родину. Решив, что теперь им, монофизитам, нечего церемониться с халкедонитами, они ограбили церковь в каком-то городе, служившим им несколько лет приютом, став на одну доску с арабами, разграбившими армянский монастырь Святого Григория. Нравы с обеих сторон были не из лучших. Армяне считали Мухаммада ибн Марвана исчадием ада, а тот считал, что клятвопреступники, нарушившие договор, заслуживают самой страшной казни.

Полное подчинение Армении арабам явилось тяжелым ударом для Византии, лишившейся потенциального союзника, способного нанести удар в тыл армии, действующей в Малой Азии. Оказать же ей серьезную помощь было невозможно, поскольку основные силы Византии в решающий момент были заняты отражением арабских атак на ее собственную территорию. Наиболее активные военные действия шли на южном фланге арабо-византийской границы в Малой Азии, в направлении на Киликию через прибрежную равнину и севернее, через удобный горный проход Дарб ас-Салам. Борьба шла прежде всего за обладание Масисой (Мопсуэстой), открывавшей путь в Киликию. Она была захвачена в 703 г. У нее была отремонтирована оборонительная стена и был оставлен гарнизон из 300 человек.

В 702 г. одновременно с походом Мухаммада ибн Марвана на Армению Абдаллах ибн Абдалмалик прошел через Дарб ас-Салам и нанес удар византийцам на выходе из прохода, у крепостей Лулуа и Сурийа. В 703 г. арабы нанесли византийцам удар в Киликии. В 704 г. византийцы взяли реванш за все это. Под крепостью Сусийа в Киликии, где находился лагерь Ираклия, брата императора, потерпел поражение отряд Йазида ибн Хунайна, посланный Абдаллахом из Масисы. Тогда же под Турундой потерпел поражение арабский отряд в тысячу человек.

Подобные качели успехов и неудач то одной, то другой стороны, превращение нескольких тысяч квадратных километров в ничейную мертвую полосу, свидетельствовали не только о равенстве сил, но и о том, что для обеих сторон война на этой границе была делом второстепенным. С арабской стороны действовали только силы одной провинции, с византийской стороны, точно так же провинциальные фемные войска. Надежных сведений о численности действовавших здесь войск, как мы видим, нет, пожалуй, только сообщение о численности гарнизона Масисы могут свидетельствовать о том, что в большинстве случаев действовали группы не более нескольких тысяч человек, если считалось, что трехсот человек достаточно для обороны важной крепости.

Иначе сложилась ситуация на другой, дальней границе Халифата, в Северной Африке.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...